ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 2
мирования современного глобалистского типа мышления. «Большей клятвы не могло быть наложено на человечество, — пишет здесь Да нилевский, — как осуществление на Земле единой общечеловечес кой цивилизации. Всемирное владычество должно, следовательно, страшить не столько своими политическими последствиями, сколько культурными. Не в том дело, чтобы не было всемирного государства, республики или монархии, а в том, чтобы не было господства одной цивилизации, одной культуры, ибо это лишило бы человеческий род одного из необходимейших условий успеха и совершенствова ния — элемента разнообразия»14.
Итак, космизм и евразийство, эти два столь ярких феномена оте чественной философской и культурологической мысли, с полным ос нованием могут быть включены в современное научное миросозер цание, предметом которого выступает глобализм. Причем в нем сле дует достаточно четко различать подлинный глобализм, представ ленный гуманистической классикой (вера в социальный прогресс, справедливость, величие человеческого духа и т. п.), и современный глобализм, утверждающий «конец истории», столкновение цивили заций, монополию «золотого миллиарда». В данном случае необхо димо обратиться к методологическому аппарату социальной филосо фии, которая занимает лидирующее положение в познавательном процессе.
Следует отметить, что современная социальная философия при всей широте своей предметной области ставит в центр мировоззре ния и методологии проблему человека. Это, в свою очередь, способ ствует соответствующему направлению развития конкретных истори ческих, социологических, антропологических, этнологических и куль турологических исследований, определяет характер взаимодействия социальной философии с другими разделами философского знания. При этом речь здесь должна идти не о некой «разорванности» соци ального бытия, а о том, что признание человека в качестве централь ной фигуры мировоззренческих и методологических притязаний в каждой из этих областей порождает различные, хотя и близкие друг другу спектры исследовательских программ. В равной степени это от носится и к философии глобализма, объектом которой является со временный этап культурной истории и развития самого человека. Ка ковы основные характеристики понятия глобализма? В своей основе современный глобализм является продуктом научно-технической ре волюции, оказавшей существенное воздействие на все стороны со
циального бытия. А.Д. Сахаров писал в своих воспоминаниях по это му поводу следующее: «Я не был солдатом в той войне — но чувст вовал себя солдатом этой, научно-технической (Курчатов иногда го ворил: мы солдаты — и это была не только фраза). Со временем мы узнали или сами додумались до таких понятий, как стратегическое равновесие, взаимное термоядерное устрашение и т. п. Я и сейчас думаю, что в этих глобальных идеях действительно содержится неко торое (быть может, и не вполне удовлетворительное) интеллектуаль ное оправдание создания термоядерного оружия и нашего персо нального участия в этом. Тогда мы ощущали все это, скорей, на эмо циональном уровне»15.
Эти глобальные идеи впоследствии обрели статус глобальных проблем человечества, которые были связаны не только с поисками путей предотвращения термоядерной войны, но и с сохранением эко логического равновесия, рациональным использованием природных ресурсов, регулированием численности народонаселения и др. Ныне глобализм претендует на статус социокультурной и политической доктрины, он находит свое воплощение в геополитических притяза ниях великих держав и геополитической стратегии транснациональ ных корпораций. Политическая доминанта глобализма воплощается в претензиях на мировое господство (глобализация по-американски) или утверждении многополюсного мира. Для социально-философ ского и системного осмысления глобализм, процессы глобализации представляют интерес по ряду причин.
Во-первых, глобалистская проблематика современного социаль ного мира объединяет в одно исследовательское пространство все многообразие самобытных обществ и культур, выражающих деятель ное начало человека, и общность социального бытия различных эт носов и регионов. Если в первом случае, при анализе самобытности, человеческое начало просматривается в социальной хронодинамике, представленной тремя временными координатами (время труда, 0Ре' мя досуга и время социальной активности), то во втором, при осмыс лении общности, предметом исследований оказывается социокУль‘ турная динамика геополитических пространств.
Во-вторых, традиционная фраза «человек — творец своей суды бы, своей истории» ныне обретает новый смысл: история как свлзУ' ющая нить между прошлым и современностью предстает по своей СУ‘ ти как культурная история человечества. Причем одна из тенденций ее развития на глобальном уровне заключается в попытках раскола
человеческого сообщества на золотой миллиард и остальную его часть («общество 20:80»). Подобного рода социальные трансформа ции становятся предметом множества исследований. Другой тенден цией развертывания культурной истории выступает формирование в социальном мире полюсов силы на основе существовавших на про тяжении многих веков и тысячелетий мировых цивилизаций — китай ской, индийской, арабо-мусульманской, русской, западно-европей ской и др. Эта тенденция находится в явном противоречии с преды дущей, выражающей устремления техногенной цивилизации. В дан ном случае проявляется одна из глубинных социальных закономер ностей: общность социального бытия получает воплощение в циви лизационном многообразии. Общность социального бытия заключа ется в базовых экономических отношениях, а цивилизационное мно гообразие представлено различиями этнического, политического, идеологического, духовно-религиозного, языкового порядка.
В-третьих, в современном социальном мире достаточно четко про слеживается органическая связь между глобализмом и геополити кой. Геополитика в данном сопоставлении предстает как определен ное множество политических действий, направленных на передел со циального пространства. Хронополитика в данном случае предстает как попытки передела социального времени, которые и получают во площение в глобализме. Так, на протяжении XX в. подобного рода геополитические и глобалистские устремления реализовывались и в разделе мира между крупнейшими империалистическими держа вами, и в образовании советской цивилизации, бросившей вызов все му ходу мировой истории, и в попытках утверждения идеологии «кон ца истории», которая претендует на status quo западной цивилиза ции, и в феномене бурного возрождения этнического и религиозного сознания народов, находящихся, по мнению западных идеологов, на задворках истории. Поэтому понятия социального пространства и со циального времени наполняются новым содержанием.
В настоящее время сложились три взгляда на глобализацию: ре волюционный, эволюционный и скептический. Они требуют деталь ного системного анализа, поскольку каждый из этих взглядов следу ет рассматривать как варианты системного подхода. Представим эти варианты в виде таблицы.
Анализируя эту таблицу с позиций системного подхода, следует отметить, что революционный взгляд на глобализацию исходит из ут верждения рыночного пространства в качестве структурообразующе-
^ " \Г 1 о д х о д ы |
Революционный |
Эволюционный |
Скептический |
|
Х а р а к т е ^ ^ ^ ^ |
||||
подход |
подход |
подход |
||
ристики |
||||
|
|
|
||
|
|
|
Формирование тор |
|
Новый этап |
|
Беспрецендентный |
говых блоков, бо |
|
Наступление |
лее слабое гло |
|||
цивилизационного |
уровень |
|||
глобальной эры |
бальное управле |
|||
развития |
глобализации |
|||
|
ние, чем в предше |
|||
|
|
|
||
|
|
|
ствующее время |
|
|
Глобальный капи |
Интенсивная и |
Менее |
|
|
тализм, управле |
взаимозависимый, |
||
Главные черты |
экстенсивная |
|||
ние в глобальных |
чем в 1890-х годах, |
|||
|
глобализация |
|||
|
масштабах |
мир |
||
|
|
Мощь |
Ослабевающая и |
Пересмотренная, |
|
национальных |
реконструирован |
||
распадающаяся |
|||
правительств |
ная |
||
|
|||
Движущие силы |
Свободный |
Движение и |
|
капитал и новая |
модернизации |
||
глобализации |
|||
технология |
своего общества |
||
|
|||
Вид |
Эрозия старых |
Новая архитектура |
|
стратификации |
иерархий |
мирового порядка |
|
Доминирующий |
Стандартизация: |
Трансформация |
|
"Макдоналдс", |
политического |
||
мотив |
|||
Мадонна и др. |
сообщества |
||
|
|||
|
Пересмотр |
Пересмотр |
|
Концептуализация |
природы |
||
межрегиональных |
|||
глобализации |
человеческих |
||
отношений |
|||
|
действий |
||
|
|
||
|
|
Глобальная |
|
Историческая |
Глобальная |
интеграция и |
|
траектория |
цивилизация |
одновременная |
|
|
|
фрагментация |
|
|
Окончание |
Осуществляется |
|
|
трансформация |
||
|
исторической |
||
Суммарный тезис |
государственной |
||
релевантности |
|||
|
мощи и мировой |
||
|
нации-государства |
||
|
политики |
||
|
|
Укрепившаяся и преумноженная
Государственные механизмы и рыночные структуры
Усилившаяся
маргинализация
Юга
Реализация
национальных
интересов
Интернационализа ция и регионализа ция
Региональные
блоки,
столкновение
цивилизаций
Интернационализа ция вступает в за висимость от сог ласия государств и от мирового соот
ношения сил
го элемента системы глобального мира. Системному анализу пред стает такой глобальный мир, в котором все важные решения «будут приниматься транснациональными компаниями в союзе с региональ ными правительствами... Это будет своего рода высокотехнологич ный архипелаг посреди моря нищего человечества»16.
С другой стороны, эволюционный взгляд на глобализацию исхо дит из признания ее как мощной силы, трансформирующей мир. За экономической глобализацией следует политическая под эгидой мирового правительства. При этом постепенно умаляется роль на циональных государств. Как полагает американский политолог С. Стрейндж, «силы деперсонализированного мирового рынка стано вятся более влиятельными, чем мощь государств, чьи ослабевающие возможности отражают растущую диффузию государственных ин ститутов и ассоциаций, переход власти к локальным и региональным органам»17. Следовательно, объектом системного анализа становят ся не исторические устоявшиеся государства, а некие фанто мы — глобальные ассоциации с рыхлой, но экономически детерми нированной структурой, с весьма разнородными и противоречивыми функциями и целями развития.
Надо сказать, что скептическое отношение к идеологии глобали зации получает достаточно многоплановое и жесткое выражение. Вопервых, глобализация подвергается критике за счет того, что она все более явственно предстает как проявление корпоративной силы ми рового капитализма. Во-вторых, за то, что глобализм умаляет роль национальных государств и религиозных ценностей. В-третьих, скеп тиков вполне обоснованно не устраивает глобализм по-американски, утверждающий однополюсный мир. Опять же — это задача систем ного анализа: каковы критерии устойчивости мира как системы (мно гополюсной или однополюсной) в экономическом, политическом, во енном и социокультурном отношении. В-четвертых, идеология глоба лизма уязвима, поскольку она предстает как миф, скрывающий про тивоборство Северной Америки, Европы и Восточной Азии, которое усиливает мировое неравенство и инициативы антиглобалистов. По следние также представляют собой новое системное движение в раз витых странах. Пожалуй, ключевым моментом в системном осмысле нии глобализма является его сопоставление с национальной полити кой государств, которые (а не «невидимая рука рынка») должны оп ределять экономическое развитие мира. «Правительство и народы готовы, — справедливо полагает К. Уолте, — пожертвовать своим