ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 2
благополучием, если речь идет о преследовании национальных, эт нических и религиозных целей»18.
Проблема столкновения цивилизаций, столь остро поставленная еще в начале 90-х гг. XX в. американским ученым С. Хантингтоном, по-прежнему вызывает бурные дискуссии и попытки создать сцена рии межцивилизационных отношений на Земле. Не менее остро сто ит вопрос о месте России в этих отношениях, которые весьма проти воречиво складываются между западно-европейской, восточно-евро пейской, арабо-мусульманской, тропико-африканской, латиноамери канской, китайской и индийской цивилизациями. Следует в данном случае остановиться на двух моментах. Во-первых, народы и государ ства восточно-европейского цивилизационного кода (восточно-евро пейская цивилизация, к которой относится и Россия, произошла от византийской цивилизации) в настоящее время ищут пути выжива ния, во многом ощущая цивилизационную общность судеб.
Во-вторых, характер ответа России в столкновении цивилизаций во многом определяется динамикой демографических изменений, ко торые произойдут в первой половине XXI в. в восточно-европейском регионе и ряде стран южно-европейского региона (Босния и Герцего вина, Греция, Македония, Словения, Югославия), относящихся наря ду с Россией к восточно-европейской цивилизации. Так, если к 2050 г. (по сравнению с 1998 г.) население земного шара возрастет в 1,5 ра за и составит 8,9 млрд человек, то население Восточной Европы за этот же период сократится в 1,2 раза и составит 251,9 млн человек, а население Восточной Европы — 1,3 % населения земного шара19. Демографический потенциал России будет еще более скромным, ес ли учесть, что она населена представителями иных, отличных от пра вославия конфессий.
В заключение остановимся на следующих положениях, которые дают основание для выбора российского варианта глобализации и определения особенностей системного подхода в осмыслении со временного глобализма.
1.Современный глобализм воспроизводит по ряду характерных черт структуру мира на рубеже XIX-XX вв.: тогда капитализм пере шел в свою высшую стадию — империализм, суть которого осталась неизменной: превосходство сильного над слабым.
2.Возникновение Советского Союза и образование мировой систе мы социализма нарушили процесс формирования всемирного хозяйст ва, основой которого оставался империализм и колониальная система.
3. Распад Советского Союза и мировой системы социализма при вели к тому, что процесс создания всемирного хозяйства по меркам империализма стал еще более жестким. Колониальные порядки и им периалистическая политика ведут к расколу человеческого общества на так называемый золотой миллиард и остальную часть человечест ва. Для России такая ситуация характеризуется как своеобразная «латиноамериканизация России», т. е. порядок, при котором политичес кая элита страны попадает в мощное поле притяжения чужой держа вы (в данном случае — США) и потому колеблется между стремлени ем насаждать в своей стране заимствованные у этой державы поряд ки или, если подобный эксперимент оказывается неудачным, устраи вать свои дела, оставаясь в качестве «внутренних эмигрантов», сво бодных от национальных традиций и моральных принципов.
4. Глобализм как современная форма империализма опирается не только на военную экспансию, но также на экспансию экономическую и культурную. Этим самым закрепляется система несправедливого распределения ресурсов планеты: природных, трудовых, интеллекту альных. В этом отношении весьма привлекательным является одно из положений «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», разработанных в 2000 г. Это положение звучит так: «В куль турно-информационной среде глобализация обусловлена развитием технологий, облегчающих перемещение людей и предметов, распро странение и получение информации... Однако данный процесс сопро вождается попытками установления господства богатой элиты над остальными людьми, одних культур и мировоззрений над другими, что особенно нетерпимо в религиозной сфере. В итоге наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универ сальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолют ной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многи ми в христианском мире сопоставляется с построением Вавилонской башни»20.
5. Современный глобализм выявил объективную ситуацию: ни од на страна не может войти в постиндустриальное сообщество без его согласия и поддержки. Принципы такого действия в политическом плане были изложены еще в 1823 г. в послании к Конгрессу Прези дента США Дж. Монро: политика США в Западном полушарии своди лась к недопустимости распространения европейской системы как в Северной, так и в Южной Америке. В концепции национальной бе
зопасности США для нового столетия (она была провозглашена Клинтоном в 1999 г.) границы этого доминирования расширяются до глобальных масштабов. Как утверждает глобализм по-американски: США должны доминировать в мире, поскольку только они способны взять на себя руководство и дать мировому сообществу ответы на вызовы современности.
6. В этих условиях начинает действовать геополитический закон: слабые объединяются против сильного. Одним из вариантов дейст вия этого закона является евразийство, которое следует рассматри вать не только как философскую, культурологическую и идеологиче скую доктрину, но и как социально-политическое движение, противо стоящее глобализму по-американски. При этом необходимо учиты вать, что в настоящее время существуют три варианта евразийства: так называемый северный (российский), тюркский и китайский.
7. Евразия, как единый континент в географическом смысле, в ге ополитическом и социокультурном плане имеет весьма сложную и раз нородную структуру. В глобальном политическом прогнозировании действует принцип: примат целого (культура) над его частью (наука). Поэтому в глобальном политическом прогнозировании необходим учет не только данных научной аналитики, но и включение всех фрагмен тов духовной культуры народов различных регионов Евразии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. M., 2000. С. 6. 2 Белый А. Арабески. М., 1911. С. 242-243.
3 Умов Н.А. Собр. соч. В 3 т. T. 3. Мм 1916. С. 200. 4 Там же. С. 436.
5 Циолковский К.Э. Собр. соч. Т. 2. С. 137, 139.
6 |
Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989. С. 245. |
7 Циолковский К.Э. Причина космоса. Калуга, 1925. С. 11. |
|
8 |
Циолковский К.Э. Реактивный прибор как средство полета в пустоте и в ат |
мосфере. Архив АН СССР. Ф. 555. Оп. 1. Д. 33. Лл. 8-9. |
|
9 Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга, 1930. С. 44. |
|
10 |
См. подробнее: Циолковский К.Э. Космическая философия // Техника-моло |
дежи. 1981. № 4. |
|
11 Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 322. |
|
12 |
Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. С. 312-314. |
13 |
Там же. С. 379. |
14 |
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 426. |
15 |
Правда. 18-21 мая 2001. С. 4. |
16 Albrow М. The Global Age. Cambridge: Polity Press, 1996. P. 243-244.
17 Strange S. The Retreal of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. Cambridge: Cambridge University Press. 1996. P. 4.
18 Waltz K. Globalization and American Power // The National Interest. Spring 2000. P. 52.
19 Расчеты произведены авторами на основе издания: Население земного ша ра. СПб., 2000.
20 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 86-87.
С.И. Агабеков
СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
В настоящее время все более актуальным становится вопрос мо ниторинга инновационного человеческого капитала. Под термином инновационный (высокотехнологический) человеческий капитал бу дем понимать специалистов в области технических и естественных наук, маркетинговых и управленческих технологий. Иными словами, инновационный человеческий капитал — это все те, кто обладает сертифицированными знаниями для создания нового продукта, тех нологиями его производства и доведения до потребителя (ограниче ние сертифицированности вводится как критерий мониторинга).
Некоторые данные, касающиеся доли, структуры и динамики ин новационного человеческого капитала в России, приведены в табли це (1995-1998).
Утверждено в ученой Доктора наук Кандидаты наук
^ ^ с т е п е н и ,
^ Ч О Д Ы |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Специализация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физико- |
344 |
351 |
372 |
439 |
1059 |
993 |
1078 |
1211 |
|
математические науки |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Химические науки |
101 |
115 |
119 |
112 |
462 |
417 |
460 |
451 |
|
Биологические науки |
174 |
194 |
250 |
261 |
811 |
833 |
872 |
865 |
|
Технические науки |
702 |
732 |
778 |
871 |
2563 |
2609 |
2706 |
2880 |
|
1 + 2 + 3 + 4 |
1321 |
1392 |
1519 |
1683 |
4895 |
4852 |
5116 |
5407 |
|
Всего |
2760 |
3022 |
3278 |
3716 |
11553 |
12032 |
13149 |
14558 |
|
Доля указанных четы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рех специализаций в |
48 |
46 |
46 |
45 |
42 |
40 |
39 |
37 |
|
общем числе присуж |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
денных степеней