Файл: Системный подход в современной науке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективы инновационного человеческого капитала в России зависят от того, на каком уровне установится равновесие между спросом на этот ресурс и его предложением. Поскольку спрос предъ­ являют высокотехнологичные компании, равновесный уровень будет определяться степенью развитости высокотехнологичного сектора.

Одна из основных проблем современных российских произ­ водств — износ основных фондов. Как модернизировать значитель­ ную часть промышленного капитала и какое участие в этом должно принимать государство?

Для решения этой и других задач, возникавших в работе, был раз­ работан специализированный вариант социетально-инновационной структуры. В его основе лежат два предположения. Первое — нали­ чие в любой экономике двух устойчивых точек равновесия: низкотех­ нологичной и высокотехнологичной, второе — возможность выявле­ ния в социально-экономической системе ключевых подструктур, влияние которых на ее поведение максимально.

Следует подчеркнуть, что предположение о наличии двух точек равновесия является модельным упрощением. Однако оно представ­ ляется корректным, поскольку объектом изучения служит система пе­ реходного периода и промежуточные равновесия (которые могут иметь место), вероятно, достаточно неустойчивы в силу их слабой подпитки финансовыми ресурсами (наука и оборонные комплексы России в 1990-2000 гг.).

Предлагается выделять следующие ключевые составляющие со­ циетально-инновационной структуры: экономико-институциональ­ ную, мотивационную, организационно-управленческую, образова­ тельную и геополитическую.

Под экономико-институциональной составляющей мы понимаем совокупность институтов, образующих экономическое пространство и задающих правила игры (к примеру, фондовый рынок, частная соб­ ственность, патентное право). Квазиинститутами будем называть ин­ ституциональные суррогаты, формируемые бизнесом (снизу), более динамично реагирующим на изменение окружающей реальности,

атакже общественными организациями, постепенно возникающими

вответ на серьезные внутренние кризисы последних лет. Взаимодей­ ствие между институтами и квазиинститутами происходит посредст­ вом механизма лоббирования.

Мотивационная составляющая определяет восприятие населени­ ем происходящих изменений (к примеру, насколько высока доля лю­


дей, готовых открыть новый бизнес) и формирует индивидуальные функции полезности. Если функции полезности формируются на ос­ нове негативных ожиданий, то это усиливает разрушительные тен­ денции в системе. Такое явление наблюдалось в позднем СССР в ви­ де массового воровства на производстве и постоянно снижавшейся производительности труда.

Организационно-управленческая составляющая воздействует со стороны общей сложившейся структуры принятия решений, начиная с общегосударственных вопросов и заканчивая принципами управле­ ния конкретным предприятием. Одним из основных барьеров, на ко­ торый натолкнулись начатые экономические реформы, был как раз аппаратно-структурный кризис. Причем неэффективный, сточки зре­ ния производства и маркетинга управленческий аппарат промышлен­ ных предприятий (в том числе и высокотехнологичных), сумел край­ не эффективно проявить себя в области лоббирования собственных интересов в органах исполнительной и законодательной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях и таким образом из­ бежал начала процедуры банкротств.

Образовательная составляющая воздействует на систему через оценку экономических и политических событий со стороны наиболее об­ разованной части населения, формирует ее через рекомендации ана­ литических центров наиболее влиятельным лицам государства и опре­ деляет максимально допустимый для страны уровень технологий.

Геополитическая составляющая включает все воздействия на си­ стему со стороны внешних политических и экономических факторов. Важной чертой геополитической составляющей является взаимовли­ яние внутренних и внешних элитных групп.

Описанные выше составляющие образуют своего рода базис для конструирования сценариев развития социально-экономических сис­ тем. Каждая из составляющих может реализоваться в виде ряда аль­ тернатив. Построение сценария происходит путем выбора одной из возможных альтернатив по каждой составляющий и последующей проверки внутренней непротиворечивости набора.

Построенные таким способом сценарии позволяют систематизи­ ровать анализ потенциально возможных равновесий в переходных системах. В случае Росси сценарии можно разделить на две группы: ведущие к точке низкотехнологического и точке высокотехнологиче­ ского равновесия. Различные сценарии переводят систему в одну из указанных точек равновесия с различной скоростью.


Приведем набор, соответствующий либеральной парадигме раз­ вития (либеральный сценарий):

экономико-институциональная составляющая — продолжение импорта институтов;

мотивационная составляющая — коррекция мотивации в сто­ рону повышения индивидуальной мобилизации;

организационно-управленческая составляющая — постепен­ ный рост навыков и культуры менеджмента;

образовательная составляющая — увеличение государствен­ ных и частных расходов на образование, рост его престижа и повы­ шение социального статуса при его наличии;

геополитическая составляющая — постепенная интеграция

втрансатлантические структуры безопасности.

Подробное рассмотрение именно либерального сценария обус­ ловлено тем, что такой путь наименее затратный для государства, по­ скольку основную финансовую нагрузку при модернизации основных фондов берет на себя частный инвестор. Учитывая, что в условиях системного кризиса государство испытывает острую нехватку в фи­ нансовых ресурсах, такой сценарий представляется наиболее веро­ ятным.

Неэффективность государственных модернизационных проектов

Базовой идеей, на которую опираются многие российские эконо­ мисты, остается убеждение в возможности государства посредством специальных регулирующих мер стимулировать высокотехнологиче­ ский сектор. Однако при перечислении мер государственной под­ держки часто не учитывается, что современная ситуация сложилась и остается устойчивой во многом потому, что именно такое положе­ ние дел выгодно большинству высших государственных чиновников.

Как уже отмечено, в позднем советском обществе мотивационное направление воздействовало в сторону разрушения системы. Оно же формировало функции полезности людей, интегрированных во вла­ стную вертикаль. Для реализации крупных модернизационных про­ ектов на государственном уровне необходима политическая воля, ко­ торая отсутствует, поскольку на элитном уровне не произошло кор­ рекции мотивации.

«Связывание» системы происходит через механизм сращивания интересов представителей власти с незаинтересованностью части бизнеса в структурных реформах. Такая незаинтересованность воз­ никает вследствие дополнительной ренты, получаемой рядом ком­ мерческих структур от связи с государством. Это означает заведо­ мую нереализуемость любых проектов модернизации сверху.

Вероятно, существует некий предельный уровень криминализа­ ции и коррупции, при переходе через который становятся невозмож­ ными модернизационные проекты с активным участием государства. Напротив, способность экономики «дышать» появляется лишь после сильного снижения влияния государства на бизнес. Только в этом слу­ чае у России впервые появляется возможность сформировать «век­ тор снизу», когда микроагенты как налогоплательщики влияют на формирование облика государства. Тем не менее при определенных условиях становится невозможной и модернизация «снизу», а либе­ ральные реформы не дают желаемого результата, превращаясь в вы­ рожденные формы сырьевого олигархического капитализма.

В этом случае для России становятся возможными только сцена­ рии, ведущие в точку низкотехнологического равновесия.

Социо-культурный кризис

Анализ взаимосвязи мотивационной динамики и кризиса цивили­ зации мог бы стать в будущем перспективным направлением иссле­ дований. Для этого необходимо проинтерпретировать часто исполь­ зуемое понятие системного кризиса. С кризисом какой системы или систем мы вообще имеем дело?

Когда аналитики осознали, что разрушение единого экономичес­ кого и социального пространства СССР идет по нарастающей и прак­ тически неизбежно, тут же возникла необходимость как-то сформу­ лировать, формализовать происходящее и выявить совокупность действий, которые можно предпринять в подобной ситуации. Отсюда и появились идеи о том, что кризис не носит сугубо экономический или политический характер, что это нечто иное, сопровождающееся какими-то более глубокими изменениями миропонимания субъектов данного процесса.

По сути, под термином «переходная экономика» (в России) мы за­ вуалировали факт разрушения огромного социо-культурного поля,


сформировавшегося в период с 1917 по 1953 г. и существовавшего по своим особым законам, порождая собственные мифы, воздействие которых на политику и экономику практически не рассматривалось.

В позднем СССР, а затем и в России у индивидов непрерывно ме­ нялся не только потребительский набор в силу перехода на более низ­ кое (у кого-то, наоборот, на более высокое) бюджетное ограничение, но и сами функции полезности. Более того, изменилось само множе­ ство, на котором эти функции задаются. Начало этому было положе­ но в момент, когда население стало осознавать неспособность социа­ листической экономики к постоянному самовоспроизводству. А по­ скольку идеалом уже стало потребительское изобилие (во всяком случае, в массовом сознании), реальность вошла в противоречие с идеалом. Корректировать же систему стало уже невозможно из-за колоссальной жесткости выстроенных политических и управленчес­ ких конструкций.

Из функции полезности постепенно исчез такой компонент, как не­ обходимость ощущать себя частью великой державы и потребность вносить свой вклад в создание этого величия. Наоборот, в этот пери­ од стали усиливаться параметры отвращения к негативным сторонам системы. Но прямым следствием таких изменений может стать толь­ ко то, что полезность действия «взять» от государства гораздо выше полезности действия «дать» государству. На заре же возникновения советского государства тип восприятия был совершенно иным.

Отсюда мы делаем вывод: как только какая-либо социо-культур- ная система теряет привлекательность в глазах населения, сразу же векторы экономических действий индивидов автоматически меняют свою направленность таким образом, чтобы усиливать разрушитель­ ные тенденции внутри системы. Начинается стремительное нараста­ ние энтропии, процесс приобретает необратимый характер. Данный процесс заканчивается либо окончательным разрушением государ­ ства (пример — СССР), либо началом нового этапа его эволюции.

Условия начала высокотехнологического роста

В одной работе, посвященной межстрановым различиям (Науко­ ведение, 1999. № 2. С. 7-102) приведены данные по индексу чело­ веческого развития (ИЧР) и соответствующему ему уровню ВВП (дан­

ные представлены ниже на графике). Индекс человеческого разви­ тия — это интегральный показатель, составленный в дополнение (и в некотором смысле как альтернатива) к используемому экономи­ стами показатель ВВП на душу населения, который рассчитывается для каждой конкретной страны и включает в себя с некоторыми до­ лями средний по стране уровень образования, среднее долголетие населения и уровень жизни.

Из приведенных данных отчетливо видно наличие трех интерва­ лов. В первом интервале находятся страны с различным ИЧР, но примерно одинаковым (сравнительно низким) индексом ВВП. Во втором — группы стран с различным индексом ВВП и различным уровнем ИЧР. И, наконец, в третьем интервале находятся страны с различным ИЧР, но примерно одинаковым (сравнительно высо­ ким) индексом ВВП. Россия попадает как раз в переходную зону го­ сударств со средним (близким к высокому) ИЧР, причем за счет вы­ сокого уровня образования при сравнительно низких других пока­ зателях.

График зависимости индекса ВВП от ИЧР по данным Ш Жза 1998 г.

Крупным маркером на графике обозначена Россия с ИЧР равным

0,769.

Из приведенных данных мы делаем вывод о существовании кри­ тического уровня ВВП, преодолев который страна может выбирать, куда направить приобретенное богатство. Однако специфика России состоит в значительном перевесе фактора образования, а значит,


сильно воздействие на систему со стороны образовательного на­ правления, которое все последнее десятилетие работало на под­ держку реформ. Следовательно, для России возможен и обратный вывод: наличие высокого образования способно развернуть систему в сторону высокотехнологичного экономического роста.

Можно выделить следующие условия начала в стране высокотех­ нологичного роста:

при фиксированном высоком уровне технического и естествен­ нонаучного образования, при растущем числе менеджеров и марке­ тологов рано или поздно наступает момент, когда экономика способ­ на трансформировать имеющийся потенциал в рост высокотехноло­ гичного ВНП;

экономика тогда способна произвести эту трансформацию, ког­ да внутри нее проходит период кристаллизации сравнительно неза­ висимой от государства части бизнеса, готовой образовать спрос на высококвалифицированных специалистов. Трансформация ИЧР

врост ВНП происходит вслед за преодолением определенного поро­ га на этапах развития ценностной шкалы внутри бизнеса.

Вбудущем мощным фактором роста, способным привлечь значи­ тельные финансовые ресурсы, мог бы стать рынок акций российских высокотехнологичных компаний. Рост цены акций таких компаний по­ вышал бы их цену при последующих первичных размещениях, а зна­ чит, приводил бы к увеличению инвестиций.

Кроме того, при попадании убыточного производства в частные руки новому собственнику может быть выгоднее продать имеющие­ ся активы и свернуть производство, нежели принимать меры по вы­ воду предприятия из кризиса. Соответственно, если производить пе­ редачу убыточных предприятий новому собственнику путем конвер­ тации долгов в акции и долгосрочные облигации с их последующей продажей на открытом рынке, надо иметь в виду, что совокупная це­ на этих акций и облигаций, позволяющих контролировать предприя­ тие, должна быть достаточно высокой. Но при выходе на открытый рынок цена облигаций будет определяться спросом и предложением. Однако «толщина» российского фондового рынка позволяет крупным игрокам воздействовать на цену активов путем крупных скупок и ин­ тервенций.

Так, годовой объем сделок на нью-йоркской фондовой бирже по­ рядка 14,7 трлн долл., ВВП США в 2000 г. находился в пределах 8,3-9 трлн долл., совокупный годовой объем сделок на всех биржевых