ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 308
Скачиваний: 2
В пользу такого широкого понимания креативности говорят и мно гие ученые, которые постепенно отходят от жесткого разделения ми роздания на объектно-субъектные отношения и все больше задумы ваются над исходной интенционапьностью и телеологичностью про цессов генезиса и развития самых разных систем. Так, астрономы
ифизики, выявляя методологическое значение так называемого ан тропного принципа, приходят к выводу о глубокой целесообразности
игармонии физических законов, определяющих развитие в направ лении повышения степени самоорганизации систем. Понятие телеономии становится одним из ключевых при объяснении эволюции жи вых организмов. Данные физиологии, психологии мышления и линг вистики свидетельствуют об исходной креативной направленности всех основных структур человеческой жизнедеятельности.
Учитывая вышесказанное и опираясь на принцип системности, можно по-новому представить взаимосвязь между основными кате гориями, с помощью которых описываются и раскрываются процес сы креативности. Идея системной организации означает отказ от ге гелевского линейного выведения одних категорий из других, от так называемого восхождения от абстрактного («бедных» по содержа нию категорий) к конкретному (содержательно «богатых» категорий). Для целостного осмысления проблемы креативности необходимо вместо принципа категориальной линеаризации, на наш взгляд, ис пользовать принцип категориального кластирования. При этом каж дый кластер рассматривается как определенный уровень иерархиче ски организованной системы универсальной креативности, тогда как внутри каждого кластера предполагается взаимодополнительность («равноправие») всех входящих в него категорий как элементов оп ределенных смысловых структур.
Впервую группу входят категории, с помощью которых можно кон
цептуально осмыслить генезис и процесс актуализации потенциала креативности универсума на уровне неорганической природы, напри мер— «взаимодействие», «связь», «отношение», «движение», «раз витие» и др. Второй кластер составляют категории, с необходимос тью используемые при описании креативных процессов в живой при роде, — «активность», «борьба», «целенаправленность», «кооперативность», «доминирование» и др. Социокультурное творчество рас крывается через подсистему категорий типа «прогресс», «регресс», «деятельность», «культура», «свобода» и т. п. Наконец, структуру не посредственно субъектно-личностных форм творчества можно «схва
тить» при помощи категорий «вдохновение», «фантазия», «вообра жение», «интуиция», «дискурс» идр.
Понятно, что мы лишь схематично наметили основные кластерные структуры и что остается ряд категорий, таких, как «организация», «самоорганизация», которые активно используются при описании творческих процессов всех уровней. Но в целом, на наш взгляд, пред ложенная систематизация категориального аппарата позволяет бо лее четко и глубоко осмыслить природу креативности как исходной тотальности универсума.
В то же время необходимо иметь в виду, что данная система но сит статичный характер, поскольку кластеры категорий хотя и не яв ляются завершенными, в основном все же дают представление лишь о данности, экзистенции, степени актуализации потенциала креатив ности на разных уровнях, но не о его динамике, процессуальности. Для последнего нужен другой — динамический — ракурс анализа си стемы творчества. В рамках данной работы мы ограничимся построе нием такой динамической системы только в отношении творческих процессов в науке как наиболее поддающихся, в силу сложившихся методов исследований научной деятельности, рациональному осмыс лению.
Иначе говоря, мы задаемся вопросом о возможности построения системы научной деятельности, которая в своей целостности выража ла бы поэтапность и направленность творческих процессов в науке.
До определенного времени, как известно, системный и деятель ностный подходы противопоставлялись как противоположные и вза имоисключающие друг друга. Вероятно, лишь с работ И.В. Кузнецо ва и Э.Г Юдина приходит понимание того, что правомерно говорить не только о структуре тел, но и процессов, стремиться к синтезу двух подходов при исследовании сложных развивающихся объектов. К важному в методологическом плане выводу пришел И.Б. Новик. Са мо «развитие, — считает он, — суть динамическая система систем /суперсистема/ противоречий, имеющих в данный момент свою меру единства и борьбы»3. Хотя здесь еще довольно сильно чувствуется язык марксистской диалектики, которую, кстати, высоко оценивал Л. фон Берталанфи, все же нетрудно усмотреть главную идею — до полнительность (в духе Н. Бора) двух методологических установок.
Деятельность субъекта имеет определенную структуру, элемента ми которой выступают мотивы, цели, средства, действия, операции и др. В отношении науки эти элементы полностью присутствуют лишь
на уровне деятельности конкретного ученого. Поэтому динамическая система творчества в науке относится прежде всего к этому уровню, хотя при определенных допущениях, как мы покажем дальше, эта си стема может быть использована и при осмыслении других уровней научного творчества.
Итак, динамическая система научного творчества включает в се бя следующие элементы-этапы: проблемная ситуация — проблемное событие — креативная ситуация — рождение новации — переход но вации в инновацию — традиция. Дадим краткую характеристику каж дого из этих элементов.
Проблемная ситуация в каждой научной дисциплине складывает ся периодически по мере увеличивающегося расхождения между эм пирическим базисом данной дисциплины и теоретическими построе ниями. Используя языкТ. Куна, можно сказать, что проблемная ситу ация характеризуется ростом так называемых аномалий, постепенно подрывающих статус «нормальной» науки. Эта ситуация определяет ся деятельностью всего научного сообщества, каждый член которо го относительно самостоятельно приходит к осознанию ее появления. Решающим фактором в этом процессе становится то или иное собы тие в жизни конкретного ученого, причем не обязательно связанное непосредственно с его научной деятельностью. Как свидетельствуют многочисленные case-studies, понимание необходимости «опреде литься» в сложившейся проблемной ситуации, выбрать то или иное направление дальнейших исследований или полностью отказаться от них из-за невозможности по каким-то причинам, как представляется ученому, решения данных проблем в обозримом будущем приходит к каждому ученому в связи с определенным событием, оставляющим глубокий след во всей его жизни. Ученый, который сделал выбор в пользу проведения исследований с целью решения осознанной им проблемы, в дальнейшем активно участвует в формировании креа тивной ситуации, призванной максимально эффективно способство вать этому решению. Данная ситуация существенно отличается от проблемной ситуации именно степенью и характером вовлеченности конкретного’ученого в ход событий. Если наличие проблемной ситуа ции характеризует прежде всего объективное положение дел в дан ной дисциплине в определенное время, то креативная ситуация обус ловливает личностную мотивацию, отражает уровень конкуренции между учеными, стремящихся к приоритетам и утверждению своего авторитета в науке. Рождение новации означает субъективный «про
рыв» в решении поставленной проблемы. Ход этого процесса, как правило, не осознается самим ученым и часто представляется ему как непосредственное, внезапное, интуитивное прозрение. В истории науки, начиная с Античности, такое субъективное состояние ученого характеризуют понятием «эврика», а сами новации — открытиями ти па «серендипити». В методологическом плане рождение новации
всознании конкретного ученого, строго говоря, еще нельзя считать действительно научным открытием. Известно, что новизна может оказаться таковой только для самого индивида, но не для науки в це лом. Утверждение частной новации на уровне научного сообщества означает переход ее в ранг инновации. Этот переход чаще всего со пряжен с огромными трудностями самого разного рода и порой рас тягивается, как свидетельствует история науки, на десятилетия и да же столетия. Прочно утвердившиеся в науке инновации получают ста тус научных традиций, на которых воспитываются и образовываются последующие поколения ученых и с которыми так или иначе соотно сятся все вновь рождающиеся новации.
Выявленный системный цикл научного творчества имеет две важ ные особенности. Во-первых, представленная структура цикла носит идеальный характер. Ее целостность и полнота репрезентируются
врезультате рациональной реконструкции нередко очень запутанной истории реальных научных открытий. В конкретной научной практи ке каждого ученого сам переход его от предыдущего к последующе му элементу данной структуры носит принципиально вероятностный
характер, т. е. зависит от свободно выбираемых и периодически пе реосмысливаемых им своих действий. Во-вторых, актуализация каж дого элемента данного цикла обусловливается не только деятельно стью субъекта науки, но зависит и от огромного количества так на зываемых вненаучных факторов. Система научного творчества носит открытый характер, и актуализация каждого элемента-этапа зависит от резонансного (синергетического) совпадения воздействий внеш ней среды с действиями самого ученого4. Особенно очевидно это проявляется на этапе перехода от новации к инновации. История на уки показывает, что различного рода диссонансы на данном этапе приводят к тем явлениям, которые характеризуются в методологии науки как «квазиоткрытие», «феномен опережающего открытия», «несостоявшееся открытие» и т. п.
В заключение обратим внимание на еще одну важную идею сис темного подхода — идею изоморфности разных систем. Выше уже
отмечалось, что проанализированный системный цикл научного творчества является прежде всего наиболее адекватным выражени ем индивидуальных творческих усилий ученых. Иначе говоря, субъ ектом научной деятельности здесь выступает конкретный ученый. В то же время очевидно, что наука, особенно на современном этапе ее развития, — это коллективное предприятие, иерархически инсти туализированное, где в качестве главного субъекта выступает не от дельный ученый, а научное сообщество, начиная с уровня научной лаборатории как исходной «молекулы» науки и кончая сообществом всех научных сообществ как некой «всемирной республики» ученых. Если рассматривать в качестве субъекта научного творчества такое научное сообщество на определенном этапе его развития, то специ фика творческого процесса будет выражаться прежде всего степе нью открытости такой системы по отношению к другим социокультур ным системам и их взаимовлиянию друг на друга. Кроме того, если при анализе системного цикла творческой деятельности на уровне отдельного ученого под понятиями новации и инновации понимается прежде всего процесс «приращения» научного знания, его генезиса и утверждения, то при рассмотрении аналогичного цикла на уровне научного сообщества в качестве новаций и инноваций могут высту пать и социальные институты науки, способы организации ее иссле довательских учреждений. Вспомним, например, что успехи, достиг нутые в ядерной физике исследовательской группой под руководст вом Э. Ферми, во многом были связаны с принципиально новыми ме тодами организации работы его лаборатории. В то же время в целом, как нам представляется, структура системного цикла научного твор чества, где субъектом выступает научное сообщество, изоморфна по отношению к циклу, где субъектом является отдельный ученый.
Более того, на наш взгляд, можно также говорить и об определен ном изоморфизме системы креативности науки в целом по отноше нию к рассмотренным циклам, имея в виду всю историю возникнове ния и развития науки5. Действительно, такой системно-диахронный подход позволяет избежать еще нередко встречающейся схемы кау зально-линейного объяснения причин генезиса науки именно в Древ ней Греции, якобы имплицитного развития науки в эпоху средневеко вья и «закономерного» ее расцвета в Новое время. Понимая науку как одну из форм развития креативного потенциала универсума, о чем го ворилось в начале этой работы, можно прежде всего использовать при ве описании принцип вероятностно-резонансного развертывания ос-