Файл: Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 2. Многократное три, четыре раза воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца. Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз»: едет машина; под кустом лиса [5].

Проанализировав результаты исследования, можно сказать, что очень важна организация формирующего этапа включающего систематическую и целенаправленную, коррекционную работу логопеда, которая в свою очередь будет развивать слоговую структуру у детей дошкольного возраста с дислалией.

2.2Анализ и результаты исследования

Во время проведения исследования ответы детей оценивались по следующей системе:

2 балла – четкое, правильное произношение слов, все предложенные слова произнесены правильно и самостоятельно.

1 балл – замедленное послоговое воспроизведение слов, задания выполняются как самостоятельно, так и с помощью логопеда, возможны одна или две ошибки.

0 баллов – нарушение слоговой структуры слова или невыполнение заданий, большое количество ошибок.

Наибольшее количество баллов, которое возможно получить, за все задания по методике в целом 40 баллов.

Следовательно, изучив и проанализировав эти данные, мы определили три уровня сформированности слоговой структуры слова:

- «высокий» - 30-40 баллов;

- «средний» - 16-29 баллов;

- «низкий» - 0-15 баллов.

Результаты обследования слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией в исследовании представлены в Приложение 1 .

Распределение испытуемых по уровням сформированности слоговой структуры слова представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение испытуемых по уровням сформированности слоговой структуры слова

Уровни

Дети с дислалией

Нормотипичные дети

Высокий

0

10

Средний

7

0

Низкий

3

0




Рисунок 1 - Результаты исследования

Более подробно результаты констатирующего этапа эксперимента можно посмотреть на рисунке 1.

Таким образом, нет испытуемых, которые демонстрировали высокий уровень, 70% испытуемых демонстрировали средний уровень
сформированности слоговой структуры слова, 30% испытуемых имели низкий уровень сформированности слоговой структуры слова. Нормотипичные дети все имеют высокий уровень, что говорит о сформированной слоговой структуре слова.

Таким образом, результаты обследования показали низкий уровень развития слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией, что требует проведения целенаправленной коррекционной работы. Методические рекомендации представлены в параграфе 2.3.

2.3 Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией

Для формирования слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией, необходимо реализовать несколько принципов:

- принцип системности;

- принцип управленческой деятельности;

- принцип комплексного подхода;

- принцип наглядности.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В основе успешного произношения слов сложной слоговой структуры лежат: артикуляционные умения, фонематическое восприятие, ритмическое восприятие, ориентировка в пространстве, сукцессивные процессы.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа:

1 этап - подготовительный, цель которого - подготовить ребенка к овладению ритмической стороной речи. Работа проводится на вербальном и невербальном материале.

2 этап - коррекционный, цель которого исправить нарушения слоговой структуры слова у ребенка. Работа выполняется на речевом материале. При проведении коррекционной работы с дошкольниками рекомендуем руководствоваться принципом ведущей деятельности, который играет большую роль в формировании и развитии слоговой структуры слова.

Подготовительный этап включает работу по:

- формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации;



- развитие пространственно-временной ориентировки;

- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки подразделяются на следующие направления работы:

  1. Ориентировка в собственном теле. Примерные игры для развития

данной функции.

- Игра «Вот какие мы». Инструкция: «Покажите свой живот, спинку, руку. Живот – впереди, спинка – сзади, рука – с боку. Где животик? Где спинка? Где рука?».

- Игра «Наводим порядок». Инструкция: «Найди пару,правильно поставь сандалии» (Перед ребенком варежки, перчатки, сандалии).

  1. Ориентировка в трехмерном пространстве. Примерные игры для указанной функции.

1. Игра «Поезд». Инструкция: «Скажи кто впереди, кто сзади, кто далеко, кто близко?» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки).

2. Игра «Собери сказку». Инструкция: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой» (Перед ребенком – набор игрушек или предметов).

3. Игра «Где звенит?». Инструкция: «Послушай внимательно и скажи, где слышишь звук». Развитие временно-пространственной ориентировки включает в себя использование нескольких игр.

4. Игра «Зайчик пошел в гости». Инструкция: «Представь, что ты и зайчик идешь в гости к своим друзьям. У кого ты был сначала, потом, в самом конце?» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке).

5. Игра «Что сначала, что потом». Инструкция: «Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши. Вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу» (Ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

6. Игра «Посмотри и повтори». Инструкция: «Посмотри, как я делаю, и повтори за мной» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности).

Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений включает в себя следующие направления работы:

1. Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.

2.Развитие чувства темпа.

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. Примерные игры, для развития данной функции.


1. Игра «Мышка и кошка». Инструкция: «Посмотрите как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка» (на частые удары – быстро, как мышки, на редкие – медленно, спокойно, как кошка).

2. Игра «Кулачки – ладошки». Инструкция: «Слушайте стихотворение и выполняйте движения» (взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе: Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук – стук, стук – стук. Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп. Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук – стук – стук, стук – стук – стук, А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп)

  1. Формирование чувства ритма.

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли – предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

Примерные игры и упражнения для формирования данной функции.

1. Игра «Гром». Инструкция: «Если увидите на рисунке большую тучку, хлопните громко, а если маленькую, тихо» (Хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок – большая туча – громкий хлопок, маленькая тучка – тихий).

4.Графические упражнения на переключение.

1. Упражнение «Бусы» (чередование бусин разного цвета – например, красный – желтый – красный – желтый и т.д.).

2. Упражнение «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов). Воспроизведение заданного ритма на слух.

3. Игра «Заинька и ложки» (у взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук – тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «Свое имя» Взрослый продолжает: «Ну-ка, имя ребенка, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // /).

Заключение

В данной работе мы рассмотрели развитие слоговой структуры у детей дошкольного возраста с дислалией.

Слоговая структура - это характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и типов составляющих слогов. Термин «слоговая структура» слова также понимается как особенность слова с точки зрения количества, последовательности и типов составляющих его слогов.


Рассмотрели различные научно – методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как А. К. Маркова, Т. А. Ткаченко, Ю. Ф. Гаркуша, З. Е. Агранович, Н. С. Четвертушкина, С. Е. Большакова и другими.

Все авторы отмечают необходимость проведения специфической работы адресной логопедической помощи по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая является частью общей коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

Мы провели педагогический эксперимент. По результатам которого, выявили:

- нарушения формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста с дислалией проявляется в нарушении количества слогов, нарушение последовательности, уподобление, выпадение звуков и слогов.

Экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости разработки и проведения специальной логопедической работы в развитии слоговой структуры слова у детей возраста с дислалией.

Таким образом, можно сделать заключение о том, что, используя, в своей практической работе дидактические игры с использованием наглядности по развитию слоговой структуры слова возможно добиться, положительных результатов.