Файл: Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией заключение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для составляющих частей слога характерно обладание монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов изучает слитность как основной критерий целостности слога [2].
Таким образом, анализ литературных данных позволяет говорить об адекватном восприятии и производства речи, которое необходимо для работы ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности.
Восприятие и реализация слова осуществляется через развертывание словесной структуры во времени и пространстве; со стремлением к удобству в произношении и подчинением законам гармонии, лада и ритма.
1.2 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с дислалией
Речь – основа человеческого разума. Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, передавать знания и опыт другим. Речь способствует развитию мышления, восприятия и личности в целом. Закревская О.В. [12], и многие другие учёные, считают, что «уровень развития ребёнка раннего возраста, определяет путь его дальнейшего развития».
Становление речи – тонкий психофизиологический процесс, который закладывается ещё до рождения ребёнка, и зависит от многих факторов [2].
Под термином «нарушение речевого развития», понимается группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При нарушении речевого развития нарушается ход речевого развития, появляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставания в темпе [6].
В настоящее время в логопедии существует две классификации нарушений речи: психолого-педагогическая и клинико-педагогическая [8].
Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, задержка психического развития и задержка речевого развития) [8].
Психолого-педагогическая классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР) [3].
Чаще всего задержку речи рассматривают как общее недоразвитие речи
(ОНР) и связывают это с трудностью разграничений этих состояний. Общее недоразвитие речи – различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при сохранном слухе и интеллекте [4].
При дислалии, отмечается позднее начало, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.
Левина Р.Е.[3], указывает на то, что дислалия у детей может выражаться в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного состояния до развёрнутой речи с элементами недоразвития. Но, всё же, у детей с задержкой речевого развития, характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи [6].
Дислалия ставится детям после трёх лет, так как именно после трёх – четырех лет у ребёнка должны быть сформированы все компоненты речи (по Гвоздеву) [15].
Таким образом, следуя рамкам классической логопедии, до трёх лет ставится – ЗРР, после трёх – ОНР. Эти данные указывают на то, что многие дети, у которых выявляется задержка речевого развития в раннем возрасте, находятся в группе риска по ОНР.
Таким образом, «задержка речевого развития» или (ЗРР), может иметь обратимый характер, но чаще всего приводит к закреплению отставания в развитии речи и формированию речевых нарушений [19].
Признаками дислалии у детей с года, являются такие показатели как, снижение объёма устной речи в сравнении с нормой (запас слов ниже 200 - 300 слов). Понимает, но не говорит; объём активного словаря в 2 года от 10 - 15 слов, в три года менее 40 слов; нет предложений [12;13].
Дети ориентируются в названиях предметов, показывают изображения, но не понимают косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Иногда вместо слова, ребёнок воспроизводит один слог. Такие дети «застревают» на уровне полисемантических слов, например, «Ки» может обозначать «киска», «мех», «волосы» [4].
А. К. Маркова [19], определяет слоговую структуру слова, как чередование ударных и безударных звуков различной степени тяжести. По мере развития ребёнок развивается и усложняется его звуко-слоговая структура слов.
Звуко-слоговая структура слов у детей с дислалией идёт по определённому пути и отличается от нормы по характеру усвоения. В отечественной литературе широко представлено исследование слоговой структуры у детей с дислалией.
В трудах «Особенности овладения звуко-слоговой структурой слов детьми третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии» (2007), Герасименко Ю.В. [6], отмечается, что дети с дислалией, допускают разнообразные и многочисленные ошибки воспроизведения как сложных, так и простых по звуко-слоговой структуре слов, которые не соответствуют возрасту.
Допускаются пропуски одного слога или уподобления звуков и слогов по принципу прогрессивной ассимиляции (банан – бабан) и регрессивной ассимиляции (самолёт – мамалёт).
Так же, отличительной особенностью стало то, что дети с дислалией, при воспроизведении редко употребляемых слов допускают разнообразные ошибки в большом количестве.
Дети с дислалией имеют отягощенный неврологический статус, это проявляется особенностями поведения, либо гипервозбудимость, расторможенность, либо, пассивность. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками [4].
Часто у детей отмечается моторная неловкость, плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, у некоторых детей отсутствует «щипцовый» захват. Дети не могут правильно и координировано выполнять движения губами, языком даже после показа взрослыми [4].
Исследования Громовой О.Е. [12], детей с дислалией, показали, что в случае не своевременной коррекции нарушений, появляются трудности в коммуникации (раздражительность, агрессивность, конфликтное поведение, замкнутость, неуверенность в себе, нарушение формирования личности, трудности социальной адаптации).
А также проблемы интеллектуальных функций (ухудшается обобщение и восприятие информации; ухудшается осмысленное запоминание; нарушается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и особенно абстрактно – понятийное мышление; снижается воображение; снижается выраженность эмоций; снижается умение регулировать своё поведение).
Таким образом, чем дольше ребёнок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие.
1.3 Специфика развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией
Обычно в дошкольном возрасте в основном формируется слоговая структура, но в некоторых случаях нарушения слоговой структуры сохраняются и устойчиво проявляются после трех лет. В сочетании с нарушением звкопроизношения (физиологические нарушения) и нарушением звукового наполнения слов нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается её основная развивающая функция - коммуникативная.
В речи такого ребенка отмечаются:
- отдельные слова правильно произносимые: «папа, мама»;
- искаженные по слоговому составу слова («ма-ко» - молоко);
- лепетные слова - «баба», «бах»;
-интанационные контуры слов («титики» = кирпичи);
- слова - звуковые комплексы, которые имеют коммуникативную функцию, но не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфеты).
Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словарного запаса, грамматического строя и другим проявлениям системной недоразвитости языка.
Нарушения слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речи в течение многих лет, проявляясь, каждый раз, когда ребенок сталкивается с новым звуко-слоговым и морфологическим строением слова (например, мотоциклист, парикмахерская).
Если говорить о факторах, которые вызывают нарушение слоговой структуры слова, очень многие авторы отмечают, что сам процесс усвоения слогового состава слова очень тесно с общим развитием речи, в частности, с фонематическими (сенсорными) или моторными (артикуляторное) возможностями ребенка.
В случае преобладания нарушений в области слухового восприятия при дислалии у детей преобладают слоговые перестановки, добавление числа слогов. Уподобление слогов и сокращение согласных стечений случаются редко и изменчивы (то есть сокращенный вариант чередуется с несокращенным вариантом).
При преобладании нарушений при дислалии в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих типов: уменьшение количества слогов, причем в четкой статической форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.
По Л.С. Выготскому: «Одним из важнейших принципов, лежащих в основе овладения детьми речи, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности речевого онтогенеза в условиях нормального и аномального развития».
Поэтому при изучении процесса формирования слоговой структуры слова у детей с дислалией необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования слоговой структуры слова у детей с дислалией предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.
При развитии речи в норме у детей пяти лет широко применяют расширенную речь фразами, разнообразные сложные конструкции предложений. Имеется приличный словарный запас, ребенок владеет навыками словообразования и словоизменения. На этом этапе завершается формирование правильного произношения звуков, а та же подготовка к звуковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы идут хорошо: у некоторых детей даже с нормальным слухом и интеллектом сильно отстает формирование каждого из языковых компонентов: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение было впервые установлено Р. Е. Левиной и определенно, как общее недоразвитие речи.
Бесспорно, речь страдает как целостная функциональная система, в которой нарушены все ее составляющие: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй и связная речь.
Дислалия у дошкольников может проявляться по-разному. При сложных формах этого нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. При этом в детской речи ярко выражены отклонения в воспроизведении слогового состава слова [22].
В случае речевой патологии процесс овладения слоговой структурой слова несомненно растягивается на длительное время и характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием.
Существуют следующие виды нарушений слоговой структуры [19].
1. Нарушение количества слогов:
- элизия - сокращение слога: моток - молоток. Ребенок не полностью воспроизводит количество слогов в слове. Уменьшая количество слогов, могут пропускать слоги в начале слова, в середине, потому что слово может не договариваться до конца.
В зависимости от степени недоразвития речи дети даже двухсложное слово сводят к односложному. Слоговая структура может быть сокращена за счет потери только слогообразующих гласных, при этом второй элемент слова - согласный - остается: сахрница - сахарница.
- итерация - увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей гласной в месте стечения согласных: Салава – Слава.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове: деворе – дерево.
- перестановка звуков соседних слогов: гебемот – бегемот.
Такие искажения занимают особое место: при них не нарушается, количество слогов, а слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажения структуры отдельного слога:
- сокращения стечения согласных, превращающее в закрытый слог в открытый: капута – капуста; слог со стечением согласных – в слог без стечения: тул – стул.
- вставка согласных в слог: лимон – лимонт.
- антипация – уподобление одного слога другому: пипитан – капитан;
- персеверации – застревание на одном слоге в слове: пананама – панама;