Файл: Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией заключение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- контаминации – соединение частей двух слов: холодильница – холодильник, хлебница.
Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствуют о первоначальном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Такие ошибки, как уменьшение количества слогов, приравнивание слогов друг с другом и сокращение стечений согласных, говорят о преимущественном нарушении артикуляционной сферы [19].
Нарушение слоговой структуры слов - наиболее сложное проявление детской речевой патологии для диагностики и коррекции. Масштабы этих расстройств сильно различаются: от незначительных затруднений при произнесении слов со сложной слоговой структурой в спонтанной речи или в сенсибилизированных условиях (например, скороговорки, насыщенные сложными словами) до грубых искажений восприятия и последующего воспроизведения двух или трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.
Искажения слоговой структуры слова носят ненадежный, непостоянный характер и зависят от влияния многих факторов. Дефекты слоговой структуры слов характерны для детей с различными видами речевой патологии и являются одним из диагностических показателей системных речевых нарушений.
Нарушения слоговой структуры слов негативно сказываются на формировании всей языковой системы ребенка в целом (лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи, овладение письменной речью), а также мешают полноценному общению. Особенностью этого вида речевой патологии является не только изменчивость, но и стойкость, что значительно усложняет коррекционную работу.
Нарушения слоговой структуры слов в большинстве случаев сохраняются в речи ребенка намного дольше, чем дефекты звукопроизношения. Слоговая структура слова, усвоенная при изолированном произношении, часто снова искажается при включении этого слова во фразовую или самостоятельную речь, что свидетельствует о значительной степени тяжести недоразвития речи.
Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается важность формирования слоговой структуры слов, что нередко впоследствии является одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников [3].
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина считают, что диагностическим показателем у детей с ОНР II уровень речевого развития является нарушение слоговой строения, которое изменяет слоговой состав слов. В первую очередь выявляются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Дети, которые повторяют три, четыре трудных слова вслед за логопедом, часто искажают их, уменьшая привычное количество слогов. При передаче слов бывает много ошибок: замены,
перестановки звуков и слогов, их сокращение. Для этих детей характерны: персеверации слогов, добавление звуков и слогов, антиципации [6].
Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова также отмечают, что на втором уровне речевого развития существует смесь звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам. Дети учатся использовать слова со сложной слоговой структурой, но этот процесс трудно усвоить, о чем свидетельствует склонность детей переставлять звуки и слоги [21].
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркин обнаружил связь между характерными ошибками в слоговом слоге и состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) способностей. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия. У этой категории детей уподобление слогов и сокращение стечение согласных носят редкий и изменчивый характер.
Ошибки в уменьшении количества слогов, уподобление слогов между собой и стечения согласных говорят о нарушении артикуляционной сферы и более устойчивы [16].
Таким образом, все предыдущие особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словарного запаса, усвоению понятий) и препятствуют общению детей, помимо того, что, несомненно, мешают звуковому анализу и синтезу, следовательно, препятствует обучению грамоте.
Глава 2. Исследование особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией
2.1 Организация исследования
Изучив проблему по заданной теме, проанализировав научно-педагогическую литературу по данной проблеме и поставив перед собой задачи, мы поставили целью исследования – проследить особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.
Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС Комбинированного вида № 77 г. Воронеж. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с дислалией: 4 мальчиков и 6 девочек. И 10 нормотипичных детей в возрасте от 5 до 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек).
На организационном этапе был проведён сравнительный анализ медицинской документации (медицинские и речевые карты). Также было проведено наблюдения за детьми с дислалией, которое позволило составить следующую психолого-педагогическую характеристику данной группы:
- практически у всех отмечалась недостаточная устойчивость внимания;
- ограниченные возможности его распределения;
- недостаточная точность зрительного восприятия;
- нарушение формирования пространственных представлений;
- неустойчивость и сужение объема слуховой, реже зрительной памяти;
- повышенная утомляемость и истощаемость;
- затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой, с одной стратегии мышления на другую.
На следующем этапе был произведен выбор методик и проведено изучение состояния слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией, а также проведена беседа с воспитателями с целью определения причин возникновения у детей дислалии.
На третьем этапе было проведено исследование с нормотипичными детьми и детьми с дислалией.
Цель исследования: выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.
Задачи:
-
Изучить методическую литературу по теме исследования; -
Выявить особенности спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности; -
Выявить особенности отраженного и сопряженного проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных, которые выполняются по инструкции; -
Выявить особенности многократного отраженного воспроизведения слов. -
Выявить особенности состояния слогового состава слова в минимальном контексте. -
Выявить особенности многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.
Методика, которая была проведена для изучения состояния слоговой структуры слова у дошкольников в данном учреждении:
- методика изучения произношения слов различной структурной сложности (Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной), состоящей из пяти блоков [5].
Блок А включает семь заданий на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.
Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Детям предлагается произнести односложные слова без стечений согласных звуков: дом, кот.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков:
а) слова типа СГСГ - лиса, вата;
б) слова типа СГСГС - петух, банан.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков:
а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - хлеб, стул;
б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - танк, зонт.
Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - утка, тапки;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - слоны, шкафы.
Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков:
а) слова типа СГСГСГ - кубики, собака;
б) слова типа СГСГСГС - помидор, телефон.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков: карандаш, яблоко.
Задание 7. Произнесение многосложных слов:
а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, велосипед;
б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, сковородка.
Блок Б состоит из семи заданий на отраженное и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных, которые выполняются по инструкции:«Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1. Отраженное произнесение односложных слов без стечений согласных звуков: мох, мех.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков:
а) слова типа ГСГ и СГСГ - кофе, киты;
б) слова типа СГСГС - газон, кабан.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков: лифт, мост.
Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков:
а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов -
тыква, кактус;
б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова - фрукты, звезда;
в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - пингвин, верблюд.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков:
а) слова типа СГСГСГ - ворона, малина;
б) слова типа СГСГСГС - воробей, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков:
а) слова с одним стечением согласных звуков - аптека, осьминог;
б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, гвоздика.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов:
а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, чемоданы;
б) слова со стечениями согласных звуков - холодильник, велосипедист.
Блок В содержит два задания с помощью которых, происходит выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Предлагается детям многократно повторить слова с опираясь на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза»: банан, пингвин.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз»: кактус, Буратино.
Блок Г включает два задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка»:
а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); колючий ... (кактус)»;
б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «мы полетим на ... (самолете); я мечтаю о ... (велосипеде)».
Задание. 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».:
а) Бим спит; Бим охотится;
б) Бим едет на грузовике; Бим покупает продукты.
Блок Д включает два задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.
Задание 1. Многократное три, четыре раза воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца. Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори»: скачет зайчишка; Галина ест малину.