Файл: Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- контаминации – соединение частей двух слов: холодильница – холодильник, хлебница.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствуют о первоначальном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Такие ошибки, как уменьшение количества слогов, приравнивание слогов друг с другом и сокращение стечений согласных, говорят о преимущественном нарушении артикуляционной сферы [19].

Нарушение слоговой структуры слов - наиболее сложное проявление детской речевой патологии для диагностики и коррекции. Масштабы этих расстройств сильно различаются: от незначительных затруднений при произнесении слов со сложной слоговой структурой в спонтанной речи или в сенсибилизированных условиях (например, скороговорки, насыщенные сложными словами) до грубых искажений восприятия и последующего воспроизведения двух или трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность.

Искажения слоговой структуры слова носят ненадежный, непостоянный характер и зависят от влияния многих факторов. Дефекты слоговой структуры слов характерны для детей с различными видами речевой патологии и являются одним из диагностических показателей системных речевых нарушений.

Нарушения слоговой структуры слов негативно сказываются на формировании всей языковой системы ребенка в целом (лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи, овладение письменной речью), а также мешают полноценному общению. Особенностью этого вида речевой патологии является не только изменчивость, но и стойкость, что значительно усложняет коррекционную работу.

Нарушения слоговой структуры слов в большинстве случаев сохраняются в речи ребенка намного дольше, чем дефекты звукопроизношения. Слоговая структура слова, усвоенная при изолированном произношении, часто снова искажается при включении этого слова во фразовую или самостоятельную речь, что свидетельствует о значительной степени тяжести недоразвития речи.

Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается важность формирования слоговой структуры слов, что нередко впоследствии является одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников [3].

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина считают, что диагностическим показателем у детей с ОНР II уровень речевого развития является нарушение слоговой строения, которое изменяет слоговой состав слов. В первую очередь выявляются ошибки в передаче слоговой структуры слов. Дети, которые повторяют три, четыре трудных слова вслед за логопедом, часто искажают их, уменьшая привычное количество слогов. При передаче слов бывает много ошибок: замены,
перестановки звуков и слогов, их сокращение. Для этих детей характерны: персеверации слогов, добавление звуков и слогов, антиципации [6].

Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова также отмечают, что на втором уровне речевого развития существует смесь звуков, близких по артикуляционным и акустическим характеристикам. Дети учатся использовать слова со сложной слоговой структурой, но этот процесс трудно усвоить, о чем свидетельствует склонность детей переставлять звуки и слоги [21].

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркин обнаружил связь между характерными ошибками в слоговом слоге и состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) способностей. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия. У этой категории детей уподобление слогов и сокращение стечение согласных носят редкий и изменчивый характер.

Ошибки в уменьшении количества слогов, уподобление слогов между собой и стечения согласных говорят о нарушении артикуляционной сферы и более устойчивы [16].

Таким образом, все предыдущие особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словарного запаса, усвоению понятий) и препятствуют общению детей, помимо того, что, несомненно, мешают звуковому анализу и синтезу, следовательно, препятствует обучению грамоте.


Глава 2. Исследование особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией

2.1 Организация исследования

Изучив проблему по заданной теме, проанализировав научно-педагогическую литературу по данной проблеме и поставив перед собой задачи, мы поставили целью исследования – проследить особенности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДС Комбинированного вида № 77 г. Воронеж. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с дислалией: 4 мальчиков и 6 девочек. И 10 нормотипичных детей в возрасте от 5 до 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек).

На организационном этапе был проведён сравнительный анализ медицинской документации (медицинские и речевые карты). Также было проведено наблюдения за детьми с дислалией, которое позволило составить следующую психолого-педагогическую характеристику данной группы:

- практически у всех отмечалась недостаточная устойчивость внимания;

- ограниченные возможности его распределения;

- недостаточная точность зрительного восприятия;

- нарушение формирования пространственных представлений;

- неустойчивость и сужение объема слуховой, реже зрительной памяти;

- повышенная утомляемость и истощаемость;

- затруднение в переключении с одного вида деятельности на другой, с одной стратегии мышления на другую.

На следующем этапе был произведен выбор методик и проведено изучение состояния слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дислалией, а также проведена беседа с воспитателями с целью определения причин возникновения у детей дислалии.

На третьем этапе было проведено исследование с нормотипичными детьми и детьми с дислалией.

Цель исследования: выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с дислалией.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме исследования;

  2. Выявить особенности спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности;

  3. Выявить особенности отраженного и сопряженного проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных, которые выполняются по инструкции;

  4. Выявить особенности многократного отраженного воспроизведения слов.

  5. Выявить особенности состояния слогового состава слова в минимальном контексте.

  6. Выявить особенности многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.


Методика, которая была проведена для изучения состояния слоговой структуры слова у дошкольников в данном учреждении:

- методика изучения произношения слов различной структурной сложности (Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной), состоящей из пяти блоков [5].

Блок А включает семь заданий на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.

Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задание 1. Детям предлагается произнести односложные слова без стечений согласных звуков: дом, кот.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков:

а) слова типа СГСГ - лиса, вата;

б) слова типа СГСГС - петух, банан.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва - хлеб, стул;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова - танк, зонт.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - утка, тапки;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - слоны, шкафы.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков:

а) слова типа СГСГСГ - кубики, собака;

б) слова типа СГСГСГС - помидор, телефон.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков: карандаш, яблоко.

Задание 7. Произнесение многосложных слов:

а) слова без стечений согласных звуков - Буратино, велосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, сковородка.

Блок Б состоит из семи заданий на отраженное и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных, которые выполняются по инструкции:«Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1. Отраженное произнесение односложных слов без стечений согласных звуков: мох, мех.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - кофе, киты;

б) слова типа СГСГС - газон, кабан.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков: лифт, мост.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов -
тыква, кактус;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова - фрукты, звезда;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков - пингвин, верблюд.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков:

а) слова типа СГСГСГ - ворона, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков:

а) слова с одним стечением согласных звуков - аптека, осьминог;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, гвоздика.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов:

а) слова без стечений согласных звуков - водолазы, чемоданы;

б) слова со стечениями согласных звуков - холодильник, велосипедист.

Блок В содержит два задания с помощью которых, происходит выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1. Предлагается детям многократно повторить слова с опираясь на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза»: банан, пингвин.

Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз»: кактус, Буратино.

Блок Г включает два задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.

Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка»:

а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); колючий ... (кактус)»;

б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «мы полетим на ... (самолете); я мечтаю о ... (велосипеде)».

Задание. 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».:

а) Бим спит; Бим охотится;

б) Бим едет на грузовике; Бим покупает продукты.

Блок Д включает два задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений.

Задание 1. Многократное три, четыре раза воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца. Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори»: скачет зайчишка; Галина ест малину.