Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можем сделать вывод, что большинство детей проводят своё свободное время дома.
Рисунок 4 – Ответы на 4 вопрос анкеты для изучения взаимоотношений
ребёнка иродителей.
Из линейной диаграммы видим, что в основном родители делают заме- чания детям по поводу учёбы, поведения в семье, чрезмерного увлечения гаджетами и телепередачами, из-за невыполнения их указаний, из-за попыток критиковать поведение родителей.
Рисунок 5 – Ответы на 7 вопрос по указанной выше
анкете.
Из круговой диаграммы по 7 вопросу следует, что, по мнению детей, наиболее эффективным методом преодоления недостатков характера является указание родителями ошибок и предоставление ими возможности действовать самостоятельно.
Рисунок 6 – Ответы на 8 вопрос по указанной выше анкете.
Из данной диаграммы мы можем сказать, что после приготовления к за- нятиям дети чаще проводят своё свободное время одни, чем с друзьями.
По результатам данной анкеты можно сделать вывод, что от стиля вос- питания зависит уровень конфликтности в семье, так как дети любят родите- лей, как и родители любят детей. Никто не желает конфликта. И при правиль- ном стиле воспитания и взаимодействия конфликта можно избежать, чтои ука- зывает на уровень конфликтности. Гипотеза подтверждена. Чем лучше будет стиль воспитания, тем меньше будет уровень конфликтов в семье.
Было проведено исследование по методике И. Марковской Взаимодей- ствия Родитель–Ребёнок, по результатам которого была
составлена таблица 3.
Таблица 3 – Результаты исследования по опроснику для изучениявзаи- модействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] – почти единствен- ная, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника, предназначенные и для детей, и для родителей, измеряющие одни и те же па- раметры детско-родительского взаимодействия.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
Опросник делится на 10 шкал, общее количество баллов по каждой из которых подсчитывается, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Ключ, в котором соотнесены все шкалы с вопросами по ним в таблице, расположен ниже.
Таблица 4 – Ключ к ВРР
Был проведён опрос школьников 9 класса МОБУСОШ с. Засечное, отве- тили6 человек. Использовал из этих 3 форм вариант опроса для подростков. Подводил оценки по баллам для матери и для отца. Результаты показывают, что вполной семье требования со стороны матери и отца в основном одинако- вые. Внекоторых семьях более строгий отец, но есть и семьи, в которых более строгая мать. Всё же степень контроля, по результатам моего опроса, больше принадлежит отцам. В эмоциональном отношении девочки ближе к отцу, а у мальчиков большая привязанность к матери. Только в 2 семьях чув- ствуется отвержение отца или неприятие отчима. Как показывает опрос, сте- пень сотрудничества с отцами выше. Редко существуют разногласия в приня- тии решений, несогласованность в действиях. Последовательность в требова- ниях к своим детям больше у матерей. В большинстве семей авторитетность у
ОСЬ ПО КРИТЕРИЯМ
отцоввыше или равна авторитету матерей. У большинства опрошенных сте- пени удовлетворённости с каждым из родителей равны.
Рисунок 7 – Оценка матери по критериям по методике ВРР И. М. Марков- ской.
На этой диаграмме показаны оценки отношения детей к матери по кри- териям. Наиболее высокую оценку матери дали по критериям 6 – степени со- трудничества, 8 – последовательности в требованиях. Авторитет матери у де- тей высок. Также высокая оценка по степени удовлетворённости в отношениях с ней.
Низкие оценки по критерию строгости (2), 1 –степени требовательности. Результаты опроса также свидетельствует о том, что от стиля воспита-
ния зависит уровень конфликтности в семье. Так как показатели по шкалам родительского отношения к детям достаточно высокие, то и показатели отно-
шения детей к родителям в основном высокие. Из результатов самой методики и этой столбчатой диаграммы следует зависимость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания матери. А именно, в большинстве семей у матерей проявляются мягкость (2), нетребовательность (1), последовательность
требований или просьб. Степень сотрудничества между детьми и мамами вы- сокая, поэтому дети в большинстве случаев могут довериться им по какому-то вопросу, между ними наблюдается отсутствие конфликта, взаимопонимание. Высокие авторитет и удовлетворённость отношениями матерей детьми свиде- тельствуют о том, что дети слушаются матерей, уважают их, довольны отно- шениями с ними, что также влияет на не возникновение конфликта в семье. Это показывает нам то, что уровень конфликтности между детьми и матерями достаточно низкий вследствие взаимопонимания между детьми и мамами, стиля воспитания матерей.
ской.
Рисунок 8 – Оценка отца по критериям по методике ВРР И. М. Марков-
На этой диаграмме показаны оценки отношения детей по критериям к
отцу. В диаграмме показано, что оценки отцу высоки по следующим кри- териям. По 4 – степени эмоциональной близости, 5 – степени принятия, 9 – авторитетности, 10 –степени удовлетворённости отношениями с отцом.
Низкие оценки по критерию строгости (2), степени контроля (3).
Из результатов методики и этой столбчатой диаграммы следует зависи- мость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания отца. Аименно, в большинстве семей у отцов опрашиваемых проявляются мягкость, нетребова- тельность, что не вызывает конфликта между отцами идетьми, очень часто идёт на пользу отношениям детей и родителей. Отцы у большинства опрошен- ных проявляют мягкость к своим детям, предоставляютавтономию детям в их
Рисунок 4 – Ответы на 4 вопрос анкеты для изучения взаимоотношений
ребёнка иродителей.
Из линейной диаграммы видим, что в основном родители делают заме- чания детям по поводу учёбы, поведения в семье, чрезмерного увлечения гаджетами и телепередачами, из-за невыполнения их указаний, из-за попыток критиковать поведение родителей.
Рисунок 5 – Ответы на 7 вопрос по указанной выше
анкете.
Из круговой диаграммы по 7 вопросу следует, что, по мнению детей, наиболее эффективным методом преодоления недостатков характера является указание родителями ошибок и предоставление ими возможности действовать самостоятельно.
Рисунок 6 – Ответы на 8 вопрос по указанной выше анкете.
Из данной диаграммы мы можем сказать, что после приготовления к за- нятиям дети чаще проводят своё свободное время одни, чем с друзьями.
По результатам данной анкеты можно сделать вывод, что от стиля вос- питания зависит уровень конфликтности в семье, так как дети любят родите- лей, как и родители любят детей. Никто не желает конфликта. И при правиль- ном стиле воспитания и взаимодействия конфликта можно избежать, чтои ука- зывает на уровень конфликтности. Гипотеза подтверждена. Чем лучше будет стиль воспитания, тем меньше будет уровень конфликтов в семье.
Было проведено исследование по методике И. Марковской Взаимодей- ствия Родитель–Ребёнок, по результатам которого была
составлена таблица 3.
Таблица 3 – Результаты исследования по опроснику для изучениявзаи- модействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
№ испытуе- мого п/п | Шкалы (критерии) | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||||||
М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | М | О | ||||||||||
1 | 8 | 19 | 13 | 17 | 13,5 | 18 | 22 | 12 | 21.5 | 11 | 24 | 7 | 19 | 12 | 23 | 10 | 25 | 8 | 22 | 6 | |||||||||
2 | 15 | — | 11 | — | 18,5 | — | 13 | — | 11,5 | — | 11 | — | 12 | — | 16 | — | 14 | — | 17 | — | |||||||||
3 | 11 | 11 | 13 | 12 | 7 | 14,5 | 17 | 23 | 16,5 | 26,5 | 13 | 19 | 11 | 17 | 21 | 22 | 9 | 19 | 25 | 25 | |||||||||
4 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10,5 | 13 | 18 | 20 | 19,5 | 20 | 18 | 20 | 16 | 15 | 16 | 16 | 15 | 15 | 21 | 21 | |||||||||
5 | 17 | 17 | 14 | 15 | 18,5 | 15,5 | 19 | 20 | 13 | 15,5 | 20 | 20 | 12 | 13 | 12 | 11 | 20 | 22 | 18 | 18 | |||||||||
6 | 17 | 20 | 10 | 10 | 14,5 | 14,5 | 16 | 18 | 20 | 20 | 14 | 14 | 17 | 17 | 11 | 11 | 25 | 25 | 22 | 22 |
Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] – почти единствен- ная, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника, предназначенные и для детей, и для родителей, измеряющие одни и те же па- раметры детско-родительского взаимодействия.
При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:
-
1 балл – совершенно не согласен, это утверждение совсем не под- ходит, -
5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно под- ходит.
Опросник делится на 10 шкал, общее количество баллов по каждой из которых подсчитывается, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Ключ, в котором соотнесены все шкалы с вопросами по ним в таблице, расположен ниже.
Таблица 4 – Ключ к ВРР
№ во- проса | М | О | № во- проса | М | О | № во- проса | М | О | № во- проса | М | О | № во- проса | М | О | Сумма по шкале |
1 | | | 13 | | | 25 | | | 37 | | | 49 | | | 1. Степень требова- тельности |
2 | | | 14 | | | 26 | | | 38 | | | 50 | | | 2. Степень строгости |
3 | | | 15 | | | 27 | | | 39 | | | 51 | | | 3. Степень контроля Арифметическая сумма/ 2 |
4 | | | 16 | | | 28 | | | 40 | | | 52 | | | |
5 | | | 17 | | | 29 | | | 41 | | | 53 | | | 4. Степень эмоц. близости |
6 | | | 18 | | | 30 | | | 42 | | | 54 | | | 5. Степень принятия Ариф. сумма/ 2 |
7 | | | 19 | | | 31 | | | 43 | | | 55 | | | |
8 | | | 20 | | | 32 | | | 44 | | | 56 | | | 6. Степень сотрудни- чества |
9 | | | 21 | | | 33 | | | 45 | | | 57 | | | 7. Степень согласия |
10 | | | 22 | | | 34 | | | 46 | | | 58 | | | 8. Последователь- ность в требованиях |
11 | | | 23 | | | 35 | | | 47 | | | 59 | | | 9. Авторитетность |
12 | | | 24 | | | 36 | | | 48 | | | 60 | | | 10. Степень удовле- творённости отно- шениями |
Был проведён опрос школьников 9 класса МОБУСОШ с. Засечное, отве- тили6 человек. Использовал из этих 3 форм вариант опроса для подростков. Подводил оценки по баллам для матери и для отца. Результаты показывают, что вполной семье требования со стороны матери и отца в основном одинако- вые. Внекоторых семьях более строгий отец, но есть и семьи, в которых более строгая мать. Всё же степень контроля, по результатам моего опроса, больше принадлежит отцам. В эмоциональном отношении девочки ближе к отцу, а у мальчиков большая привязанность к матери. Только в 2 семьях чув- ствуется отвержение отца или неприятие отчима. Как показывает опрос, сте- пень сотрудничества с отцами выше. Редко существуют разногласия в приня- тии решений, несогласованность в действиях. Последовательность в требова- ниях к своим детям больше у матерей. В большинстве семей авторитетность у
ОСЬ ПО КРИТЕРИЯМ
отцоввыше или равна авторитету матерей. У большинства опрошенных сте- пени удовлетворённости с каждым из родителей равны.
Рисунок 7 – Оценка матери по критериям по методике ВРР И. М. Марков- ской.
На этой диаграмме показаны оценки отношения детей к матери по кри- териям. Наиболее высокую оценку матери дали по критериям 6 – степени со- трудничества, 8 – последовательности в требованиях. Авторитет матери у де- тей высок. Также высокая оценка по степени удовлетворённости в отношениях с ней.
Низкие оценки по критерию строгости (2), 1 –степени требовательности. Результаты опроса также свидетельствует о том, что от стиля воспита-
ния зависит уровень конфликтности в семье. Так как показатели по шкалам родительского отношения к детям достаточно высокие, то и показатели отно-
шения детей к родителям в основном высокие. Из результатов самой методики и этой столбчатой диаграммы следует зависимость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания матери. А именно, в большинстве семей у матерей проявляются мягкость (2), нетребовательность (1), последовательность
требований или просьб. Степень сотрудничества между детьми и мамами вы- сокая, поэтому дети в большинстве случаев могут довериться им по какому-то вопросу, между ними наблюдается отсутствие конфликта, взаимопонимание. Высокие авторитет и удовлетворённость отношениями матерей детьми свиде- тельствуют о том, что дети слушаются матерей, уважают их, довольны отно- шениями с ними, что также влияет на не возникновение конфликта в семье. Это показывает нам то, что уровень конфликтности между детьми и матерями достаточно низкий вследствие взаимопонимания между детьми и мамами, стиля воспитания матерей.
ской.
Рисунок 8 – Оценка отца по критериям по методике ВРР И. М. Марков-
На этой диаграмме показаны оценки отношения детей по критериям к
отцу. В диаграмме показано, что оценки отцу высоки по следующим кри- териям. По 4 – степени эмоциональной близости, 5 – степени принятия, 9 – авторитетности, 10 –степени удовлетворённости отношениями с отцом.
Низкие оценки по критерию строгости (2), степени контроля (3).
Из результатов методики и этой столбчатой диаграммы следует зависи- мость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания отца. Аименно, в большинстве семей у отцов опрашиваемых проявляются мягкость, нетребова- тельность, что не вызывает конфликта между отцами идетьми, очень часто идёт на пользу отношениям детей и родителей. Отцы у большинства опрошен- ных проявляют мягкость к своим детям, предоставляютавтономию детям в их