Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можем сделать вывод, что большинство детей проводят своё свободное время дома.

Рисунок 4 – Ответы на 4 вопрос анкеты для изучения взаимоотношений

ребёнка иродителей.

Из линейной диаграммы видим, что в основном родители делают заме- чания детям по поводу учёбы, поведения в семье, чрезмерного увлечения гаджетами и телепередачами, из-за невыполнения их указаний, из-за попыток критиковать поведение родителей.

Рисунок 5 – Ответы на 7 вопрос по указанной выше

анкете.

Из круговой диаграммы по 7 вопросу следует, что, по мнению детей, наиболее эффективным методом преодоления недостатков характера является указание родителями ошибок и предоставление ими возможности действовать самостоятельно.

Рисунок 6 Ответы на 8 вопрос по указанной выше анкете.

Из данной диаграммы мы можем сказать, что после приготовления к за- нятиям дети чаще проводят своё свободное время одни, чем с друзьями.

По результатам данной анкеты можно сделать вывод, что от стиля вос- питания зависит уровень конфликтности в семье, так как дети любят родите- лей, как и родители любят детей. Никто не желает конфликта. И при правиль- ном стиле воспитания и взаимодействия конфликта можно избежать, чтои ука- зывает на уровень конфликтности. Гипотеза подтверждена. Чем лучше будет стиль воспитания, тем меньше будет уровень конфликтов в семье.

Было проведено исследование по методике И. Марковской Взаимодей- ствия Родитель–Ребёнок, по результатам которого была
составлена таблица 3.

Таблица 3 – Результаты исследования по опроснику для изучениявзаи- модействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)


№ испытуе- мого п/п

Шкалы (критерии)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

М

О

1

8

19

13

17

13,5

18

22

12

21.5

11

24

7

19

12

23

10

25

8

22

6

2

15



11



18,5



13



11,5



11



12



16



14



17



3

11

11

13

12

7

14,5

17

23

16,5

26,5

13

19

11

17

21

22

9

19

25

25

4

12

12

12

11

10,5

13

18

20

19,5

20

18

20

16

15

16

16

15

15

21

21

5

17

17

14

15

18,5

15,5

19

20

13

15,5

20

20

12

13

12

11

20

22

18

18

6

17

20

10

10

14,5

14,5

16

18

20

20

14

14

17

17

11

11

25

25

22

22



Методика И. Марковской [Марковская И.М., 1998] – почти единствен- ная, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника, предназначенные и для детей, и для родителей, измеряющие одни и те же па- раметры детско-родительского взаимодействия.

При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

  • 1 балл совершенно не согласен, это утверждение совсем не под- ходит,

  • 5 баллов совершенно согласен, это утверждение абсолютно под- ходит.

Опросник делится на 10 шкал, общее количество баллов по каждой из которых подсчитывается, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Ключ, в котором соотнесены все шкалы с вопросами по ним в таблице, расположен ниже.

Таблица 4 Ключ к ВРР

во-

проса



М



О

во-

проса



М



О

во-

проса



М



О

во-

проса



М



О

во-

проса



М



О



Сумма по шкале


1








13








25








37








49







1. Степень требова- тельности

2







14







26







38







50







2. Степень строгости

3







15







27







39







51







3. Степень контроля Арифметическая

сумма/ 2


4








16








28








40








52








5








17








29








41








53







4. Степень эмоц. близости

6







18







30







42







54







5. Степень принятия Ариф. сумма/ 2

7







19







31







43







55








8








20








32








44








56







6. Степень сотрудни- чества

9







21







33







45







57







7. Степень согласия


10








22








34








46








58







8. Последователь- ность в требованиях

11







23







35







47







59







9. Авторитетность



12









24









36









48









60







10. Степень удовле- творённости отно- шениями



Был проведён опрос школьников 9 класса МОБУСОШ с. Засечное, отве- тили6 человек. Использовал из этих 3 форм вариант опроса для подростков. Подводил оценки по баллам для матери и для отца. Результаты показывают, что вполной семье требования со стороны матери и отца в основном одинако- вые. Внекоторых семьях более строгий отец, но есть и семьи, в которых более строгая мать. Всё же степень контроля, по результатам моего опроса, больше принадлежит отцам. В эмоциональном отношении девочки ближе к отцу, а у мальчиков большая привязанность к матери. Только в 2 семьях чув- ствуется отвержение отца или неприятие отчима. Как показывает опрос, сте- пень сотрудничества с отцами выше. Редко существуют разногласия в приня- тии решений, несогласованность в действиях. Последовательность в требова- ниях к своим детям больше у матерей. В большинстве семей авторитетность у


ОСЬ ПО КРИТЕРИЯМ
отцоввыше или равна авторитету матерей. У большинства опрошенных сте- пени удовлетворённости с каждым из родителей равны.

Рисунок 7 Оценка матери по критериям по методике ВРР И. М. Марков- ской.

На этой диаграмме показаны оценки отношения детей к матери по кри- териям. Наиболее высокую оценку матери дали по критериям 6 – степени со- трудничества, 8 – последовательности в требованиях. Авторитет матери у де- тей высок. Также высокая оценка по степени удовлетворённости в отношениях с ней.

Низкие оценки по критерию строгости (2), 1 –степени требовательности. Результаты опроса также свидетельствует о том, что от стиля воспита-

ния зависит уровень конфликтности в семье. Так как показатели по шкалам родительского отношения к детям достаточно высокие, то и показатели отно-
шения детей к родителям в основном высокие. Из результатов самой методики и этой столбчатой диаграммы следует зависимость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания матери. А именно, в большинстве семей у матерей проявляются мягкость (2), нетребовательность (1), последовательность

требований или просьб. Степень сотрудничества между детьми и мамами вы- сокая, поэтому дети в большинстве случаев могут довериться им по какому-то вопросу, между ними наблюдается отсутствие конфликта, взаимопонимание. Высокие авторитет и удовлетворённость отношениями матерей детьми свиде- тельствуют о том, что дети слушаются матерей, уважают их, довольны отно- шениями с ними, что также влияет на не возникновение конфликта в семье. Это показывает нам то, что уровень конфликтности между детьми и матерями достаточно низкий вследствие взаимопонимания между детьми и мамами, стиля воспитания матерей.




ской.

Рисунок 8 Оценка отца по критериям по методике ВРР И. М. Марков-
На этой диаграмме показаны оценки отношения детей по критериям к

отцу. В диаграмме показано, что оценки отцу высоки по следующим кри- териям. По 4 степени эмоциональной близости, 5 степени принятия, 9 – авторитетности, 10 –степени удовлетворённости отношениями с отцом.

Низкие оценки по критерию строгости (2), степени контроля (3).

Из результатов методики и этой столбчатой диаграммы следует зависи- мость уровня конфликтности в семье от стиля воспитания отца. Аименно, в большинстве семей у отцов опрашиваемых проявляются мягкость, нетребова- тельность, что не вызывает конфликта между отцами идетьми, очень часто идёт на пользу отношениям детей и родителей. Отцы у большинства опрошен- ных проявляют мягкость к своим детям, предоставляютавтономию детям в их