Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лые, по 60 вопросов в каждой. Текст опросника содержит 10 шкал критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут счи- таться базовыми в родительско-детских отношениях. Взрослый вариант

опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет ана- логичную детскому варианту структуру. При заполнении опросника родите- лям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 1 балл — совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит; 5 баллов — совершенно согласен, это утверждение абсо- лютно подходит.

Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по по- хожей схеме. Вычисляется общее количество баллов по каждой отдельной шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Об- ратные утверждения переводятся в баллы подсчётом в обратном порядке. Если вопросы оцениваются баллами от 1 до 5, то перевод оценок в баллы идёт уже в обратном порядке – от 5 до 1. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утвер- ждений, поэтому арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка.


2.2 Интерпретация полученных результатов


Было проведено исследование по анкете «Взаимоотношения в семье», по результатам которой была составлена таблица 1, в которой можно увидеть ответы по каждому из вопросов данной анкеты.

Таблица 1 – Результаты анкеты «Взаимоотношения в семье»


испытуемого

п./п.

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

1



1

4

3

4

1

3

3



2

2

1



1

5

3

4

1

3

3



3

3

2



2

6

1

4

1

3

3



4

2

1



1

4

3

4

1

3

3



5

2

1



1

4

4

2

1

3

3



6

2

1



1

4

4

2

1

3

3



7

3

2



2

6

1

4

1

3

3



8

3

2



2

6

1

4

1

3

3



9

2

1



1

5

4

5

1

1

1



10

2

1



1

5

4

5

1

1

1






Рисунок 1 Результаты анкеты «Взаимодействие в семье»

Из линейной диаграммы мы можем сделать вывод, что в большинстве семей опрошенных царит дружественная обстановка. Дети часто бывают с ро- дителями и вместе проводят досуг, смотрят телепередачи, обсуждают вопросы учёбы детей.

Иногда в семьях бывают ссоры родителей, которые проходят, как пра- вило, без присутствия детей, но если дети слышат это, то пытаются родителей помирить.

В семьях присутствует взаимопомощь. Дети помогают родителям по хо- зяйству, а родители помогают детям в учёбе, развивают их интересы, так как дети по собственному желанию посещают развивающие школьные и вне- школьные кружки и секции.

На досуге дети вместе с родителями могут поиграть в различные игры. От этого улучшается взаимопонимание между родителями и детьми, и в дан- ных семьях не возникают серьёзные конфликты. Из таблицы 1 мы можем сде- лать вывод, что ответили дети из благополучных семей, в которых родители уважают детей и друг друга, присутствует взаимопонимание. А это свидетель- ствует в том числе и о том, что стиль воспитания в этих семьях – демо- кратический. В таких семьях низкий уровень конфликтности, что зависитот де- мократического стиля воспитания, который используется в этих семьях, про- являющийся в взаимопонимании и уважении между членами семьи.

Следовательно, гипотеза о зависимости уровня конфликтности в семье от стиля воспитания подтверждается.

Было проведено исследование и по анкете
для изучения взаимоотноше- ний ребёнка и родителей, по результатам которого была составлена таблица 2.

Таблица 2 – Результаты по анкете для изучения взаимоот- ношений ребёнка и родителей

п./п.

Отметка времени

Номер вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

09.11.2022

19:19:30


1;2;5;6;8;9;11;12;13


4


2


1;3;6;9;10


1


1


2


1


2.

09.11.2022

19:22:58


1;2;5;8;13;15


1


1


1;4;5


1


1


2


2


3.

09.11.2022

19:26:17


4;7;8;11;13


2


2


1;6;9


1


1


1


1


4.

09.11.2022

20:51:30


1;4


2


2


3


1


1


2


2

5.

21:09:20

1;13

1

1

5

1

1

2

1


6.

21.11.2022

18:44:28


11;13


2


1


7


1


1


2


4

Из таблицы 2 мы можем сделать вывод, что на данную анкету ответили 6 человек. Результат показывает, что в этих семьях уважают детей и гордятся ими, заботятся о них в меру своих материальных возможностей.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок рос хорошим и дисциплини- рованным. Дети же любят их и не хотят огорчать. Большинство детей хотят
проводить свободное время дома. В некоторых семьях у детей и родителей возникает непонимание из-за учёбы, чрезмерного увлечения гаджетами. Дети иногда против того, что родители хотят их удержать под своим надзором, по- этому пытаются критиковать некоторые решения родителей, не выполняют их указания.

Они желали бы, чтобы родители лишь оценивали поступки своих детей и давали им исправлять ошибки самостоятельно. Хоть есть какие-то разногла- сия, и есть некоторый уровень конфликтности, но дети в большинстве случаев слушаются своих родителей.

А родители тоже пытаются что-то предпринимать, чтобы поддерживать хорошие отношения с детьми.

Из этого можно подвести итог, что стиль воспитания основан на взаимо- понимании, значит его можно назвать демократическим, от которого зависит уровень конфликтности, как правило, низкий в семьях с таким стилем воспита- ния. Следовательно, гипотеза исследования подтверждена и этой анкетой.

Рисунок 2 – Ответы на 1 вопрос анкеты для изучения взаимоотноше- ний ребёнка и родителей

Следует, что дети слушаются родителей, потому что они любят их, и не хотят причинять им горе. В некоторых семьях родители строгие, контроли- руют их, но дают детям всё, что они хотят.

Рисунок 3 – Ответы на 2 вопрос анкеты для изучения взаимоотношений

ребёнка иродителей.

Из этой круговой диаграммы мы