Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
из видов противоборства».

Также неоднозначно трактуют понятие «конфликт» и современные рос- сийские исследователи. Некоторые из них в качестве причины конфликта называют «несовпадающие интересы», что в корне неверно. Несовпадающие интересы, как правило, не вызывают конфликта. Так, если одному субъекту нравится собирать грибы, а другому ловить рыбу, то их интересы не совпа- дают, а конфликтная ситуация не возникает. Вот если они оба заядлые рыбаки и претендуют на одно и то же место у водоема, то в этом случае конфликт вполне возможен. Очевидно, здесь правомерно говорить о несовместимых или взаимоисключающих интересах и целях сторон конфликта.

Конфликт – острейший способ разрешения важных противоречий, воз- никающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.

Признаками конфликта являются:

  1. Столкновение противоположно направленных целей, интере- сов позиций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимодей- ствия;

  2. Наличие объективных или мнимых противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, мотивами, ролями субъек- тов;

  3. Противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремлениенанести ущерб по оппоненту, травмировать «Я»;

  4. Негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновыехарактеристики конфликтного взаимодействия.

В психологии выделяют типологии конфликта в зависимости от выбран- ных за основу критериев:


  • внутриличностные;

  • межличностные;

  • между личностью и организацией.

По способу разрешения: конструктивные и деструктивные конфликты. Причины возникновения конфликта: трудовой процесс; психологические осо- бенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии, культурные и этнические различия, неэффективная психологическая коммуникация и др.); личностное своеобразие членов группы.

Этапы развития конфликта:

  1. Скрытый (латентный): возникновение объективной проблем- ной ситуации. Осознание объективной проблемной ситуации. Попытка разре- шить проблемную ситуациюнеконфликтным способом. Возникновение пред- конфликтной ситуации.

  2. Открытый этап: инцидент первое противодействие сторон. Эскалация конфликта – резкое углубление разногласий. Сбалансированное противодействие. Завершение открытого периода конфликта (разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт).

  3. Скрытый этап (послеконфликтная ситуация): частичное налажи- вание отношений. Полная нормализация отношений.

1.3 Особенности конфликтов в детско-родительских отношениях


В ситуации любого конфликта вполне ясно, что для успешной жизнеде- ятельности, формирования и духовного становления личности всех участни- ков конфликта, необходимо обязательно эффективно разрешить этот кон- фликт. Поэтому необходимо выявить причины конфликта в детско-родитель- ских отношениях и их устранения. Без этого невозможно эффективно разре- шить конфликт, т.е. не допустить его повторения. Практика показывает, что эти причины могут быть самыми разными, поскольку конфликты между роди- телями и детьми могут возникать под действием целого ряда психологических факторов. Поэтому детско-родительские конфликты, как и любые конфликты могут иногда носить характер непредсказуемости. Очень важно не доводить до того, чтобы конфликт был непредсказуемым, надо стараться понимать друг друга, хоть это и не всегда получается.

Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин)

конфликтов в отношениях родителей и детей. Во-первых, причиной конфлик- тов между старшим и младшим поколениями является тип внутрисемейных отношений, который бывает гармоничным и дисгармоничным. Также стиль воспитания негативно влияет на детско-родительские отношения.

Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ре- бёнку,применение ими определенных приемов и методов воздействия на ре- бенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаи- модействия с ребёнком. В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократиче- ский (авторитетный), индифферентный. Часто попустительский и индиффе- рентныйстили воспитания соединяют в один. Черты характера ребёнка, опре- деляемые
стилем родительского поведения:

  1. При авторитарном стиле воспитания дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики

  • неуправляемы и агрессивны. Как правило, высокий уровень конфликтности, вызванный родителем.

  1. При либеральном стиле воспитания дети склонны к непослуша- нию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В не- которых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны. Тоже может сопровождаться высоким уровнем конфликтности, только уже со стороны ребёнка.

  2. При демократическом стиле воспитания дети адаптированы, уве- рены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство соб- ственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль. Благоприятная обстановка в семье, ведущая к низком уровню конфликтности.

  3. При индифферентном стиле воспитания дети самостоятельны, им по плечурешение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению, поэтому тоже сопровождается высоким уровнем конфликтности со стороны детей.

В гармоничной семье складывается динамическое равновесие, проявля- ющееся в утверждении психологических ролей каждого члена семьи, станов- лении семейного «Мы», способности членов семьи решать противоречия.

Вполне понятно, что дисгармония семьи это негативный характер су- пружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимоотношении су- пругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенден- цию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, появлению чувства постоянной тревоги у детей.

Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и
детьми относят губительность семейного воспитания. Его чертами, как пра- вило, являются следующие характеристики:

    • противоречия членов семьи по вопросам воспитания;

    • нелогичность, непоследовательность, неадекватность;

    • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

    • накрученные требования к детям, частое применение шантажа. Указанные черты выражаются в разнообразных ошибках воспитания.

Наиболее известной в нашей стране классификацией отклонений в стилях се- мейного воспитания является А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер, в которой названы следующие отклонения в стилях семейного воспитания.

  1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведе- нием, доходящий иногда до полной безнадзорности;

  2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и за- бота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;

  3. Воспитание по типу «кумир семьи»;

  4. Эмоциональное отвержение;

  5. Повышенные моральные требования;

  6. Непрогнозируемые эмоциональные реакции;

  7. Жестокость;

  8. Противоречивое воспитание.

Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи вызывают различные проблемы в воспитании, такие как:

  1. Тревожность, страхи у ребенка;

  2. Высокий уровень агрессивности ребенка;

  3. Низкая адаптация к группе сверстников;

  4. Низкая адаптация к школьным требованиям;

  5. Негативизм одного или обоих родителей;

  6. Систематические нарушения правил и норм поведения.

Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. При этом конфликты могут носить как явный, так и скрытый (латентный)