Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть детско-родительский конфликт со стороны и де- тей, и родителей; -
Понять причины конфликтов детско-родительских отношений, выявитьфакторы и особенности, влияющие на проблему детско-родительских конфликтов, их сущность; -
Разобрать стадии процесса конфликта детско-родительских от- ношений,данное явление, как психологический феномен; -
Найти методы их предотвращения, возможные варианты их решения; -
Среди них подобрать наиболее подходящий метод для решения кон- фликта; -
Объяснить на основании исследования проблемы данным ме- тодом полученные результаты.
Практическая значимость исследования: решение конфликтных си- туаций между поколениями. Выявление методов и особенностей предупрежде- ния конфликтов в детско-родительских отношениях. Предпринятие шагов к уменьшению разрыва между поколениями, улучшению детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость исследования: выявляется взаимосвязь психологических качеств и характеристик, определяющих состояние детско- родительских отношений. Доказывается приведённая мной гипотеза о том, что уровень конфликтности в детско-родительских отношениях зависит отстиля воспитания родителями детей.
Экспериментальная база исследования: было проведено исследова- ние по анкете «Взаимодействие в семье», анкете для изучения взаимоотноше- ний ребёнка и родителей, опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Методы исследования: теоретический –
изучение и теоретический ана- лиз психолого-педагогической и методологической литературы; изучение и обобщение опыта преподавателей и психологов;
эмпирический – Тестирование и анкетирование;математический – шка- лирование.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы конфликтов в детско-родитель- скихотношениях
-
Детско-родительские отношения, ихсущность 6 -
Конфликт как психологическийфеномен 12
1.3. Особенности конфликтов детско-родительских отношений 14
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей предупреждения детско-родительских конфликтов
-
Ход исследования, методики исследования, этапы исследования 21 -
Интерпретация полученных результатов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтов в детско-роди- тельских отношениях
1.1 Детско-родительские отношения, их сущность
Швейцарский психиатр, Карл Густав Юнг: «Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах.»
Детско-родительские отношения – это традиционные семейные отноше- ния, в которые непосредственно включен ребёнок. Этот вид взаимодействия в семье расположен на одном из важных мест в ходе развития ребёнка.
Под надзором отца с матерью ребенок приобретает собственный первый жизненный опыт, простые знания о находящейся вокруг реальности
, умения и навыки жизни в обществе. Многие негативные состояния детей отлично решаю тся через родителей. Если родители готовы меняться сами. Убеждения, ценно- сти, прошлый опыт родителей формируют модели воспитания и отношениек детям.
По старой английской пословице "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя" не всегда, получается, жить, так как сознательно и только усилиями воли не в каждом случае, получается, поменять своё поведение. В аналогию с ней можно привести и русские пословицы “Сумел родить, сумей и воспитать”, “Наказывать легче, чем воспитывать”, “Что посеешь, то и пожнёшь”.
Подсознательно заложены определённые форматы отношений, которые нужно осознать и изменить. Родители должны давать ребенку достаточно вни- мания адекватнооценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочув- ствие, где-топодсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выпол- нять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испыты- вают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать роди- телей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в
семейной иерархии.
Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реак- ция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверен- ности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти по- нимание вне семейных взаимоотношений, что часто может быть опасно.
Взрослые люди должны четко
осознавать, что их взаимоотношения в се- мье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладыва- ются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только припомощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.
Все психологи утверждают, что ребёнок счастлив лишь тогда, когда в его семье царит мир и порядок, а мама с папой любят и понимают друг друга. И наоборот: когда в семье случаются частые ссоры и недопонимания, ребёнок растёт в негативной среде. Тогда либо ребёнок растёт несчастным и подавлен- ным, либо чувствует и ведёт себя как глава семьи.
Чтобы избежать подобных ситуаций, родители должны избегать ссор, скандалов, недопониманий в кругу семьи особенно на глазах ребёнка. Здесь крайне важно не потерять взаимопонимание между ребёнком и родителем. Крайне важно проводить беседы с ребёнком и помочь ему понять, что он мо- жет, смело делиться своими проблемами и переживаниями.
Из-за неправильного стиля воспитания растёт уровень конфликтностив семье, поэтому порой случается, что с возрастом ребенок начинает доверять друзьям и знакомым больше, чем своим маме и папе. Психология отношений детей и родителей включает в себя следующиеважныепункты:
-
Общение; -
Совместная деятельность; -
Влияние родителей на формирование характера ребенка; -
Влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.
"Не важно, что нам дали родители, важно, что мы сделали с тем, что нам
они дали". В этих словах говорится о том, что
нужно правильно распоряжаться опытом предков, ведь он является иногда очень важной составляющей в по- строении будущего. Ведь новое нелегко построить, а старое легко сломать. Поэтому нужно выбирать лучшие стороны прошлого опыта и привносить их в будущее. Только так дети могут построить счастливую дальнейшую жизнь. Иногда родители хотят уберечь своих детей от ошибок своего же прошлого опыта, но дети их не всегда правильно понимают.
Успех семейного воспитания и психологического развития ребенка за- висит от того, насколько гармонично и слажено организовано взаимодействие внутри семьи. Именно наличие благоприятных семейных условий и положи- тельных взаимоотношений с родителями является гарантией получения ребен- ком должного воспитания, успешного формирования его личности. В совре- менном мире, под воздействием большого числа различных стрессовых ситу- аций, завышенных и постоянно увеличивающихся требований к воспитанию детей и в условиях и постоянной занятости родителей зарождение детско-ро- дительских конфликтов выступает достаточно распространенным явлением.
Наиболее часто такие конфликты вызваны типом внутрисемейных отно- шений, стилем воспитания, деструктивностью семейного воспитания и нали- чием ошибок воспитательного воздействия на детей. В некоторых случаях в качестве причин детско-родительских конфликтов могут выступать возраст- ные кризисы и личностные факторы (качества личности ребенка, родителей, членов семьи).
Для успешной дальнейшей жизнедеятельности всех участников кон- фликта, он должен быть в обязательном порядке эффективно разрешен. Прежде всего, для эффективного разрешения детско-родительских конфлик- тов необходимо четко определить их природу, провести анализ факторов