Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер.
Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку средиличностных особенностей детей, способствующих возникновению кон- фликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил пове- дения,игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрям- ство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их кон- фликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, привержен- ность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.
Это можно обойти, придерживаясь правильного стиля воспитания, кото- рый поможет обрести понимание между сторонами конфликта. Родителям нужно прислушиваться к мнению детей, как и детям – к мнению родителей. Это поможет свести к норме у детей непослушание, упрямство, их эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. У родителей – увеличить демо- кратичность взглядов, их современность.
Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцен- тризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.
Возрастной кризис – переходный период от одного этапа детского
развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружа- ющими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. [3]
Детские психологи выделяют следующие возрастныекризисы
детей:
Практика показывает то, что, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причиныдетско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях, в том числе в стиле воспитания родителями детей, отношениях между родителями. Как их избежать? Как уменьшить кон-
фликтность детско-родительских отношений?
Детско-родительские конфликты: профилактика
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления.
Данные направления должны осуществляться в комплексе друг с дру- гом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эф- фективному снижению конфликтности отношений.
В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ре- бенком может быть рекомендовано следующее:
Учет перечисленных рекомендаций позволит добиться взаимодоверия между родителем и ребенком. Более того, они помогут добиться авторитета родителя в глазах ребёнка и сохранить это качество.
2.1. Ход исследования, методики исследования, этапы исследова-
Целью исследования было выявление особенностей предупреждения конфликтов в детско-родительских отношениях, выяснение того, насколько будет подтверждена моя гипотеза.
С учениками 8 класса МОБУСОШ с. Засечное было проведено исследо- вание по анкете «Взаимодействие в семье» Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наме- тить пути их решения. Из 15 присутствующих откликнулись 10.
Ученикам 5 класса МОБУСОШ с. Засечное была предложена анкета для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей. Предлагаемая анкета была составлена для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей и выявляет их вид взаимоотношений
Исследование по опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Методика рассчитана для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник даёт возможность выяснить не только оценку родителей, но и видение взаимодействия с позиции детей. Опросник "Взаимо- действие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две парал- лельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два вари- анта опросника: Вариант для подростков и их родителей; Вариант для родите- лей дошкольников и младших школьников.
Исходя из этого, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрос-
Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку средиличностных особенностей детей, способствующих возникновению кон- фликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил пове- дения,игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрям- ство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.
Среди личностных особенностей родителей, способствующих их кон- фликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, привержен- ность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.
Это можно обойти, придерживаясь правильного стиля воспитания, кото- рый поможет обрести понимание между сторонами конфликта. Родителям нужно прислушиваться к мнению детей, как и детям – к мнению родителей. Это поможет свести к норме у детей непослушание, упрямство, их эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. У родителей – увеличить демо- кратичность взглядов, их современность.
Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцен- тризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.
Возрастной кризис – переходный период от одного этапа детского
развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружа- ющими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. [3]
Детские психологи выделяют следующие возрастныекризисы
детей:
-
кризис первого года (переход от младенчества к раннему дет- ству); -
кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); -
кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школь- ному возрасту); -
кризис пубертатного периода – сексуального созрева- ния (переход отмладшего школьного к подростковому возрасту — 12— 14 лет); -
подростковый кризис 15—17 лет.
Практика показывает то, что, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
-
конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); -
конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); -
конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указанийи контроля); -
конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой). -
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей от- вечаеттакими реакциями (стратегиями), как: -
реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
-
реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); -
реакция изоляции (стремление избежать нежелательных
контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причиныдетско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях, в том числе в стиле воспитания родителями детей, отношениях между родителями. Как их избежать? Как уменьшить кон-
фликтность детско-родительских отношений?
Детско-родительские конфликты: профилактика
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления.
-
Развитие педагогической культуры родителей, позволяющей учитыватьвозрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния. -
Организация семьи на коллективных началах. Общие перспек- тивы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, сов- местные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий. -
Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспи- тательного процесса. -
Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. [3]
Данные направления должны осуществляться в комплексе друг с дру- гом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эф- фективному снижению конфликтности отношений.
В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ре- бенком может быть рекомендовано следующее:
-
всегда помнить об индивидуальности ребенка; -
рассматривать значимость каждого нового решения для каж- дой новойситуации; -
пытаться понять требования маленького ребенка; -
помнить необходимость времени для перемен; -
противоречия расценивать как факторы нормального развития; -
выражать постоянство по отношению к ребенку; -
чаще давать выбор из нескольких вариантов; одобрять разные идеи конструктивного поведения; -
вместе искать выход способом перемены в ситуации; пере- смотреть количество запретов и разрешений; -
минимально использовать наказания, только в необходимом случае приих справедливости; -
позволить ребенку ощутить неизбежность отрицательных по- следствийего проступков; -
последовательно освещать возможности негативных послед- ствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений; -
брать в расчёт лёгкость переключения внимания у маленьких детей.
Учет перечисленных рекомендаций позволит добиться взаимодоверия между родителем и ребенком. Более того, они помогут добиться авторитета родителя в глазах ребёнка и сохранить это качество.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению осо- бенностей предупреждения детско-родительских конфликтов
2.1. Ход исследования, методики исследования, этапы исследова-
ния
Целью исследования было выявление особенностей предупреждения конфликтов в детско-родительских отношениях, выяснение того, насколько будет подтверждена моя гипотеза.
С учениками 8 класса МОБУСОШ с. Засечное было проведено исследо- вание по анкете «Взаимодействие в семье» Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наме- тить пути их решения. Из 15 присутствующих откликнулись 10.
Ученикам 5 класса МОБУСОШ с. Засечное была предложена анкета для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей. Предлагаемая анкета была составлена для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей и выявляет их вид взаимоотношений
Исследование по опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Методика рассчитана для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник даёт возможность выяснить не только оценку родителей, но и видение взаимодействия с позиции детей. Опросник "Взаимо- действие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две парал- лельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два вари- анта опросника: Вариант для подростков и их родителей; Вариант для родите- лей дошкольников и младших школьников.
Исходя из этого, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрос-