Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характер.

Перечисленные проблемы влекут за собой появление еще одного фактора конфликтов между родителями и детьми – личностного фактора, поскольку средиличностных особенностей детей, способствующих возникновению кон- фликтов, называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил пове- дения,игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрям- ство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их кон- фликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, привержен- ность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.

Это можно обойти, придерживаясь правильного стиля воспитания, кото- рый поможет обрести понимание между сторонами конфликта. Родителям нужно прислушиваться к мнению детей, как и детям – к мнению родителей. Это поможет свести к норме у детей непослушание, упрямство, их эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т. п. У родителей – увеличить демо- кратичность взглядов, их современность.

Справедливости ради необходимо отметить, что упрямство и эгоцен- тризм, непослушание может быть вызвано возрастным кризисом – еще одной причиной детско-родительских конфликтов.

Возрастной кризис переходный период от одного этапа детского

развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружа- ющими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. [3]

Детские психологи выделяют следующие возрастныекризисы
детей:

  1. кризис первого года (переход от младенчества к раннему дет- ству);

  2. кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

  3. кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школь- ному возрасту);

  4. кризис пубертатного периода – сексуального созрева- ния (переход отмладшего школьного к подростковому возрасту 12— 14 лет);

  5. подростковый кризис 15—17 лет.

Практика показывает то, что, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указанийи контроля);

  • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

  • Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей от- вечаеттакими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);




  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных

контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Причиныдетско-родительских конфликтов – это взаимные ошибки во взаимоотношениях, в том числе в стиле воспитания родителями детей, отношениях между родителями. Как их избежать? Как уменьшить кон-

фликтность детско-родительских отношений?

Детско-родительские конфликты: профилактика

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления.

  1. Развитие педагогической культуры родителей, позволяющей учитыватьвозрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

  2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспек- тивы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, сов- местные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

  3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспи- тательного процесса.

  4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. [3]

Данные направления должны осуществляться в комплексе друг с дру- гом. Только объединение перечисленных направлений может привести к эф- фективному снижению конфликтности отношений.

В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ре- бенком может быть рекомендовано следующее:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;

  • рассматривать значимость каждого нового решения для каж- дой новойситуации;

  • пытаться понять требования маленького ребенка;

  • помнить необходимость времени для перемен;

  • противоречия расценивать как факторы нормального развития;

  • выражать постоянство по отношению к ребенку;

  • чаще давать выбор из нескольких вариантов; одобрять разные идеи конструктивного поведения;

  • вместе искать выход способом перемены в ситуации; пере- смотреть количество запретов и разрешений;

  • минимально использовать наказания, только в необходимом случае приих справедливости;

  • позволить ребенку ощутить неизбежность отрицательных по- следствийего проступков;

  • последовательно освещать возможности негативных послед- ствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

  • брать в расчёт лёгкость переключения внимания у маленьких детей.


Учет перечисленных рекомендаций позволит добиться взаимодоверия между родителем и ребенком. Более того, они помогут добиться авторитета родителя в глазах ребёнка и сохранить это качество.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению осо- бенностей предупреждения детско-родительских конфликтов


2.1. Ход исследования, методики исследования, этапы исследова-

ния



Целью исследования было выявление особенностей предупреждения конфликтов в детско-родительских отношениях, выяснение того, насколько будет подтверждена моя гипотеза.

С учениками 8 класса МОБУСОШ с. Засечное было проведено исследо- вание по анкете «Взаимодействие в семье» Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наме- тить пути их решения. Из 15 присутствующих откликнулись 10.

Ученикам 5 класса МОБУСОШ с. Засечное была предложена анкета для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей. Предлагаемая анкета была составлена для изучения взаимоотношений ребёнка и родителей и выявляет их вид взаимоотношений

Исследование по опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

Методика рассчитана для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник даёт возможность выяснить не только оценку родителей, но и видение взаимодействия с позиции детей. Опросник "Взаимо- действие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две парал- лельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два вари- анта опросника: Вариант для подростков и их родителей; Вариант для родите- лей дошкольников и младших школьников.

Исходя из этого, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрос-