Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология на тему Предупреждение детскородительских конфликтов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи исследования:


  1. Рассмотреть детско-родительский конфликт со стороны и де- тей, и родителей;

  2. Понять причины конфликтов детско-родительских отношений, выявитьфакторы и особенности, влияющие на проблему детско-родительских конфликтов, их сущность;

  3. Разобрать стадии процесса конфликта детско-родительских от- ношений,данное явление, как психологический феномен;

  4. Найти методы их предотвращения, возможные варианты их решения;

  5. Среди них подобрать наиболее подходящий метод для решения кон- фликта;

  6. Объяснить на основании исследования проблемы данным ме- тодом полученные результаты.

Практическая значимость исследования: решение конфликтных си- туаций между поколениями. Выявление методов и особенностей предупрежде- ния конфликтов в детско-родительских отношениях. Предпринятие шагов к уменьшению разрыва между поколениями, улучшению детско-родительских отношений.

Теоретическая значимость исследования: выявляется взаимосвязь психологических качеств и характеристик, определяющих состояние детско- родительских отношений. Доказывается приведённая мной гипотеза о том, что уровень конфликтности в детско-родительских отношениях зависит отстиля воспитания родителями детей.

Экспериментальная база исследования: было проведено исследова- ние по анкете «Взаимодействие в семье», анкете для изучения взаимоотноше- ний ребёнка и родителей, опроснику для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)

Методы исследования: теоретический
изучение и теоретический ана- лиз психолого-педагогической и методологической литературы; изучение и обобщение опыта преподавателей и психологов;

эмпирический – Тестирование и анкетирование;математический – шка- лирование.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы конфликтов в детско-родитель- скихотношениях

    1. Детско-родительские отношения, ихсущность 6

    2. Конфликт как психологическийфеномен 12

1.3. Особенности конфликтов детско-родительских отношений 14

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей предупреждения детско-родительских конфликтов

    1. Ход исследования, методики исследования, этапы исследования 21

    2. Интерпретация полученных результатов 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Глава I. Теоретические аспекты проблемы конфликтов в детско-роди- тельских отношениях

1.1 Детско-родительские отношения, их сущность


Швейцарский психиатр, Карл Густав Юнг: «Дети учатся на примере взрослого, а не на его словах.»

Детско-родительские отношения это традиционные семейные отноше- ния, в которые непосредственно включен ребёнок. Этот вид взаимодействия в семье расположен на одном из важных мест в ходе развития ребёнка.

Под надзором отца с матерью ребенок приобретает собственный первый жизненный опыт, простые знания о находящейся вокруг реальности

, умения и навыки жизни в обществе. Многие негативные состояния детей отлично решаю тся через родителей. Если родители готовы меняться сами. Убеждения, ценно- сти, прошлый опыт родителей формируют модели воспитания и отношениек детям.

По старой английской пословице "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя" не всегда, получается, жить, так как сознательно и только усилиями воли не в каждом случае, получается, поменять своё поведение. В аналогию с ней можно привести и русские пословицы “Сумел родить, сумей и воспитать”, “Наказывать легче, чем воспитывать”, “Что посеешь, то и пожнёшь”.

Подсознательно заложены определённые форматы отношений, которые нужно осознать и изменить. Родители должны давать ребенку достаточно вни- мания адекватнооценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочув- ствие, где-топодсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.

С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выпол- нять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испыты- вают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать роди- телей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в

семейной иерархии.

Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реак- ция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверен- ности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти по- нимание вне семейных взаимоотношений, что часто может быть опасно.

Взрослые люди должны четко
осознавать, что их взаимоотношения в се- мье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладыва- ются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только припомощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.

Все психологи утверждают, что ребёнок счастлив лишь тогда, когда в его семье царит мир и порядок, а мама с папой любят и понимают друг друга. И наоборот: когда в семье случаются частые ссоры и недопонимания, ребёнок растёт в негативной среде. Тогда либо ребёнок растёт несчастным и подавлен- ным, либо чувствует и ведёт себя как глава семьи.

Чтобы избежать подобных ситуаций, родители должны избегать ссор, скандалов, недопониманий в кругу семьи особенно на глазах ребёнка. Здесь крайне важно не потерять взаимопонимание между ребёнком и родителем. Крайне важно проводить беседы с ребёнком и помочь ему понять, что он мо- жет, смело делиться своими проблемами и переживаниями.

Из-за неправильного стиля воспитания растёт уровень конфликтностив семье, поэтому порой случается, что с возрастом ребенок начинает доверять друзьям и знакомым больше, чем своим маме и папе. Психология отношений детей и родителей включает в себя следующиеважныепункты:

      1. Общение;

      2. Совместная деятельность;

      3. Влияние родителей на формирование характера ребенка;

      4. Влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.

"Не важно, что нам дали родители, важно, что мы сделали с тем, что нам

они дали". В этих словах говорится о том, что
нужно правильно распоряжаться опытом предков, ведь он является иногда очень важной составляющей в по- строении будущего. Ведь новое нелегко построить, а старое легко сломать. Поэтому нужно выбирать лучшие стороны прошлого опыта и привносить их в будущее. Только так дети могут построить счастливую дальнейшую жизнь. Иногда родители хотят уберечь своих детей от ошибок своего же прошлого опыта, но дети их не всегда правильно понимают.

Успех семейного воспитания и психологического развития ребенка за- висит от того, насколько гармонично и слажено организовано взаимодействие внутри семьи. Именно наличие благоприятных семейных условий и положи- тельных взаимоотношений с родителями является гарантией получения ребен- ком должного воспитания, успешного формирования его личности. В совре- менном мире, под воздействием большого числа различных стрессовых ситу- аций, завышенных и постоянно увеличивающихся требований к воспитанию детей и в условиях и постоянной занятости родителей зарождение детско-ро- дительских конфликтов выступает достаточно распространенным явлением.

Наиболее часто такие конфликты вызваны типом внутрисемейных отно- шений, стилем воспитания, деструктивностью семейного воспитания и нали- чием ошибок воспитательного воздействия на детей. В некоторых случаях в качестве причин детско-родительских конфликтов могут выступать возраст- ные кризисы и личностные факторы (качества личности ребенка, родителей, членов семьи).

Для успешной дальнейшей жизнедеятельности всех участников кон- фликта, он должен быть в обязательном порядке эффективно разрешен. Прежде всего, для эффективного разрешения детско-родительских конфлик- тов необходимо четко определить их природу, провести анализ факторов