Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средства для выполнения практической работы: философский текст

Литература:

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник.- М.: Издательство АСТ, 2002.

2. Алексеев, П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск.

гос. ун-и им. М.В. Ломоносова. Философ. фак. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : Проспект,

2002. - 609 с. - ISBN 5-902171-99-7

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - Изд. 2-е. - М. :

Гардарики, 2004. - 736 с. - (Disciplinae). - Имен. указ.: с. 731-733. - ISBN 5-8297-0098-7

5. Философия [Текст] : учеб. пособие / под ред. В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н.

Чумакова, ч. 1, История философии. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998. - 376 с.

- ISBN 5-7975-0120-1
Задание №1.Проанализируйте высказывания и ответьте на вопросы:

1. Древнегреческий философ Гераклит считал, что «нельзя дважды войти в одну и ту же

реку». Ученик Гераклита Кратил утверждал, что и один раз нельзя войти в одну и ту же

реку. Пока человек входит в реку, рассуждал Кратил, она уже изменилась и стала иной.

Кто прав? Аргументируйте свой ответ.

Ответ с обоснованием
1. Я считаю, что в одну и ту же реку можно войти всего один раз, потому что чтобы войти в неё во второй раз, из неё необходимо выйти. Так что я согласна с Гераклитом, ведь под рекой подразумевается жизнь. Но и Кратил прав в том, что река эта постоянно меняется, становится иной, даже в момент «вхождения в реку».
Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов; Аблеев С. Р. История мировой философии.

2. Рассказ о Фалесе Гегель начинает с анекдота: подняв глаза к звездам и наблюдая их ход,

Фалес упал в яму, и народ смеялся над ним, говоря, как может он познать то, что происходит на небе, когда он не видит того, что у него под ногами.

А вы бы смеялись?

Ответ с обоснованием

Я бы не стала смеяться. Ведь Фалес был на пути учения, он пытался постигнуть тайны мира, изучить природу, и у каждого на этом пути бывают взлёты и падения. Я скорее была бы восхищена упорством Фалеса в познании, ведь познания не нужно ограничивать на ближайших и более доступных целях.

Аблеев С. Р. История мировой философии.
3. Древнегреческий философ Эвбулид в своем парадоксе «Куча» спрашивал: «Одно зерно


кучи не составляет, прибавив еще одно зерно, кучи не получить. Как же получить кучу,

прибавляя каждый раз по одному зерну, из которых ни одно не составляет кучи?»

Попробуйте ответить.

Ответ с обоснованием

Чтобы получить кучу, необходимо складывать зёрна в одно определённое место, чтобы получилась горка, и тогда это некое количество наваленных зёрен станет кучей.

Алексеев П. В. Философия : учебник для вузов.
4. Диоген Лаэертский сообщает, что античные скептики, опровергая существование движения, приводят следующий довод: «…движимое движется или в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, или в том, где его нет; но в том месте, где оно есть, оно не движется, а в том, где его нет, оно тоже не движется; стало быть, движения не существует».

Попробуйте опровергнуть довод скептиков.

Ответ с обоснованием

В некотором смысле скептики правы, но довод этот вовсе не доказывает, что движения нет. Согласна, там, где нет движимого, движения нет. Но представим, в одном месте, например на столе, в определённой точке сидит муха. В этой точке движения нет. Но ведь если муха проползёт к другой точке, пройдёт какое-то время и муха окажется на другом краю стола. Следовательно муха переместилась во времени и в пространстве относительно стола. Вот это перемещение на столе из одной точки в другую и есть движение.

Радугин А. А. Философия: курс лекций.

5. Первые греческие философы говорили о своем знании (а), софисты утверждали, что

никакого знания вообще нет (б). Известно высказывание Сократа «Я знаю, что ничего не

знаю».

Чем высказывание Сократа отличается от первых двух.

Ответ с обоснованием

Греческие философы и софисты рассуждали о существовании или несуществовании знаний. А Сократ вывел теорию сомнения, которая учит стремлению познания себя и окружающего мира.

Аблеев С. Р. История мировой философии; Спиркин А. Г. Философия : учеб.для вузов.

Задание №2. Обоснуйте ваше согласие или несогласие с этими высказываниями.



Даны четыре высказывания:

а) «Познай самого себя» (Сократ);

 Сократовское самопознание — это поиск общих (прежде всего этических) определений, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего, или всеобщего (нравственного и вообще идеального), в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели.

б) «Стань тем, что ты есть» (поэт Пиндар);

Не надо бояться быть самим собой. Маска, может быть, и делает нас лучше, но только на время. Недостатки есть у всех и с ними надо учиться бороться. Если быть самим собой, то меньше будешь разочаровывать людей, которые находятся рядом с тобой, и, как следствие, меньше разочарований получишь сам. людям не надо постоянно пытаться вести себя так как "надо" и делать то что "надо". Этого "надо" просто не существует. Если все будут стараться жить по одним правилам, общество вообще перестанет развиваться. Каждому человеку дано свое предназначение в этой жизни, и надо заниматься тем, что действительно тебе нравится.

в) «Ничего сверх меры» (изречение Семи мудрецов);

То есть в жизни в любой ситуации надо знать меру.
г) Человек есть мера всех вещей» (Протагор).

«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» - изречение самого известного представителя античной софистики Протагора.

И я согласна с этим высказыванием, ведь действительно, человек – это мера всех вещей на земле, он регулирует всё происходящее, ограничивает происхождение каких-либо событий. Раньше над человеком доминировал в общем весь мир, животные и так далее, а сейчас времена изменились. Теперь потребитель, а не производитель определяет правила игры. Человек контролирует происходящие события и указывает меру.

Например, что такое время? Мера скорости процессов. Что такое страх? Мера эмоций. Человеку дан огромный потенциал развития своих способностей в измерении всего, что только существует. Все вещи являются таковыми, какими их видит человек и никаких иных способов познания нет, человек измеряет вещи через свои органы чувств.


Если дует один и тот же ветер, кто-то мёрзнет при этом, а кто-то нет. Так разве можно сказать, что ветер этот холодный или тёплый сам по себе?

Это очень удобная философия, поскольку позволяет оправдать всё, что угодно. Раз человек есть мера всех вещей, то он выступает и мерилом истины и лжи.

В самом деле, всю информацию, поступающую извне, человек пропускает через себя, через своё тело, личность, душу, разум. Естественно, что он волей-неволей выступает этаким мерилом-фильтром.

Тезис Протагора и указывает на это свойство человека, на то, что человек при оценке на вещи не может выпрыгнуть из самого себя, быть объективным, что в свои суждения он всегда вносит частицу себя.



УРОК № 21-22

Дисциплина. Основы философии

Тема занятия. Философия Нового и Новейшего времени

Тип урока закрепление знаний

Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли Нового времени.

Задачи:

1.Образовательная:

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Нового и Новейшего времени, знать основоположников эпохи Нового и Новейшего времени

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа (устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074

Ход урока:

Вопросы для повторения:

  1. Проверить письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

  2. Основные черты и этапы в Средневековой философии

  3. Спор о универсалиях: номинализм и реализм

  4. Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение»

  5. Проверить таблицы: «Патристика 2-4 в.в. н.э.», «Апологетика»

Философия Нового и Новейшего времени

Основные проблемы и направления философии Нового времени

Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии-