ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая
Цель: Сравнить философские системы Древней Индии и Древнего Китая, определить общее и особенное. Определить особенности Древневосточной философии.
Словарь:
Реинкарнация, карма, кастовая система, архетип, Единое, Бытие, Вечное, майя, ахимса, драхма, Веды, Упанишады, «ян», «инь», «Книга перемен», натурфилософия, диалектика, дао.
Литература:
Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003. С.16-31
Дополнительная литература:
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов.-М.,1969.-Т. 1.-Ч.1.
Древнеиндийская философия. / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963
История китайской философии / Под. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии.
Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. – М., 1956
Задания:
Письменно ответить на вопросы:
1. Что такое реинкарнация и закон кармы?
2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?
3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?
5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?
6. Какова роль этики в индийской культуре?
7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?
8. В чем заключается главная идея буддизма?
9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?
10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
11. Что такое «дао»?
12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?
14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?
15. Какое значение имеет китайская культура для становления философии?
16. В чем заключается главная идея конфуцианства?
17. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?
Составить биографию философа на выбор:
Лао-Цзы, Конфуций,Будда
Заполнить сравнительную таблицу:
УРОК № 17-18
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философская мысль Средних веков
Тип урока. Комбинированный урок
Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли от эпохи Средневековья
Задачи:
1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Средних веков, знать основных основоположников эпохи Средневековья
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
Философская мысль Средних веков
Основные черты и этапы средневековой философии.
Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. ( в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, отрванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.
Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
Основные этапы средневековой философии:
Спор об универсалиях: номинализм и реализм:
Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об унииверсалиях( общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.
Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)
Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николло Маккиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Н. Кузанский.
Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое, социально- политическое.
Само название эпох говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе
Главная черта философии эпохи Возрождения- антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается- он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Меняется понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу., приходит пантеистическая картина бытия, в которой Бог и природа отождествляются. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии- «секуляризация»- освобождение церковного влияние.
Вопросы для закрепления темы:
УРОК № 19-20
Дисциплина Основы философии
Практическая работа №2 «Западная философия»
Время выполнения-2 часа
Цель: разобраться в основных этапах формирования Западной философии.
Цель: Сравнить философские системы Древней Индии и Древнего Китая, определить общее и особенное. Определить особенности Древневосточной философии.
Словарь:
Реинкарнация, карма, кастовая система, архетип, Единое, Бытие, Вечное, майя, ахимса, драхма, Веды, Упанишады, «ян», «инь», «Книга перемен», натурфилософия, диалектика, дао.
Литература:
Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003. С.16-31
Дополнительная литература:
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов.-М.,1969.-Т. 1.-Ч.1.
Древнеиндийская философия. / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963
История китайской философии / Под. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.
Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии.
Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. – М., 1956
Задания:
Письменно ответить на вопросы:
1. Что такое реинкарнация и закон кармы?
2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?
3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?
5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?
6. Какова роль этики в индийской культуре?
7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?
8. В чем заключается главная идея буддизма?
9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?
10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?
11. Что такое «дао»?
12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?
14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?
15. Какое значение имеет китайская культура для становления философии?
16. В чем заключается главная идея конфуцианства?
17. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?
Составить биографию философа на выбор:
Лао-Цзы, Конфуций,Будда
Заполнить сравнительную таблицу:
Линии сравнения | Др. Индия | Др. Китай |
Восприятие человека | | |
Восприятие природы и окр. мира | | |
Отношение к государству | | |
Отношение к религии | | |
УРОК № 17-18
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия. Философская мысль Средних веков
Тип урока. Комбинированный урок
Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли от эпохи Средневековья
Задачи:
1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Средних веков, знать основных основоположников эпохи Средневековья
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений
Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
-
В чем проявилось новаторство философии эллинизма? -
Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте. -
Философские школа Античности -
Проверить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»
Философская мысль Средних веков
Основные черты и этапы средневековой философии.
Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. ( в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, отрванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.
Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.
Основные черты:
-
Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования- Бог) -
Задача философии- это интерпретация Священного писания «философия- служанка богословия» -
Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отдвигается на второй план -
Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее в себе божественный образ, как творение Божие ( свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.
Основные этапы средневековой философии:
-
Патристика- («патер»-отец, имеется ввиду святой отец церкви), 1-8 век( Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). задача- разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов- прежде всего Платона и Аристотеля. -
Схоластика ( схолэ- школа) 10-14 век ( Фома Аквинский, Ансельм Кентербирийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируется. Схоластика означает «школьную, учебную философию», преподававшихся в университетах и школах. В этот период сильным было влияние Аристотеля.
Спор об универсалиях: номинализм и реализм:
Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об унииверсалиях( общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.
Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)
Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николло Маккиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Н. Кузанский.
Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое, социально- политическое.
Само название эпох говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе
Главная черта философии эпохи Возрождения- антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается- он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Меняется понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу., приходит пантеистическая картина бытия, в которой Бог и природа отождествляются. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии- «секуляризация»- освобождение церковного влияние.
Вопросы для закрепления темы:
-
Написать письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья» -
Основные черты и этапы в Средневековой философии -
Спор о универсалиях: номинализм и реализм -
Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение» -
Составить таблицу: «Патристика 2-4 в.в. н.э.»
Черты «отцов церкви» | Святость жизни, древность, возраст |
Представители | Климент Александрийский, Августин Аврелий Блаженный |
Черты патристики | Внутренняя единство принципов, истина служит всему христианскому миру, находится в согласии с традицией и признана церковью |
Цели патристики | Синтез христианства и античной культуры, разъяснить античной аудитории смысл и содержание христианства |
Задачи патристики | Выразить христианское вероучение в рациональных понятиях, толкования текстов Священного писания и систематизация учения |
Роль философии | Философия- служанка богословия |
Источники | Тексты Священного писания, сочинения Платона |
-
Составить таблицу: «Апологетика 2 век н.э.»
Представители: | Юстин, Татиан, Афиногор, Тертулиан |
Предмет апологетики | Нравственно- этическое содержание христианства |
Задачи апологетики | Защита христианства от критики античных философов |
Аргументы апологетов посредством критики античной философии | Античная философия полна суеверий и предрассудков Плюрализм античной философии породил в ней противоречия, разногласия и согласованность Плюрализм философских учений не объединяет людей |
Защита христианства | Чем древнее учение, тем оно истиннее, а христианство древнее античной философии |
Источники | Тексты Священного писания |
УРОК № 19-20
Дисциплина Основы философии
Практическая работа №2 «Западная философия»
Время выполнения-2 часа
Цель: разобраться в основных этапах формирования Западной философии.