Файл: Курс лекций Основы философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Философия Древней Индии и Древнего Китая

Цель: Сравнить философские системы Древней Индии и Древнего Китая, определить общее и особенное. Определить особенности Древневосточной философии.

Словарь:

Реинкарнация, карма, кастовая система, архетип, Единое, Бытие, Вечное, майя, ахимса, драхма, Веды, Упанишады, «ян», «инь», «Книга перемен», натурфилософия, диалектика, дао.

Литература:

Горелов А.А. Основы философии. - М., 2003. С.16-31

Дополнительная литература:

Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В. Соколов.-М.,1969.-Т. 1.-Ч.1.

Древнеиндийская философия. / Сост. В.В. Бродов. - М., 1963

История китайской философии / Под. ред. М.Л. Титаренко. - М., 1989.

Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии.

Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. – М., 1956

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1. Что такое реинкарнация и закон кармы?

2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?

3. Что означает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

4. Почему земная жизнь является по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

5. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

6. Какова роль этики в индийской культуре?

7. В чем специфика отношения индийской культуры к проблемам жизни и смерти?

8. В чем заключается главная идея буддизма?

9. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре?

10. Каковы натурфилософские представления Древнего Китая?

11. Что такое «дао»?

12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать общественную жизнь и сделать ее благополучной?

14. Почему конфуцианство на длительное время стало государственной идеологией Китая?

15. Какое значение имеет китайская культура для становления философии?

16. В чем заключается главная идея конфуцианства?

17. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно-философскими?

Составить биографию философа на выбор:


Лао-Цзы, Конфуций,Будда

Заполнить сравнительную таблицу:

Линии сравнения

Др. Индия

Др. Китай

Восприятие человека







Восприятие природы и окр. мира







Отношение к государству







Отношение к религии








УРОК № 17-18

Дисциплина. Основы философии

Тема занятия. Философская мысль Средних веков

Тип урока. Комбинированный урок

Цель: Сформировать знания у студентов об особенностях изменения философской мысли от эпохи Средневековья

Задачи:

1.Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Средних веков, знать основных основоположников эпохи Средневековья

2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:

http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока

Вопросы для повторения:

  1. В чем проявилось новаторство философии эллинизма?

  2. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Прокомментируйте.

  3. Философские школа Античности

  4. Проверить таблицу: «Основные направления философии эллинизма»


Философская мысль Средних веков

Основные черты и этапы средневековой философии.

Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. ( в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, отрванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

  1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования- Бог)

  2. Задача философии- это интерпретация Священного писания «философия- служанка богословия»

  3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отдвигается на второй план

  4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее в себе божественный образ, как творение Божие ( свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

  1. Патристика- («патер»-отец, имеется ввиду святой отец церкви), 1-8 век( Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). задача- разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов- прежде всего Платона и Аристотеля.

  2. Схоластика ( схолэ- школа) 10-14 век ( Фома Аквинский, Ансельм Кентербирийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируется. Схоластика означает «школьную, учебную философию», преподававшихся в университетах и школах. В этот период сильным было влияние Аристотеля.

Спор об универсалиях: номинализм и реализм:

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об унииверсалиях( общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.


Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.

Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)

Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николло Маккиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Н. Кузанский.

Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое, социально- политическое.

Само название эпох говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе

Главная черта философии эпохи Возрождения- антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается- он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Меняется понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу., приходит пантеистическая картина бытия, в которой Бог и природа отождествляются. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии- «секуляризация»- освобождение церковного влияние.

Вопросы для закрепления темы:

  1. Написать письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

  2. Основные черты и этапы в Средневековой философии

  3. Спор о универсалиях: номинализм и реализм

  4. Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение»

  5. Составить таблицу: «Патристика 2-4 в.в. н.э.»


Черты «отцов церкви»

Святость жизни, древность, возраст

Представители

Климент Александрийский, Августин Аврелий Блаженный

Черты патристики

Внутренняя единство принципов, истина служит всему христианскому миру, находится в согласии с традицией и признана церковью

Цели патристики

Синтез христианства и античной культуры, разъяснить античной аудитории смысл и содержание христианства

Задачи патристики

Выразить христианское вероучение в рациональных понятиях, толкования текстов Священного писания и систематизация учения

Роль философии

Философия- служанка богословия

Источники

Тексты Священного писания, сочинения Платона




  1. Составить таблицу: «Апологетика 2 век н.э.»

Представители:

Юстин, Татиан, Афиногор, Тертулиан

Предмет апологетики

Нравственно- этическое содержание христианства

Задачи апологетики

Защита христианства от критики античных философов

Аргументы апологетов посредством критики античной философии

Античная философия полна суеверий и предрассудков

Плюрализм античной философии породил в ней противоречия, разногласия и согласованность

Плюрализм философских учений не объединяет людей

Защита христианства

Чем древнее учение, тем оно истиннее, а христианство древнее античной философии

Источники

Тексты Священного писания


УРОК № 19-20

Дисциплина Основы философии

Практическая работа №2 «Западная философия»

Время выполнения-2 часа

Цель: разобраться в основных этапах формирования Западной философии.