ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц.
Для философии данного периода характерен ряд установок:
При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма(эмпирио-опыт) и рационализма(рацио- ум).
Эмпирики- (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.)считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств.
Рационализм и его представители:
Рене Декарт- дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой - чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. По Декарту получается, что субстанция - это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт - рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека- первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает
дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:
Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности( субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины.
Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами»( с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.
Классы монад( чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы)
Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно- разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет
идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида- идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра.
Идолы рода - это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.
Идолы пещеры - это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.
Идолы площади - не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.
Идолы театра - влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.
Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества.
Вопросы для закрепления материала:
Домашнее задание:
УРОК № 23-24
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия Русская религиозная философия XIX века
Тип урока. Обобщение и систематизация материала
Цель: Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии.
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю русской религиозной философии, знать основоположников эпохи Русской религиозной философии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
Русская религиозная философия XIX века
Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:
Основные темы и проблемы:
Русская философия 19 века богата и разнообразна, но здесь мы остановимся на философских воззрениях двух писателей- Ф. Достоевском, Л.Н.Толстой.
Ф.М.Достоевский
Основные темы произведений Достоевского- человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек - микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке- это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей- «принудительной гармонии» в обществе( навязывания добра). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем
Для философии данного периода характерен ряд установок:
-
Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития( Ф.Бэкон) -
Полная(секуляризация) науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс). -
Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт)
При поисках нового «суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма(эмпирио-опыт) и рационализма(рацио- ум).
Эмпирики- (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.)считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств.
Рационализм и его представители:
Рене Декарт- дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой - чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. По Декарту получается, что субстанция - это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт - рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека- первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую» (Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает
дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:
-
Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») аксиомы. -
Каждую сложную проблему разделять на частые задачи -
Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным. -
Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования.
Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности( субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины.
Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами»( с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.
Классы монад( чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы)
-
Голые монады- лежат в основе неорганической природы( камней, земли, полезных ископаемых) -
Монады животных- обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием -
Монады человека( души)- обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить -
Высшая монада - Бог
Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно- разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет
идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида- идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра.
Идолы рода - это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.
Идолы пещеры - это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.
Идолы площади - не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.
Идолы театра - влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.
Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества.
Вопросы для закрепления материала:
-
Основные проблемы и направления философии Нового времени -
Рационализм и его представители -
Эмпиризм и его представители -
Составить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона»
Учение о познании | Учение о науке и философии | Учение о методе |
Цель: обоснование новой экспериментальной науки | Цель науки: завоевание природы, ее преобразование, усовершенствование жизни человека | Функция метода: выбор направления к истине и сокращения пути к ней |
Истинно то, что адекватно природе | Истинной науке чужды заблуждения | Реформа науки- усовершенствование метода |
Основа: переработка данных опыта, научных наблюдений | Классификация наук дается в контексте гуманистической культуры. Основанием делением наук выступает способности человека | Метод разлагает единый целостный предмет на простые природы и выводит сущность из этого. |
Освободить разум от идолов рода, пещеры, театра, площади | Наука должна стать престижной областью человеческой культуры, а не праздным провождением времени занятий | Индукция- близка к природе, сочетается с данными органов чувств, источник достоверного знания и единственный метод |
Религия - из откровения- состоит из догматов, наука из данных опыта, проверка, доказательство, критика, сомнение | Задача философии, дать критику схоластики, мешающий познанию, сосредотачивающая всю мыслительную деятельность на силлогизмах | Индукция- порядок доказательства от частного к общему. Полная и неполная индукция |
Философия- учение о методах познания и видах знания. |
Домашнее задание:
-
Знать конспект, основные понятия темы -
Составить таблицу «Гносеологические принципы Р.Декарта»
Принцип очевидности | «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью» |
Принцип сомнения | «Включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их я мыслю сомнению |
Я мыслю, следовательно существую | Это самое первое и достоверное суждение, не вызывающее сомнение и потому этот принцип должен стать основанием науки |
Декарт разделяет действительность субъект и объект, которые противопоставляются и достоверность знания он ищет в субъекте, в его самосознании |
УРОК № 23-24
Дисциплина. Основы философии
Тема занятия Русская религиозная философия XIX века
Тип урока. Обобщение и систематизация материала
Цель: Изучить этапы зарождения, становления и развития русской философии.
Задачи:
1.Образовательная:
Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю русской религиозной философии, знать основоположников эпохи Русской религиозной философии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)
2.Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов
3.Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные
Основные формы обучения, использующиеся на уроке: фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа( индивидуальная)
Обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы
Литература: учеб. пособие / В.Д. Губин. - 4-е изд. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. - 288 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog/product/918074
Ход урока
Вопросы для повторения:
-
Основные проблемы и направления философии Нового времени -
Рационализм и его представители -
Эмпиризм и его представители -
Проверить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона» -
Проверить таблицу: «Гносеологические принципы Р.Декарта»
Русская религиозная философия XIX века
Русская философская мысль- органическая часть мировой философии и культуры. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:
-
11-17 века- постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания ( Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.) -
18 век- первая четверть 19 века- распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени- философия русского Просвещения ( М.В. Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев) -
Вторая четверть 19- начало 20 века- становление и развитие самостоятельной философии в России включает множество направлений: западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н.Станкевич) и славянофилов(А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Саморин), революционно- демократическое(Н. Чернышевский, В.Белинский), анархисты-М.Бакунин, П.Кропоткин и т.д. -
Русская философия после 1922 года- философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, С.Франк).
Основные темы и проблемы:
-
- тема человека, его судьбы и смысла жизни -
- Проблема добра и зла -
- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно- мистического» метода познания действительности( целостным духом) -
- «русская идея»- выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета -
- поиск исторического пути развития России – между Западом и Востоком -
- тема всеединства и богочеловечества в русской религиозной метафизике- изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания. -
- в 20 веке- осмысление кризиса мировой философской мысли и поиск новых путей философствования
Русская философия 19 века богата и разнообразна, но здесь мы остановимся на философских воззрениях двух писателей- Ф. Достоевском, Л.Н.Толстой.
Ф.М.Достоевский
Основные темы произведений Достоевского- человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек - микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке- это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа приведения к счастью людей- «принудительной гармонии» в обществе( навязывания добра). Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем