Файл: Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное государственное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 339
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
316
Объясните сделанный вывод, используя данные конъюнк- турной карты:
Производство
(предложение товара)
Продажа/сбыт товаров
Товарные запасы
(в днях оборота) рост стабиль- ность спад рост стабиль- ность спад рост стабиль- ность спад
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Задача 3.
Определите эластичность спроса по следующим данным: до увеличения цены с 50 до 100 руб., среднедневная продажа составила 500 тыс. руб.; после увеличения – 400 тыс. руб.
Задача 4.
По следующим данным сделайте вывод о зависи- мости потребления мяса от денежного дохода семьи:
Домохозяйства по группам дохода на душу населения
1
*
2 3
4 5
**
Потребления мяса за год на душу населения, кг, за месяц
2,6 3,5 4,2 4,9 5,7
* С низшим доходом.
** С высшим доходом.
Постройте график, иллюстрирующий выявленную законо- мерность.
Задача 5.
Цена снизилась на 20%, товарооборот вырос в 1,5 раза. Определите эластичность спроса.
Òîâàðíûé ìàðêåòèíã
Задача 1.
В магазине фототоваров состоялась выставка- продажа. Была предложена новинка – цифровой фотоаппарат. В широком ассортименте продавались обычные фотоаппараты, а также: сменные фотообъективы, штативы, фотопленка, фотобу- мага и т.п.
Была организована обработка пленок и печатание снимков со скидкой в 25% при предъявлении чека на купленный в магазине фотоаппарат. По низкой цене продавался фотоаппарат «для школьников младших классов».
317
Задания
1. Классифицируйте товары по их роли в формировании спроса.
2. Укажите, какие товары относятся к классу «товаров- лидеров», какие – к «товарам-локомотивам» и «товарам под- держки», а также к «зазывным товарам».
Задача 2.
Предприятие А выпускает по одной модели из не- скольких аналогичных групп товаров, а предприятие Б – много моделей для каждой из нескольких различающихся групп това- ров. Охарактеризуйте глубину и ширину их ассортимента.
Задача 3.
Смоделируйте (схематично) изменение объема рекламных вложений на разных стадиях традиционного ЖЦТ.
Задача 4.
При определении конкурентоспособности пище- вых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки.
В качестве объектов исследования возьмем 5 образцов чая:
Pickwick (Индия), Dilmah (Цейлон), Lipton (Индия), Milford
(Индия), Юаньский (Китай).
В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка), оценивают по 10-балльной шкале. Но для чая есть своя специфика. 10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая «Уникум». «Уникум» - это, образно говоря, идеал, цель, к которой нужно стремиться.
Такого сверхкачественного чая производится в мире лишь около 100 кг в год. Остальные чаи получают гораздо меньшее количество баллов. Так, краснодарский и грузинский чаи могут получить по этой шкале максимально до 5-5,5 баллов. Лучшие импортные сорта – до 7 и очень редко до 8 баллов.
Но можно использовать и другую, более простую шкалу балльной оценки, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5, и, соответственно, максималь- ное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20.
318
Оцените конкурентоспособность товара по данным показате- лям:
Исследуемые марки чая
Показатели
Pikwick Dilmah Lipton Milford Юаньский
Аромат и вкус
3 4
5 3
3
Настой
4 4
5 4
4
Цвет разваренного листа
4 5
5 4
3
Внешний вид чая
(уборка)
3 5
5 4
3
Задача 5
. Нарисуйте кривые для всех возможных жизненных циклов товара.
319
Задача 6.
На основании фрагмента счета товаров и услуг в системе национальных счетов (СНС) определить объем импорта в 2006 г., если темп роста экспорта составил 1,4289:
Показатель
2005 г., млн руб. в ценах 2006 г.
2006 г., млн руб.
1. Ресурсы: выпуск
4393359,6 4618675,4 импорт
524175,1
… налоги
320255,8 305304,1 субсидии (-)
-104931,5
-91030,3 2. Использование: промежуточное потребление
2086742,4 2148410,6 конечное потребление
1888797,5 2048256,2 валовое накопление
582077,7 438049,1 экспорт
597651,0
… статистическое расхождение
*
-22409,6
-12690,5
* Считается приемлемым, если не превышает 5% от ВВП.
Задача 7.
По данным из предыдущей задачи определите:
1) темп роста ресурсов;
2) какой показатель рос наиболее высокими темпами;
3) сальдо экспорта и импорта в виде абсолютной величины, руб.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 42
Задача 8.
На основании фрагмента счета товаров и услуг в системе национальных счетов (СНС) определите:
1) ежегодные темпы роста конечного и промежуточного по- требления,
2) средние темпы роста конечного и промежуточного по- требления за рассматриваемый период.
320
Счет товаров и услуг (фрагмент):
Показатель
2004 г., млн руб. в ценах
2006 г.
2005 г., млн руб. в ценах
2006 г.
2006 г., млн руб.
Использование: промежуточное потребление
1868664,2 2086742,4 2148412,6 конечное потребление
1544658,8 1888797,5 2048256,2
Задача 9.
На основании фрагмента счета производства в сис- теме национальных счетов (СНС) определите объем валового внутреннего продукта в рыночных ценах 2006 г.:
Показатель
2006 г., млн руб.
Ресурсы, млн руб.: выпуск
4618675,4 налоги на продукты
305304,1 субсидии на продукты
91030,3
Использование, млн руб: промежуточное потребление
2148410,6
ВВП в рыночных ценах
…
Задача 10.
На основании фрагмента таблицы о розничном товарообороте Центрального района Российской Федерации со- ставить вариационные ряды и рассчитать все показатели и ха- рактеристики, которые возможны для характеристики иссле- дуемого явления. Дайте графическое изображение тех результа- тов, когда это возможно:
2005 г., млн руб. в ценах 2006 г.
2006 г., млн руб.
1 2
3
Брянская обл.
4795 5161
Владимирская обл.
5806 6696
Ивановская обл.
4281 4258
Калужская обл.
4303 5045
Костромская обл.
3152 3414 г. Москва
232832 306207
Московская обл.
34914 27428
Орловская обл.
4202 4947
Рязанская обл.
4750 5190
321
Окончание
1 2
3
Смоленская обл.
4751 5889
Тверская обл.
5859 6374
Тульская обл.
7421 8690
Ярославская обл.
7036 8070
Задача 11.
На рынке ксероксов в России в первой половине
90-х годов господствовала компания Rank Xerox. В 1995-1996 гг. ее позиции упали из-за конкурентной борьбы.
Запоздавшая реакция громадной компании обернулась, тем не менее, довольно оперативными действиями: были проведены организационные изменения, и с апреля 1997 г. в России начала реализовываться новая стратегия. Сначала подход к ней был традиционным – новый спектр продуктов, расширение возмож- ностей их распространения, активный маркетинг, тесная работа с клиентами, организация для них «специальных событий», по- вышение профессионального уровня персонала. Но очень быст- ро стало понятно, что этого недостаточно.
До сих пор все внимание компании было сосредоточено на рынках США и Западной Европы. Именно для этих рынков компания делала новые продукты и решения, а затем без изме- нения поставляла их на развивающиеся рынки. На российском рынке такой подход ослаблял конкурентные позиции фирмы.
Какие маркетинговые мероприятия можно предложить компа- нии для усиления конкурентных позиций на российском рынке?
Задача 12.
Крупная фирма, занимающая большую долю на рынке (55%), осуществляет ценовое лидерство и проводит стра- тегию совершенствования продукта; уровень ее рентабельности
(прибыль в процентах к затратам) составил 47%. Другая крупная фирма, не разработавшая и не проводившая определенной стра- тегии, снизила свою долю с 48 до 24%; ее рентабельность соста- вила 12%. Малая фирма, выступающая на этом же рынке (ее рыночная доля – 10%), разработала уникальный продукт и за счет концентрации стратегии на совершенствовании продукта обеспечила рентабельность 49%.
Постройте стратегическую U-образную кривую М. Портера и отметьте на ней положение каждой фирмы.
322
Задача 13.
«Изделия, которые начал выпускать гвоздильный цех Череповецкого сталепрокатного завода, вполне могли бы стать символом передачи Николая Фоменко «Русские гвозди», поскольку изготовлены поистине с русским размахом: длина гвоздя 40 сантиметров! Автомат, штампующий 60 «заостренных стержней со шляпкой на конце» в минуту. Но и такая скорость не позволяет обеспечить изделиями покупателей из США, Гер- мании, Финляндии, которые буквально вырывают друг у друга заказы: уж очень хороши гвозди такой длины при строительстве очень популярных на Западе домов из бруса. Кстати, гвоздиль- ный автомат менее чем за год создал работник завода А.И. Му- равин, которого благодарная администрация наградила премией в 10 тысяч рублей» («Комсомольская правда», 16.01.99 г.).
Гвозди имеют большой спрос за счет особых свойств. Каким образом вы порекомендуете Череповецкому заводу удержать преимущество перед конкурентами?
Задача 14.
В настоящее время российский рынок чая в целом является насыщенным. Конкуренция усиливается. Поэтому воз- никает спрос на различные маркетинговые идеи, которые могут обеспечить продвижение товара на рынок.
Компании Альфа-Эко, Люта и Юта продвигают на россий- ский рынок разные марки чая, название и упаковка которых но- сит национальный колорит – «Императорский» и «Русская яр- марка». Чай имеет следующие показатели качества:
Марки чая
Показатели
ГОСТ 1938-90
Assa m
Darjeeling
«Топ бру»
«Император- ский»
«Р
усская ярмарка»
Массовая доля влаги, % не более 8,0 7,0 7,8 7,6 8,0 7,2
Массовая доля водораство- римых экстрактивных веществ, % не менее
I с – 32,0; в/с – 35,0 37,0 35,0 35,0 32,0 34,0
Массовая доля мелочи, % не более 5,0 2,0 3,4 3,2 3,6 4,0
Массовая доля танина, %
-
18,0 17,0 17,0 14,0 15,0
Результаты балльной оценки, баллы
-
20 20 19 14 15
323
Цена продвигаемых марок чая следующая (тыс. руб. за еди- ницу товара): Assam – 15; Darjeeling – 12; «Топ бру» – 9; «Импе- раторский» – 6; «Русская ярмарка» – 8.
Задания
1. Рассчитайте групповые показатели конкурентоспособно- сти по потребительским параметрам продвигаемых на рынок марок чая. За базу сравнения, то есть товар-образец, взять чай
«Топ бру». Коэффициенты весомости установите самостоятель- но, в сумме они должны составлять единицу.
2. На основе групповых показателей по потребительским па- раметрам определите уровень конкурентоспособности разных марок чая.
3. Рассчитайте групповые показатели конкурентоспособно- сти по экономическим параметрам продвигаемых на рынок ма- рок чая.
4. Рассчитайте интегральный показатель конкурентоспособ- ности.
5. Обоснуйте и дайте свои предложения по упаковке чая компаниям, осуществляющим фасовку чая для российского рынка. В частности, возможны два варианта: либо отдайте предпочтение англоязычным маркам, либо продвигайте «рус- скую идею».
Задача 15.
Правительство приняло решение снизить налог на продукцию, выпускаемую вашим предприятием, на 10%. Какие меры должны быть приняты для повышения уровня конкурен- тоспособности товара? К какому виду окружающей среды мар- кетинга фирма должна адаптироваться?
Задача 16.
Проанализируйте, объясните и дополните приве- денные функции каналов товародвижения.
324
Задача 17.
Франчайзинг – современная форма предпринима- тельства.
Вопросы и задания
1. Что означает термин «франчайзинг»?
2. За счет чего фирма при использовании франчайзинга мо- жет быстро увеличить товарооборот, завоевать прочное поло- жение на рынке?
3. Почему затраты фирмы на развитие при франчайзинге ниже, чем без его использования?
4. В связи с чем при франчайзинговой аренде снижается объем работ по управлению и, соответственно, сокращается ад- министративный персонал?
5. Перечислите другие преимущества франчайзинга, а также отметьте возможные недостатки.
Задача 18.
В настоящее время в России большое рас- пространение получила практика посредничества. Причем среди наиболее перспективных с точки зрения посреднических опера- ций рынков на первое место выдвинулся рынок станков.
Здесь посредниками уже выработаны некоторые общие принципы поиска таких рынков: а) не следует предлагать станки «старым» предприятиям с профессиональным кадровым составом; б) не стоит предлагать предприятиям их профильные станки.
Лучше предложить вспомогательные;
Распределение и сбыт
Функции, выпол- няемые каналом товароведения
Ценообразование
Планирование продукта
Обслуживание потребителей
Продвижение
Покупки
Маркетинговые исследования
325
в) следует ориентироваться на производства с устойчивым сбытом, гарантирующим ритмичную работу и платежеспособ- ность заказчика станков; г) при закупке станков по импорту не следует делать ставку на относительно дешевое оборудование бывших социалистиче- ских стран; д) в сделках с импортными станками не следует пытаться выйти на непосредственного изготовителя продукции, так как это может оказаться дороже.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте изложенные принципы и объясните при- чины ограничений.
2. Что вы можете предложить дополнительно для повышения эффективности посреднической деятельности?
Задача 19.
Особенностью современного банковского марке- тинга в России является постоянно растущий спектр предлагае- мых клиентам услуг. Преимущество перед своими конкурента- ми получают те банки, которые адаптируются к развивающему- ся рынку банковских услуг.
Ниже представлены некоторые новинки российского банков- ского дела.
1. Сберегательные счета рынка капиталов. Такие счета анало- гичны депозитам до востребования, однако уровень процентной ставки устанавливается исходя из усредненного процента по государственным облигациям. Клиенты банка получают по ним доход, равный доходу по государственным ценным бумагам.
2. Дополнительные накопительные счета для населения. Ха- рактеризуются высокими процентными ставками, коротким пе- риодом времени действия; дополнительными услугами по счету для клиентов (оплата коммунальных платежей, оплата счетов пенсионеров в аптеках и др.).
3. Студенческие счета. Открываются только студентам вузов.
Являются комбинацией двух счетов: расчетного и сберегатель- ного. Ведение таких счетов оказывается выгодным как для бан- ков, так и для бухгалтерий вузов, так как упрощает трудоемкие расчеты и выплаты стипендий студентам. Студенты же имеют возможность получения кредитов.