Файл: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

Компетенция Генеральной Ассамблеи ООН:

  • любой вопрос, который входит в устав ООН

  • вопросы, связанные с поддержанием мира

  • утверждает бюджет ООН

  • утверждает и принимает решение о принятии государства в ООН

  • осуществляют выборы генерального секретаря ООН

  • формируют органы Ассамблеи

  • избирает не постоянные членов Совета Безопасности

Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.

Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

Комитеты Генеральной Ассамблеи:

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности

  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам

  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры

  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации

  • Комитет по административным и бюджетным вопросам

  • Комитет по правовым вопросам


78. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН.

Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Он действует с 1946 г. Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой Регламент. Статут включает четыре главы: I — организация Суда; II — компетенция Суда; III — судопроизводство; IV — консультативные заключения.

Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды)

Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов.



Срок полномочий члена Суда — девять лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. В структуре Суда предусмотрены и действуют судьи ad hoc, которые, не имея статуса его членов, привлекаются к разбирательству определенных дел с учетом их компетентности. В числе таких лиц известные юристы, которые в прошлом были членами Международного Суда. В судопроизводстве в рамках рассматриваемого конкретного дела судьи ad hoc обладают равными полномочиями с избранными судьями, включая право голоса при вынесении решения. Суд избирает на трехлетний срок с возможным переизбранием председателя и вице председателя, а также назначает секретаря. Суд является постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в девять судей.

Официальными языками Суда являются французский и английский По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных.

Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда — разрешение споров между государствами.

Согласно ст. 36 Статута к ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных договорах получили распространение специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений.

При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (п. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому поводу специальные заявления. В таких случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет: 1) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; 4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. За 66 лет деятельности Международный Суд рассмотрел или начал рассматривать 152 спора, количество вынесенных решений превышает 100.

Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

79. СОВЕТ ЕВРОПЫ. ОБСЕ

История:

ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) СБСЕ – июль 1973 года, переименован в ОБСЕ в 1995 году.

Уникальной особенностью ОБСЕ является необязательный статус своего учредительного устава. Вместо формально ратифицированного национальными законодательными органами договора, Заключительный акт СБСЕ представляет собой политическое соглашение глав правительств всех стран о построении безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений данного Акта. Это позволяет ОБСЕ оставаться гибкой в процессе эволюции и улучшения сотрудничества, избежать споров и / или санкций за неисполнение.

Цели:

-обеспечение мира и безопасности в Европе;

-поддержание разрядки международной напряженности;

-обеспечение соблюдения прав человека;

-соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Основные задачи — это предотвращение и урегулирование конфликтов в государствах-членах ОБСЕ, а также предоставление информации о кризисных ситуациях.

Структура:



Совет министров
- характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. 2

Руководящий совет- подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира.

Постоянный совет (ранее -— Постоянный комитет) определяется как основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.

Бюро по демократическим институтам и правам человека- призвано содействовать обеспечению прав и основных свобод человека, развитию институтов.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров.

Совет Европы.

Совет Европы – региональная международная организация, существует с 1949 г. Учрежден 10 западноевропейскими государствами, в настоящее время охватывает почти все европейское пространство (46 государств, включая с 28 февраля 1996 г. и Российскую Федерацию).

Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция). Официальные языки: английский и французский.

Учредительными документами этой организации являются:

  • Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.

  • Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 г.

Компетенция: рассматривает вопросы, посвящённые социально-экономической, культурной сфере, вопросам науки, образования, административные вопросы, вопросы обеспечения защиты прав человека, любые вопросы, кроме военных. Могут входить государства, которые принимают обязательства по уставу.