Файл: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СССР – был участником основных, базовых документов по МГП. Некоторые договоры не исполняли, к некоторым подписали много оговорок. Оговорки союз активно использовал, но чаще они касались статей, которые содержали механизмы или процедуру защиты прав человека. И признавали компетенцию международных органов, рассматривающих жалобы и споры. Был двойной стандарт – формально мы участвовали, а на самом деле было разительное несоответствие, того, что было закреплено, и того, что было в реальности.

Сейчас соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами российского законодательства выражается в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечня прав и свобод.

83. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ИХ СООТНОШЕНИЕ С НОРМАМИ КОНСТИТУЦИИ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

Международные пакты о правах человека и Всеобщая декларация прав человека устанавливает общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Международные стандарты прав и свобод человека – это нормативный минимум, определяющий уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государства в форме превышения или конкретизации.

Функции стандартов:

  1. определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств — участников пактов и других конвенций;

  2. формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

  3. установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

  4. фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами;

  5. декларирование и обеспечение права человека на правовую защиту для восстановления нарушенных прав с использованием национальных и международных механизмов.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства РФ выражается прежде всего в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты
(например, право на жизнь: ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 20 Конституции РФ). В Конституции РФ правам человека посвящена глава 2, фиксирующая почти все права из стандартов. Заметным отступлением является отсутствие в конституционном перечне положения «права каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни».

В международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека.

Принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и конвенциях как международное обязательство государства. Пакты и конвенции презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения в качестве условий пользования правами и предохранительных мер против неправомерных действий пользователей.

Европейский стандартв рамках права Совета Европы. Например, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на жизнь и допускает лишение жизни во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Однако был принят Протокол № 6 к Конвенции относительно отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г. Он был подписан РФ, но не прошёл процедуру ратификации и, следовательно, не вступил в силу для РФ. Однако в силу ст. 18 Венской конвенции о правах международных договоров в период подписания договора под условием ратификации государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта или целей.

При отсутствии конституционной или иной внутригосударственной регламентации, а также при несовпадающих нормативных формулировках на конституционном и конвенционном уровнях международные стандарты могут не только выступать в качестве нормативного минимума, определяющего состояние внутригосударственной регламентации, но и быть самостоятельным и непосредственным регулятором.
84. ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМИТЕТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОМПЕТЕНЦИЯ.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась

определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Международные общие органы по защите прав человека:

  1. ООН:

  • Генеральная ассамблея

  • Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в том числе Совет по правам человека (задача – содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод)

  • рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека и делает по ним рекомендации

  • проводит обзоры выполнения каждым государством его обязательств

  1. Совет Европы

  2. СНГ

  3. Африканский союз


Международные специальные органы по защите прав человека:

  • не входят в структуру международных организации

  • основа – отдельный международный договор

  • мониторят выполнение государствами своих обязательств

Универсальный уровень:

  1. Международный пакт о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека (споры между государствами, индивидуальные жалобы физических и юридических лиц).

  2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года – Комитет против пыток.

  3. Конвенция о правах ребенка – Комитет по правам ребенка.

  4. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации – Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

  5. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей – Комитет по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.

  6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин – Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

  7. Конвенция о правах инвалидов – Комитет по правам инвалидов.

  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений – Комитет по насильственным исчезновениям.

  9. Резолюция Экономического и Социального совета 1985 года – Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

 в Комитетах работают эксперты в личном качестве (т.е. не зависят от государств).

 даже ребёнок может обращаться с жалобой.

 государства отправляют в комитеты доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах в целях прогресса в реализации прав; комитет делает замечания по докладам.

Региональный уровень:


  1. Конвенция СНГ по правам человека 1995 года – Комиссия СНГ по правам человека (консультативный орган, наблюдает за выполнение обязательств государствами в области прав человека)

  2. Европейская конвенция о правах человека и основных свободах – Европейский суд по правам человека


85. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: СТРУКТУРА, КОМПЕТЕНЦИЯ. УСЛОВИЯ ПРИЕМЛЕМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖАЛОБ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

Европейский суд по правам человека:

  • Создан на основе международного договора – Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ЕКПЧ)

  • Не входит в структуру Совета Европы

  • 1 ноября 1998 года Европейская комиссия по правам человека  начинает работать (с 4 ноября) единый ЕСПЧ

  • Цель ЕСПЧ: ст. 19 ЕКПЧ – обеспечить выполнение конвенции и протоколов

Компетенция ЕСПЧ:

  • Рассматривает жалобы (индивидуальные и межгосударственные)

  • Дача консультативных заключений по юридическим вопросам по толкованию ЕКПЧ и протоколов к ней (по запросу комитета министров Совета Европы)

Состав ЕСПЧ:

  • Судей столько, сколько государств в Совете Европы (сейчас 47 судей)

  • Срок полномочий – 9 лет (не могут быть переизбраны)

  • Государства предлагают 3-х кандидатов выбирает Парламентская ассамблея Совета Европы

  • Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом

  • Судья работает в личном составе

  • Интересы государства приставляет постоянный представитель при ЕСПЧ

  • Судью могут отправить в отставку за нарушение клятвы

  • Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет (затем полномочия прекращаются)

  • Есть Председатель и его заместители (избираются на 3 года)

  • Существует Секретариат (первично формирует дело)

  • Официальные и рабочие языки ЕСПЧ: английский и французский.

Структура ЕСПЧ:

  1. Единоличный судья: вправе объявить неприемлемой жалобу или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы

  2. Комитеты в составе 3 судей: предварительно рассматривают дело и решают, подлежит оно дальнейшему рассмотрению или нет + вправе вынести постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права Суда

  3. Палаты в составе 7 судей: выносит решение о приемлемости и по существу индивидуальных жалоб

  4. Большая палата в составе 17 судей: рассматривает дело, если оно затрагивает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением + рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений


Характер принимаемых решений:

  • Решение ЕСПЧ окончательно

  • Государства обязаны исполнять окончательные постановления Суда по любому делу, в котором они выступают сторонами.

  • В некоторых случаях Суд выносит решение о присуждении заявителю “справедливой компенсации” за материальный ущерб и моральный вред.

  • Надзор за исполнением осуществляет Комитет Министров Совета Европы

Индивидуальная жалоба в ЕСПЧ – это (ст. 34 ЕКПЧ) жалоба физического лица, группы физических лиц, межправительственных организаций, которые утверждают, что явились жертвами нарушения государствами их прав, признанных в Конвенции или в Протоколах к ней.

  • Возраст физического лица не определён, дееспособности тоже на право подавать жалобу не влияет + не имеет значение наличие гражданства.

  • Физическое лицо может быть непосредственной жертвой нарушения прав, косвенной жертвой (близкие родственники умершего) или потенциальной жертвой (право человека еще не нарушено)

  • Межправительственными организациями могут быть, например, общественные организации, церкви

Условия приемлемости жалобы:

  1. Жалоба не должна быть анонимной

  2. Должны быть исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (судебные, административные инстанции; в РФ должно быть как минимум решение суда субъекта):

средства должны быть эффективными;

не должно быть чрезмерного затягивания дела;

орган должен быть доступен всем;

инстанция принимает окончательное решение (обжаловать больше некуда)

  1. «Правило о 6 месяцах» - в течении 6 месяцев после принятия решения по делу должна быть подана жалоба

  2. Жалоба должна быть совместима с положениями Конвенции и протоколами к ней (т.е. по правам, закреплённым в ЕКПЧ)

  3. Нарушение должны быть после вступления в силу Конвенции (протоколов). Для РФ – после 5 мая 1998 года (как и 1, 4, 7 протоколы)

  4. Жалоба не должна рассматриваться в другом органе по защите прав человека

  5. 14 протокол: если вред не существенным – жалоба не приемлема

  6. Жалоба должна быть обоснована

  7. Отсутствует решение ЕСПЧ по аналогичной по существу жалобе этого же лица на то же самое нарушение

87. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА.