Файл: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель создания: достижение большего единства между его членами во имя защиты и осущесвления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Сотрудничество осуществляется для достижения этой цели, включает заключение и реализацию конвенций, протоколов и соглашений. (на сегодня их около 200). Они именуются европейскими конвенциями, посвящены правам человека, вопросам образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, развития гражданского, экологического, административного права, уголовного права и процесса.
В их числе Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г., (пересмотрена в 1996 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бес человечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., и др.
Совет Европы является юридическим лицом, правомочен заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им и возбуждать дела в суде.
Основные органы Совета Европы:
1. Парламентская Ассамблея – направляется делегация (2-18 чел-к, в РФ – 18). Орган сессионный, широкая компетенция, принимает декларации по любым вопросам. Ассамблея является совещательным органом, дающим рекомендации Комитету министров;
2. Комитет министров – состоит из министров иностранных дел государств членов или других членов правительств. Комитет принимает заключения по рассматриваемым вопросам в форме рекомендаций правительствам. По некоторым вопросам решения имеют обязательный характер;
3. Конгресс местных и региональных властей – представляет соответствующие органы государств-членов и включает делегации от территориальных образований (по квотам, установленным для Парламентской ассамблеи). Его работа проходит в палате местных органов власти и палате регионов;
4. Секретариат – является административным органом Совета Европы и возглавляется Генеральным секретарем (избирается Парламентской ассамблеей на пять лет). Обеспечивает работу всех остальных органов.
Уполномоченный по правам человека (в структуре не назван, но вроде как уже входит) – введён с 1995 г., изучает ситуации грубого и массового нарушения прав человека в государствах-членах СЕ, оформляет доклад и направляет в Парламентскую Ассамблею СЕ. Если было нарушено, то:
-
прекратить членство -
приостановит членство -
вынести предупреждение.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусмотрела создание двух специальных органов — Европейской комиссии по правам человека и ЕСПЧ. Как в Комиссии, так и в Суде были представлены все государства — члены Совета Европы. Протокол № 11 (11 мая 1994 г.) к Конвенции утвердил реорганизацию этих органов — замену Комиссии и Суда единым постоянным органом — ЕСПЧ.
80. ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ.
Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.
Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.
Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.
Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.
Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза. Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.
82. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, СУБЪЕКТЫ. СООТНОШЕНИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
Основу гуманитарного права составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее значение:
-
Полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и содержания; -
Их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; -
Вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; -
Почтительное отношение к основным правам и свободам в любое время.
Международное гуманитарное право – совокупность норм международного права, определяющие единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.
Специфика МГП заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с государствами индивиды (группы лиц, коллективы).
Права человека более не являются исключительным делом отдельного государства. В силу объективных закономерностей человек стал субъектом международного права, а государства вынуждены ограничивать свой суверенитет в интерес обеспечения надлежащей защиты прав человека.
Виды норм международного гуманитарного права:
-
нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); -
нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов в целях их максимально возможной гуманизации; -
нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на свободу мысли, совести и религии)
Договорные источники международного гуманитарного права
I. По защите общего комплекса прав:
-
Всеобщая декларация прав человека 10 декабря 1948 года (день прав человека): носит рекомендательный характер. -
Пакты 1966 года: о гражданских и политических правах; и об экономических, социальных и культурных правах: приняты в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, обязательный характер; создан Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, уполномоченный рассматривать сообщения о нарушении прав государством-участником, и Комитет по правам человека. К пакту о гражданских и политических правах принят факультативный протокол, отменяющий смертную казнь (РФ не участвует). -
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Протокол № 12 не вступил в силу) и др.
II. По защите отдельных видов прав:
-
Конвенция МОТ о запрете принудительного труда 1957 года; -
Конвенция МОТ о минимальном возрасте для приёма на работу 1973 года.
III. О борьбе с массовыми нарушениями прав человека:
-
Конвенция о запрещении геноцида 1948 года; -
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года и др.
IV. О защите прав отдельных категорий индивидов:
-
Конвенция о правах ребёнка 1989 года; -
Конвенция о статусе беженцев 1951 года.
V. О защите прав человека в условиях вооружённого конфликта:
-
Женевские конвенции 1949 года и протоколы к ним: 4 конвенции о защите жертв войны.
VI. О правах отдельных народов:
-
Декларация о предоставлении независимости колониальных странам и народам 1960 года; -
Конвенция о правах коренных народов 1989 года и др.
VII. Региональные акты:
-
Американская конвенция прав человека 1969 года; -
Хартия ЕС об основных правах 2000 года; -
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года.
Международное гуманитарное право –это право Гааги и право Женевы. Право Гааги – это право войны – оно состоит из норм, содержащихся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 года. Соответственно право Женевы – это право мира – и основывается это право на четырех Женевских конвенциях 1949 года.
Законодательство РФ о правах и свободах человека:
-
Конституция РФ: статья 17 «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права» + глава 2; -
Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»; -
Закон РФ «Об образовании»; -
ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; -
ФЗ «О беженцах»; -
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; -
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; -
ГК РФ; -
ТК РФ; -
Процессуальные кодексы.