Файл: Особенности реализации кадровой стратегии на различных стадиях жизненного цикла организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.1 - Основные модели разработки кадровой стратегии

Автор и название стратегической модели

Особенности модели

Уолтон, Модель управления

формированием высокой степени

приверженности

Система управления нацелена на формирование приверженности, с тем, чтобы вместо поведения, регулируемого санкциями и внешним давлением на работника, добиться в общей массе саморегулируемого поведения и установления доверительных отношений в

организации.

Модель управления формированиемвысокой степени эффективности

Управление, нацеленное на достижение высокой степени эффективности, призвано повлиять на эффективность работы фирмы путем использования людей в таких направлениях, как производительность, качество, уровень обслуживания потребителей, рост, прибыль и, наконец,

создание повышенной ценности для акционеров.

Модель максимальной вовлеченности

Предполагает формирование отношения к работникам как к партнерам по бизнесу с учетом их интересов и наделение

работников правом голоса в решении касающихся их вопросов.

Примечание: [14]

Делери и Доти выделили три основных подхода к разработке кадровых стратегий, которыеполучили названия «универсалистский», «ситуационный» и«конфигурационный». Ричардсон и Томпсон переименовали первые два из нихв подход «наилучшей практики» и подход «наилучшего соответствия» исохранили за третьим подходом название «конфигурационный», подразумеваяпод этим «связывание» (см. рис. 1.1).

Рисунок 1.1 – Подходы к разработке кадровой стратегии

Примечание: [14]

Универсалистский подход или метод «наилучшей практики»основывается на утверждении, что существует «система наилучшей практики»управления персоналом и что ее реализация приведет к повышениюэффективности деятельности организации в целом [14].

Безусловно, данный метод подвергается сильной критике со стороныцелого ряда ученых и специалистов – сторонников ситуационного подхода.

Трудно себе представить, что существуют универсальные правила разработкикадровой стратегии, применимые абсолютно для любой организации и содинаковым успехом. Практика показывает - многое зависит от конкретнойситуации и специфики организации.

Именно поэтому более полезным может оказаться именно ситуационныйподход или метод «наилучшего соответствия», который предусматривает, чтоорганизация анализирует практику (успешную и неудачную) работы сперсоналом в других организациях и принимает решения по поводусоответствия ключевых моментов и извлеченных уроков, степени применимости результатов для удовлетворения конкретных стратегическихтребований. Исходной точкой в этом случае служит анализ потребностейорганизации в рамках ее организационной культуры, структуры, технологии ипроцессов. Основная цель – собрать и соединить различные примеры«наилучшей практики» с целью разработки способа удовлетворениявыявленных организационных потребностей [16, c. 496].


Последний, конфигурационный подход или «связывание» предполагает,что успех кадровой стратегии строится на комбинировании внешнего(вертикального) и внутреннего (горизонтального) соответствия. Внедрение«связок» практических действий в области персонала в деятельностьорганизации напрямую связано с повышением уровня ее эффективности, приусловии одновременного достижения высокого уровня соответствия этих«связок» с общей стратегией организации (снижение текучести персонала, ростпроизводительности труда, рост отдачи на финансовые активы, увеличениеценности фирмы). Основная проблема данного метода состоит в определениинаилучшего способа «связывания» различных практических действий в единоецелое [18, c. 204].

В современной управленческой практике можно выделить четыре базовые кадровые стратегии:

1) Оптимизация кадрового потенциала – «пассивная стратегия», которая характеризуется ориентацией на сокращение штатов, уменьшение затрат на социальные программы, обучение персонала. Данная стратегия используется либо в критических, кризисных ситуациях или при технократическом управленческом подходе руководства.

2) Развитие человеческих ресурсов - «активная стратегия», осуществляемая в рамках инновационной корпоративной стратегии, отличается инвестиционным подходом к управлению человеческими ресурсами как ключевому и конкурентоспособному ресурсу.

3) Антикризисная стратегия управления персоналом, которая направлена, во-первых, на предупреждение (профилактику) кризисных ситуаций, а во-вторых, на принятие мер по их ликвидации. Эта наиболее актуальная стратегия для отечественных организаций, испытывающих на себе постоянные симптомы системного социально-экономического кризиса в России в 90-х годах прошлого века.

4) Универсальная стратегия, сочетающая элементы вышеназванных кадровых стратегий [13, c. 175].

Управление персоналом как постоянно меняющаяся область деятельности тесно взаимосвязана с жизненным циклом организации. Особенности деятельности организации на различных этапах ее становления и развития оказывают непосредственное влияние на стратегию организации, а следовательно, на выбор адекватной ей стратегии управления человеческими ресурсами.

В процессе своего развития организация обычно проходит четыре основных стадии: 1) становления; 2) роста; 3) зрелости; 4) сокращения и реорганизации производства и либо прекращение его деятельности [11, c. 298].

В действительности бывает трудно отличить одну стадию развития организации от другой. Иногда несколько стадий могут проходить одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую, например, после стадии сокращения производства вновь может наступать период бурного роста организации. В таблице1.2 представлены особенности управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации.


Таблица 1.2 - Жизненный цикл организации и управление человеческими ресурсами

Жизненный цикл

Подбор персонала

Система компенсаций

Обучение и развитие

Трудовые отношения

Стадия становления

Поиск талантливых специалистов и организаторов производства

Для привлечения необходимых специалистов зарплата и льготы устанавливаются на уровне или выше уровня аналогичных показателей на рынке труда

Определение требований к развитию работников, планирование карьеры

Выработка философии управления людьми, становления базовых ценностей, оформление трудовых отношений в коллективах и индивидуальных трудовых договорах

Стадия роста

Привлечение дополнительных работников со стороны, использование внутренних источников заполнения вакансий

Сохраняется необходимость обеспечения в оплате на внешнем рынке труда, дополнительно возникает проблема равенства в оплате внутри организации

Определение потребностей в обучении для развития новых технологий, в связи с перемещениями работников внутри организации, открытием новых видов производства товаров

Определение политики регулирования внутреннего рынка труда, формирование кадрового ядра организации и временной рабочей силы

Стадия зрелости

Обновление персонала, управление текучестью, уточнение стратегии подбора кадров

Контроль над издержками на заработную плату, корректировка программ компенсации

Обновление знаний, совершенствование форм и методов обучения персонала

Поддержание трудовой мотивации персонала, изыскание новых возможностей и резервов

Стадия сокращения производства

Замораживание найма новых сотрудников, планирование сокращения персонала

Введение жёсткого контроля над издержками

Организация переподготовки персонала, повышения квалификации

Решение проблем занятости, соблюдение трудовых законов, проведение переговоров, разрешение конфликтов, управление стрессами

 Примечание: [7, c. 112]

На стадии становления организации обучение персонала в большинстве случаев не имеет такого определяющего значения как на последующих стадиях её развития, особенно если время и средства ограничены. Основной упор здесь управленцы делают на привлечение уже сформировавшихся и обученных специалистов, а также на формирование команды талантливых менеджеров и организаторов производства.


На стадии ростаорганизации появляются новые кадровые проблемы, в частности задача поддержания равенства в оплате на внутреннем рынке труда, поддержания оптимальных соотношений в оплате между руководителями и подчиненными, между теми, кто уже работает в организации, и новыми сотрудниками. Решения, принятые в этот период, оказывают кардинальное влияние на судьбу организации, её дальнейшее развитие. На данной стадии организации, как правило, делают серьёзные финансовые вложения в развитие производства, в том числе в человеческие ресурсы, их обучение и развитие, чтобы обеспечить значительные преимущества по сравнению в конкурентами. В связи с этим возникает проблема оценки эффективности и срока окупаемости этих вложений.

На стадии зрелости многие подходы к решению кадровых проблем и организационная культура уже сложились. Это обеспечивает организации стабильную эффективную работу. Вместе с тем именно на этой стадии возникает серьезная опасность появления застойных явлений в развитии организации, ослабления трудовой мотивации. Если организация не придерживается концепции постоянного обновления и развития, она может столкнуться в будущем с серьезными проблемами экономического и социального характера. 

Стадия сокращения и реорганизации производства, как правило, сопровождается серьезным обострением трудовых проблем, решение которых требует особых усилий и целенаправленных действий со стороны работников кадровых служб. Не только жизненный цикл, но и организационная культура оказывает влияние на формирование и реализацию стратегии управления человеческими ресурсами. Организационная культура может являться как движущей силой в стратегическом развитии предприятия, так и тормозом в инновационных, предпринимательских стратегиях. В современном менеджменте можно выделить четыре основных варианта интеграции стратегии управления персоналом и культуры организации [7, c. 114].

Первый вариант, когда стратегия подстраивается под существующую традиционную корпоративную культуру. В такой организации проявляется четкая тенденция к ослаблению усилий, потере энергии, когда собственный успех считается само собой разумеющимся или не планируется вовсе. Второй вариант: игнорирование традиционной культуры, сильно препятствующий эффективному выполнению выбранной стратегии. Такой подход часто приводит к глубоким конфликтам и организационным кризисам. При третьем варианте отвергается стратегия, которая не адаптируется к организационной культуре. Наконец, четвертый вариант, когда делается попытка интегрировать организационную культуру с выбранной стратегией, изменив или «навязав» новую систему ценностей и норм поведения работников, ориентируя их на достижение стратегических общих целей через удовлетворение личных потребностей. Таким образом, сильная и положительная организационная культура способствует эффективному решению стратегических задач организации, объединяя усилия всех работников во имя достижения общего успеха [10, c. 364].


В завершение хотелось бы сказать, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся на предприятии традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования в целях изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую стратегию, а на материалах территориальной службы занятости проводить анализ ситуации на рынке труда в отношении конъюнктуры спроса на рабочих разных профессий, уровня квалификации, профиля подготовки.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ОАО «СЕРПУХОВХЛЕБ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

Для решения проблем снабжения хлебом постоянно растущего населения города Серпухова в 1929 году был открыт городской хлебозавод, для которого на пустыре близ станции Серпухов-2 было выстроено специальное здание. Для организации производства было частично использовано оборудование  бывших пекарен, а остальное закуплено в Москве. Пекарями на хлебозаводе стали мастера, ранее работавшие в частных пекарнях. В 1929 году на завод впервые были набраны в большом количестве женщины в качестве обслуживающего персонала. В этом же году, в здании бывшей частной пекарни Попова, был открыт хлебозавод №2, который вырабатывал пряники медовые, баранки, пирожки, печенье и булочные изделия. В 1930 г. хлебозаводы в Серпухове производили 1760 пудов хлеба в сутки. В последующие годы, с расширением производственных мощностей выпуск продукции рос, и заводы в целом удовлетворяли потребности горожан в хлебе.Одним из преимуществ ОАО «Серпуховхлеб» является его географическое положение. Город Серпухов, на территории которого построен завод, находится на стыке трёх областей: Московской, Калужской и Тульской. Клиентская база предприятия насчитывает более 1000 компаний. Наличие собственного автопредприятия и достаточное количество транспортных средств позволяют оперативно выполнять заказы клиентов. Основные сорта хлеба - батон «Нарезной», хлеб «Донской», хлеб «Столичный», сухари «Сахарные», сушка «Челночок» являются лауреатами и дипломантами Программы-конкурса «100 лучших товаров России». Коллектив предприятия постоянно работает над освоением новых видов хлебобулочных, слоеных и кондитерских изделий, ведется работа по разработке новых оригинальных рецептур, внедрению современных видов упаковки.