ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 477
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
14.4. Метод «открытых глаз» в профориентационном исследовании
Тот факт, что проблема профессионального и личностного I моопределения на психологическом уровне исследована мало, j ворит о том, что подступиться к ней, опираясь на существую! методы и подходы, непросто. Необходим поиск принципиа новых способов работы с такой сложной и деликатной pea ностью, как «совесть», «достоинство», «стремление к элитар* идеалу», и всеми их антиподами. Кроме того, существует ei проблема правовой корректности исследования подобных псих ских явлений (прежде всего, этических явлений). Когда мы га емся соприкоснуться или как-то оценить нравственные стог человеческой жизнедеятельности, это стремление зачастую or ничивается правовыми нормами. Ведь отрицательная оценка чс века по данным позициям является оскорблением его достоинс И каждое такое психологическое исследование чем-то налом* ет юридическое расследование... Заметим, что иногда психолс
352
приглашают в качестве судебно-психологических экспертов, но и „ этих случаях их компетенция ограничена. Иными словами, не-Обходим поиск новых, более естественных и даже «человеческих» /а не только математизированных-технологизированных) методов исследования — методов, которые в чем-то близки к тому, чем пользуются обычные люди, пытаясь понять сложности человеческих взаимоотношений.
Мы предлагаем некоторую разновидность методов, основанных на понимании и вчувствовании, которую образно называем методом «открытых глаз». Как известно, часто для исследования простых проявлений психического (психофизиологических реакций, при исследовании различных психических функций и способностей) нужны специально созданные экспериментальные условия или аппаратура. Соответственно требования к методам исследования также достаточно жесткие. Но, как это ни покажется парадоксальным, для исследования сложных, личностных проявлений всего этого не требуется, если умело использовать уже имеющуюся экспериментальную ситуацию под названием «жизнь». Надо только «открыть свои глаза».
В каком-то смысле можно сказать, что метод «открытых глаз»
уже давно и эффективно используют для понимания человеческой природы философы, писатели, педагоги, да и обычные люди, которые хотят разобраться в себе и в окружающем мире. Еще одна парадоксальная особенность метода «открытых глаз» заключается в том, что вся сложность его использования — в его простоте. Ведь всегда кажется, что для «солидного» исследования нужны специальное оборудование, громоздкие методики и прочие атрибуты «настоящей» науки. А вот просто «открыть глаза» и наблюдать за тем, что происходит вокруг, — это немыслимо! Однажды на своих лекциях еще в конце 1970-х гг. В.П.Зинченко, рассуждая о природе «чуда», сказал: «Чудо везде и всюду. Оно у нас под носом. Но только посвященный сможет увидеть его...»
На своих лекциях Е. А. Климов, говоря о практических методиках, часто подчеркивал, что «чем проще методика как внешнее средство, тем большего профессионализма она требует от психолога» и что «внешняя простота обманчива, так как психолог должен компенсировать ее системой развитых внутренних средств своей профессиональной деятельности». Это в полной мере относится и к методу «открытых глаз». Этот метод нельзя просто взять и использовать как какой-то хорошо отработанный тест или игровое упражнение, которые сами могут компенсировать невысокий профессионализм психолога. Метод «открытых глаз» сам по себе Не сработает.
В чем-то этот метод близок к трудовому методу, применяемому в психологии труда, или к методу включенного эксперимента, когда исследователь непосредственно участвует в изучаемых процессах
353
12 т,
Иряжникова
и пытается как бы «изнутри» понять их, но понять всем се существом.
В идеале использование метода «открытых глаз» — это не : сто наблюдение (хотя и обычное наблюдение дает достатс информации для размышлений о совести и достоинстве), активное участие в исследуемом процессе. При такой актив позиции исследователь-участник должен обязательно иметь cj собственную нравственную позицию (совесть) и своими дейс ями постоянно провоцировать ответные действия тех людей, рых он собирается понять (исследовать). Желательно, чтобы ■ «исследователь-провокатор» постоянно создавал для обследуе^ ситуации нравственного выбора, например ситуации «собл? самоутверждения» за счет ущемления чужого достоинства, в j числе и собственного достоинства исследователя (см.: Пря ков Н.С., 2000).
И тогда, с одной стороны, исследователь становится свс разным «сатаной-соблазнителем», постоянно устраивающим| ловеку проверку, но, с другой стороны, он становится и се разной «жертвой», так как самого себя ставит в довольно риванную ситуацию. Кто-то может сказать, что когда исследова ставит себя в положение «жертвы», то он неизбежно теряет достоинство в глазах других людей, но многие авторитетные: хологи-консультанты считают, что «защищенность является ним из злейших врагов терапевта» и в работе с клиентом (а ■ с обследуемым) «первое правило — не отвечать ударом на у| (Кан М., 1997, с. 101). Есть и третья сторона в провоциров «соблазнов» для самоутверждения за чужой счет, о которой| не раз говорилось — это создание для обследуемых таким обр людей возможности не только проверить свое собственное дс инство, но и утвердить себя как личность, когда человек все-отказывается от таких «соблазнов», а также создание развития своего достоинства в этих хоть и мелких с бытовой ки зрения, но на самом деле очень непростых испытаниях.
Для всего этого обычного житейского и даже профессио| ного опыта окажется недостаточно — психолог должен разв в себе «способность совести», а также постоянно забота собственном достоинстве. И если все-таки кто-то из психе отважится использовать метод «открытых глаз», то ему ci нужно будет обратиться к своему внутреннему миру, т. е. самого себя. Но понять себя — это значит осознать свое ме предназначение в мире, т.е. понимание себя неизбежно гает и понимание того мира, общества, в котором мы также стремление понять смыслы жизни самых разных людеЯ| вущих в этом мире.
В приложениях к данному пособию представлены некс методики, позволяющие осуществлять подобные «провока!
предполагающие активное наблюдение за участниками этих процедур с использованием метода «открытых глаз».
Естественно, при использовании метода «открытых глаз» в специальных научных исследованиях неизбежными окажутся различные способы фиксации, описания и интерпретации полученных данных (наблюдений, впечатлений, переживаний), но главное — это человеческое понимание других людей, а значит, и понимание самого себя. Во взаимодействии с личностью клиента или обследуемого сам исследователь неизбежно выступает не только в роли «субъекта» познания, но и как полноценная личность. При этом, как отмечал Д. И. Фельдштейн, «именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого» (Фельдштейн Д. И., 1994, с. 47). Естественно, сказанное относится и к самому психологу-исследователю, выстраивающему свои отношения с другими людьми.
Обращение к методу «открытых глаз» означает, что исследователь не стремится познать последнюю истину (как в традиционных естественно-научных подходах), а предполагает, скорее, постоянное наблюдение, участие и рефлексию самого процесса изменения нравственных, мировоззренческих позиций окружающих людей, всего общества и окружающего мира, а также самого себя в этом мире.
Таким образом, исследователь, рискнувший использовать метод «открытых глаз», не ставит своей задачей непременно давать «объективную» оценку другим людям, он должен понимать тенденции развития мировоззрения людей, исходя из того, что человек постоянно меняется. При этом, оценивая тенденции изменения других людей, с которыми психолог взаимодействует, он неизбежно будет рефлексировать и собственные изменения, так как сам обречен быть субъектом своей собственной деятельности и своих взаимоотношений с миром и другими людьми. Если же психолог не готов быть таким субъектом, то ему лучше обратиться к другим проверенным и надежным методам работы, в которых уже заложена «субъектность» других психологов, их разработавших.
Особенно сложно применять метод «открытых глаз» при исследовании проблемы «личностной продажности», так как многие пРосто не хотят ее замечать, а для многих сам факт обращения к Данной проблеме просто вызывает болезненные реакции (это тоже х°рошо — значит, совесть еще сохранилась, еще беспокоит). Поэтому для использования метода «открытых глаз» требуется не только особая деликатность и даже уважительное отношение к тем, Кто совершает определенные сделки с совестью (в этом ведь заключается их личный выбор), но и определенное мужество — нельзя Сбывать о том, что в «открытые глаза» могут и плюнуть.
354
355
14.5. Оформление результатов и «защита» профориентационного исследования
Окончательное оформление текста исследования. Порядок < ления работы во многом зависит от «жанра» научного сообще* (статья, диплом или диссертация). Более подробно такой пор док легко можно освоить, познакомившись с соответствующ* работами других авторов. Мы же ограничимся общими совета по оформлению научного текста.
Традиционно в оглавлении выделяются: введение, теор тическая часть (или две-три части), экспериментальная часть (он сание схемы исследования, обоснование методик, ход провед ния экспериментального исследования, анализ результатов), ключение, список литературы, приложения.
Во введении обычно обозначают актуальность работы, i мулируют проблему, выделяют объект и предмет исследова формулируют гипотезу, цель и задачи. Также во введении мо> обозначить новизну исследования, экспериментальную ба апробацию работы, перечислить используемые методы и даже: ческую правомерность этих методов.
В теоретической части анализируются подходы к per. нию данной проблемы у других авторов, предлагаются собст ные модели и теоретические построения, помогающие обоснов само исследование и используемые методы.
В экспериментальной части обозначаются общая. гика и схема эксперимента, выделяются и обосновываются тодики, описывается ход эксперимента, проводится анализ обобщение его результатов.
В заключении кратко подводятся итоги работы, формул руются основные и дополнительные выводы, намечаются пе пективы дальнейших исследований по данному направлению.
Список литературы может оформляться разными собами, но важно при этом, чтобы избранный автором поря оформления был одинаковым (единообразным) для всего текс С конкретными способами оформления используемой литерат можно познакомиться, взяв любой научный психологичес* журнал и посмотрев, как оформляется литература в какой-л» статье этого журнала.
В приложениях описывается громоздкий материал (оби ные таблицы, протоколы консультаций, большие по объ€ методики и т.п.), который в основном тексте может осложн^ восприятие общей логики и наиболее существенных моме* исследования.
По возможности научный текст лучше делать на компьюте Это позволяет не только оперативно вносить в текст необходил корректировки (например, после не очень успешной апробавд
356
но и использовать готовые элементы данного текста в других публикациях. Кроме того, возможности компьютера все-таки позволяют более качественно создавать текст в самом процессе работы над ним.
Публичная защита исследования. Существует определенный порядок защиты дипломных и диссертационных работ. Рассмотрим сго и попутно дадим некоторые рекомендации.
Представление соискателя. Это делает секретарь или председатель комиссии.
Доклад соискателя. Желательно не затягивать его и укладываться по времени в 8—10 мин, сообщая лишь самое главное, рекомендуется примерно следующая схема выступления:
-
поприветствовать присутствующих («Уважаемые председатель,
члены комиссии, коллеги!»); -
еще раз обозначить тему своего исследования; -
кратко сказать об актуальности исследования (1 — 2 коротких
предложения); -
четко по тексту зачитать: объект, предмет, цели, гипотезу
исследования; -
далее по порядку называть основные задачи исследования и
сразу же кратко говорить, что сделано для решения каждой из
этих задач и какие получены результаты (выводы), т.е. по каждой
задаче схема выступления следующая: задача —> что сделано —»
выводы. Например, называется теоретическая задача, далее фра
за: «В ходе теоретического анализа были проанализированы столько-
то работ (называются 5 — 7 наиболее важных авторов) и на этой
основе получены такие-то выводы (сделаны такие-то обобщения,
или уточнены такие-то понятия...)». Или применительно к эмпи
рическим задачам: называется задача, далее примерно такая фра
за: «Исследование проводилось (там-то и там-то), выборка (та
кая-то и такая-то), исследование включало следующие этапы (на
зываются), были использованы такие-то и такие-то методы —
получены такие-то результаты (выводы)»; -
в заключение — «Спасибо за внимание».
Ответы на вопросы считаются наиболее сложной и «нервной» частью защиты. Некоторые вопросы могут быть неожиданными для соискателя. Часто вопросы могут быть неудачно сформулированы: дело в том, что какие-то члены комиссий могут и не быть специалистами по данной проблеме (заметим, что они и не обязаны быть такими специалистами). В таких случаях главное, что требуется от соискателя, — доброжелательность и стремление понятно ответить на задаваемые вопросы. В большинстве случаев (особенно в советах с авторитетными психологами) излишняя науко-°бразность воспринимается не в пользу соискателя.
Выступление научного руководителя, который гофрит не о самой работе (и тем более не дает никаких оценок
357
работе), а о личности самого соискателя (о его работе над дан» проблемой, его инициативе и т.п.).
Далее выступают оппоненты и рецензенты, занность которых не столько хвалить, сколько обозначать нед статки работы. Заметим, что в любой работе такие недостат имеются, поэтому относиться к замечаниям следует спокойнс даже с благодарностью. Ведь оппоненту пришлось долго изучат отыскивать эти недостатки, да еще таким образом, чтобы замеч ния прозвучали убедительно. А это очень непросто, поэтому ■ каждое такое замечание соискатель должен говорить: «СпасиЕ внимательное прочтение моей работы».
После этого организуются прения, где могут выступить : желающие. Иногда такие прения превращаются в дискуссию ме ду присутствующими по наиболее сложным проблемам психе гии. Соискателю рекомендуется внимательно слушать эти выст ления и далеко не все принимать на свой счет, так как обс> мые вопросы могут даже выходить за рамки темы его исследо| ния. Неплохо, если соискатель запишет наиболее ценные мыс! выступающих, чтобы в будущем поразмышлять над этим.
Конечно, во всем описанном присутствуют некоторые элеме* игры, а корректнее сказать — определенного научного но этот ритуал лучше соблюдать. Один из важнейших смыс защиты дипломных и диссертационных работ заключается в ■ что соискатель демонстрирует силу своего характера, что про| ляется, во-первых, в спокойном отношении к обоснованной : тике коллег, а во-вторых, в готовности принимать определе? правила взаимоотношений и соблюдать сложившиеся ритуа