ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 498
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
данной науке (и в данном научном учреждении). При этом сов шенно необязательно демонстрировать свою «принципиальное когда в эмоциональных спорах соискатель сражается как лев. то лучшими аргументами в науке являются спокойные, но основанные доказательства, последующие исследования и п> кации.
Поиск научного руководителя и построение с ним деловых и| ловеческих взаимоотношений. Прежде всего важно понять, в смысл научного руководства. Дипломная (или диссертацией* работа — это самостоятельное исследование. Предполагается, j соискатель все-таки пока еще учится такие исследования щ дить, но учится он именно самостоятельности. Поэтому научного руководителя: 1) помочь соискателю разобраться,; именно его интересует в науке, и уточнить на этой основе исследования (в чем-то такая задача уже является профорие| ционной — помочь определить свои научные интересы); 2) по» грамотно спланировать исследование, т.е. выделить основные дачи (отбросив второстепенные) и наметить пути их реше^ 3) подсказать, как осуществлять научный поиск (литературы,!
358
тодик, экспериментальных баз и т.п.); 4) подсказать, как грамотно оформлять результаты исследования и текст работы; 5) подсказать, как грамотно (адекватно) вести себя во время защиты. flpii этом научный руководитель не должен всего этого делать рместо соискателя.
Если соискатель ориентирован на карьеру, то лучше искать «маститого» (авторитетного) руководителя, что приносит определенные выгоды:
Проблемы, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с авторитетным руководителем:
359
«рабочую лошадку», вынужденную набирать статистику и вы* нять достаточно примитивную и явно несамостоятельную раС которая мало чему научит;
4) иногда приходится терпеть скверный характер и вся нехорошие «выходки» авторитетного руководителя. Напри» фамильярное обращение или даже определенные сексуальные| могательства. Соискатель иногда из боязни перед грозным ав тетом, у которого мощные связи и «все его побаиваются», ст вится жертвой таких домогательств. Всякое бывает, и моралы| этому надо себя готовить, чтобы потом не сформировалось i щение к науке, ведь она бывает, слава богу, и иная.
Иногда имеет смысл обратиться к начинающему нау му руководителю. Например, по следующим соображениям:
После того как диплом (или диссертация) защищен, не еле порывать со своим научным руководителем по следующим чинам:
Это только кажется, что от своего учителя больше нечего ( Нередко именно такие повторные контакты оказываются вой для настоящей дружбы двух психологов-коллег.
Обычно студент или аспирант быстро обнаруживает как слабости и недостатки своего руководителя или, того хуже, обнаружить, что он от кого-то зависит, кого-то боится, в че явно некомпетентен и вообще коллеги его не очень любят. Щ же можно научиться у такого «слабака»? Как это ни парадою!
н0, но именно в таких ситуациях есть чему поучиться! Если даже при таких слабостях научный руководитель все-таки имеет определенные заслуги перед наукой, способен творить, то это уже само по себе заслуживает уважительного отношения.
Это как в военном искусстве, когда слабая и даже «жалкая» на первый взгляд армия без всяких «суперменов» и громких воинственных воплей побеждает внешне очень сильную и солидную армию. Может, именно в этом и заключается уже «искусство исследования» (как и «искусство побеждать»). И наоборот, отлично образованный и эрудированный специалист, ничего не сделавший в науке, должен вызывать определенные сомнения: зачем все эти знания при такой непродуктивности, если не сказать — бездарности? И чем-то это напоминает «психологический феномен дурака», когда человек не использует свои богатые (прежде всего, интеллектуальные) возможности в значимых жизненных ситуациях, в главном деле своей жизни (см.: Пряжников Н.С., 2000, с. 293 — 300). Многому ли может научить такой научный руководитель?
Для современной российской психологии эта тема достаточно актуальна и болезненна, поскольку, несмотря на то что за последние годы в стране появилось огромное количество внешне эффектных и очень образованных специалистов, вся эта армия гуманитарных интеллектуалов как-то не очень обеспокоена гуманитарными проблемами современного российского общества. Быть может, дело не только в массе знаний и амбиций, но и в способности смело (с «открытыми глазами») смотреть на гуманитарные проблемы и хотя бы пытаться их решать, а для этого требуется не столько масса знаний, сколько хоть капелька научной смелости и воли.
Напомним, что смысл науки — в производстве нового знания и такое приращение новизны идет довольно мелкими шажками, а секрет психологического (гуманитарного) творчества заключается не столько в публичном воспроизведении уже освоенного знания, сколько в смелости взглянуть на жизненные ситуации по-новому. Знания нужны в данном случае для того, чтобы не идти проторенными путями и не совершать уже сделанные ранее ошибки. А если мы что-то знаем, но это ничему нас не учит и мы идем уже давно исхоженными путями, совершая старые ошибки, т° это уже не наука.
Пример формулировок основных компонентов профориентаци-°нного исследования. Ниже представлена принятая форма изложения результатов профориентационного исследования применительно к конкретной теме. Данный пример можно взять за основу написания дипломной работы, помятуя о том, что хороший диплом должен строиться с ориентацией на будущее написание диссертации.
360
361
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА (ЛПП) У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК НЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕС ГО ВОЗРАСТА
| нации этих линий фактически и создают пространство этическоЛ
проблематики. Но важно добавить к этому, что каждый человек по мере своего развития создает и пересоздает эти пространс быть может и добавляя свои, уникальные линии и критерии вы<| деления этических проблем.
15.2. Основные этические проблемы и «соблазны» в профориентационной практике
Проблема власти над клиентом. С помощью определенных пси| хотехнологий или эффектных приемов психолог (или психотера| певт) может довольно быстро создать у клиента ощущение, перед них выдающийся специалист, квалифицированный масте| общения, хорошо знающий ситуацию и проблему клиента. Во мне гих случаях именно создание такого «психотерапевтического (* консультационного) мифа» является важным условием излече ния проблемы клиента. Этот миф основан на вере клиента в ос бые способности данного психолога-консультанта и по-своему iполезен для большинства «нормальных» клиентов.
И здесь у психолога возникает соблазн буквально «вить из та ента веревки», внушая ему, к чему он должен стремиться и он должен действовать. Этот соблазн порождает для психоло! особую проблему — проблему манипуляции сознанием клиеь
1 Например, В. Франкл пишет о том, что «эгоист может выиграть, если дет считаться с другими, и, наоборот, альтруист — хотя бы ради других — дол заботиться о себе» (Франкл В., 1990, с. 298). Правда, другие авторы, наприм<| А.Адлер, выделяют такую направленность личности, как ее «сопричастность| обществом», когда человек реализует свое стремление к самосовершенствов нию, создавая для людей добро. А.Адлер считал, что главное, в чем нуждае человек, — быть принятым в обществе, найти свое место среди людей. А «ее человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не моя внести свой вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство собственна неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из ошибочных представлений» (цит. по: Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 8).
Поиск научного руководителя и построение с ним деловых и| ловеческих взаимоотношений. Прежде всего важно понять, в смысл научного руководства. Дипломная (или диссертацией* работа — это самостоятельное исследование. Предполагается, j соискатель все-таки пока еще учится такие исследования щ дить, но учится он именно самостоятельности. Поэтому научного руководителя: 1) помочь соискателю разобраться,; именно его интересует в науке, и уточнить на этой основе исследования (в чем-то такая задача уже является профорие| ционной — помочь определить свои научные интересы); 2) по» грамотно спланировать исследование, т.е. выделить основные дачи (отбросив второстепенные) и наметить пути их реше^ 3) подсказать, как осуществлять научный поиск (литературы,!
358
тодик, экспериментальных баз и т.п.); 4) подсказать, как грамотно оформлять результаты исследования и текст работы; 5) подсказать, как грамотно (адекватно) вести себя во время защиты. flpii этом научный руководитель не должен всего этого делать рместо соискателя.
Если соискатель ориентирован на карьеру, то лучше искать «маститого» (авторитетного) руководителя, что приносит определенные выгоды:
-
при защите у такого научного руководителя меньше возни
кает проблем с различными оппонентами и рецензентами, кото
рые либо очень уважают данного человека и не хотят его огор
чать, давая невысокую оценку диплому или диссертации, защи
щаемых под его руководством, либо просто боятся с ним связы
ваться, зная, что он будет защищать своего соискателя; -
иногда такие научные руководители некоторых своих уче
ников-любимчиков могут пристроить или порекомендовать на при
влекательную работу; -
в ближайшем будущем можно гордиться тем, что защища
лись у авторитетного руководителя; -
если авторитет еще не совсем морально и интеллектуально
состарился (а к сожалению, все стареют), т.е. он еще готов вос
принимать новые, необычные идеи, то под его покровительством
можно защищать смелые оригинальные работы, которые различ
ные недруги просто побоятся «размазывать по стенке». Заметим,
что по-настоящему новые работы первоначально бывают часто не
лишены всяких мелких недостатков и их очень легко критико
вать, поэтому они и нуждаются в защите со стороны тех ученых,
кто больше ценит настоящую научную смелость и новизну, чем
придирается к несущественным недочетам.
Проблемы, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с авторитетным руководителем:
-
обычно у таких научных руководителей много желающих
защищаться и для каждого просто может не оказаться необходи
мого времени и должного внимания; -
«авторитеты» нередко очень нетерпимы к новизне, поэтому
часто работы, выполненные под их руководством, достаточно кон
сервативны (традиционны, банальны, «прозрачны»), когда и при-
Драться-то не к чему; -
иногда у авторитетных и особенно у модных научных руко
водителей образуются сложные иерархические «пирамиды» уче
ников. Например, соискатель реально со своим руководителем не
общается, а работает с другим его учеником, более приближен
ным к авторитету. Например, тот, кто пишет диплом, больше об
щается с учеником, который пишет диссертацию. Это по-своему
бывает оправдано, но часто дипломника просто включают в более
°бширные исследовательские программы и просто используют как
359
«рабочую лошадку», вынужденную набирать статистику и вы* нять достаточно примитивную и явно несамостоятельную раС которая мало чему научит;
4) иногда приходится терпеть скверный характер и вся нехорошие «выходки» авторитетного руководителя. Напри» фамильярное обращение или даже определенные сексуальные| могательства. Соискатель иногда из боязни перед грозным ав тетом, у которого мощные связи и «все его побаиваются», ст вится жертвой таких домогательств. Всякое бывает, и моралы| этому надо себя готовить, чтобы потом не сформировалось i щение к науке, ведь она бывает, слава богу, и иная.
Иногда имеет смысл обратиться к начинающему нау му руководителю. Например, по следующим соображениям:
-
молодые руководители еще достаточно свежи, хорошо d
ентируются в научных новинках и у них есть чему поучиться;| -
у многих из них еще мало соискателей, и с каждым с?
учеником они обычно находят время для полноценного обще^ -
для молодых, начинающих ученых важен момент сад
верждения, и поэтому работы своих учеников они часто вое!
нимают как свои личные, и здесь ученику также стоит поуч*
здоровому научному честолюбию и т.д.
После того как диплом (или диссертация) защищен, не еле порывать со своим научным руководителем по следующим чинам:
-
руководители это часто болезненно переживают. Мы не
выслушивали жалобы очень известных психологов о том,
«предавали» любимые ученики, которым они реально
сделать карьеру (к сожалению, в наше прагматичное время |
частое явление); -
руководитель может и в дальнейшем принимать учас
судьбе своего ученика. Часто руководители вкладывают
своей души в учеников, и их судьбы для них небезразлр
Хотя и чрезмерно эксплуатировать эти привязанности то>
стоит; -
на самом деле в такой сложной сфере, как наука и в|
числе психология, не так уж много остается реальных челов
ких контактов, поэтому стоит больше ценить то, что уже и»
ся, и чаще прощать друг другу какие-то несовершенства.
Это только кажется, что от своего учителя больше нечего ( Нередко именно такие повторные контакты оказываются вой для настоящей дружбы двух психологов-коллег.
Обычно студент или аспирант быстро обнаруживает как слабости и недостатки своего руководителя или, того хуже, обнаружить, что он от кого-то зависит, кого-то боится, в че явно некомпетентен и вообще коллеги его не очень любят. Щ же можно научиться у такого «слабака»? Как это ни парадою!
н0, но именно в таких ситуациях есть чему поучиться! Если даже при таких слабостях научный руководитель все-таки имеет определенные заслуги перед наукой, способен творить, то это уже само по себе заслуживает уважительного отношения.
Это как в военном искусстве, когда слабая и даже «жалкая» на первый взгляд армия без всяких «суперменов» и громких воинственных воплей побеждает внешне очень сильную и солидную армию. Может, именно в этом и заключается уже «искусство исследования» (как и «искусство побеждать»). И наоборот, отлично образованный и эрудированный специалист, ничего не сделавший в науке, должен вызывать определенные сомнения: зачем все эти знания при такой непродуктивности, если не сказать — бездарности? И чем-то это напоминает «психологический феномен дурака», когда человек не использует свои богатые (прежде всего, интеллектуальные) возможности в значимых жизненных ситуациях, в главном деле своей жизни (см.: Пряжников Н.С., 2000, с. 293 — 300). Многому ли может научить такой научный руководитель?
Для современной российской психологии эта тема достаточно актуальна и болезненна, поскольку, несмотря на то что за последние годы в стране появилось огромное количество внешне эффектных и очень образованных специалистов, вся эта армия гуманитарных интеллектуалов как-то не очень обеспокоена гуманитарными проблемами современного российского общества. Быть может, дело не только в массе знаний и амбиций, но и в способности смело (с «открытыми глазами») смотреть на гуманитарные проблемы и хотя бы пытаться их решать, а для этого требуется не столько масса знаний, сколько хоть капелька научной смелости и воли.
Напомним, что смысл науки — в производстве нового знания и такое приращение новизны идет довольно мелкими шажками, а секрет психологического (гуманитарного) творчества заключается не столько в публичном воспроизведении уже освоенного знания, сколько в смелости взглянуть на жизненные ситуации по-новому. Знания нужны в данном случае для того, чтобы не идти проторенными путями и не совершать уже сделанные ранее ошибки. А если мы что-то знаем, но это ничему нас не учит и мы идем уже давно исхоженными путями, совершая старые ошибки, т° это уже не наука.
Пример формулировок основных компонентов профориентаци-°нного исследования. Ниже представлена принятая форма изложения результатов профориентационного исследования применительно к конкретной теме. Данный пример можно взять за основу написания дипломной работы, помятуя о том, что хороший диплом должен строиться с ориентацией на будущее написание диссертации.
360
361
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА (ЛПП) У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК НЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕС ГО ВОЗРАСТА
-
Общая психологическая характеристика старшего подростков
юношеского возраста -
Профессиональное самоопределение как главное психологиче
новообразование подросткового и юношеского возраста -
Личная профессиональная перспектива как важнейший интегр»)
ющий фактор ситуации профессионального самоопределения -
Проблема оценки уровня сформированное™ ЛПП -
Методы формирования у подростков готовности к самостоятель
му построению ЛПП
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬ ОДАРЕННОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
-
Проблема одаренности в психологии
-
Специфика интеллектуальной одаренности у подростков
-
Проблема выделения уровней развития одаренности у подрс
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
НЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛПП И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕН^
СТИ САМООПРЕДЕЛЯЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ
-
Общая схема исследования
-
Методы исследования и их обоснование
-
Исследование взаимосвязи специфики (видов) одаренности и;
ней сформированности ЛПП
-
Исследование эффективности профориентационной помощи
ренным подросткам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется:
-
Противоречием, когда, с одной стороны, необходимо учитывать i
цифику профессионального самоопределения подростков с выражен^
интеллектуальной одаренностью, а с другой стороны, наблюдается явн
недостаток исследований такой специфики.
-
Необходимостью теоретического анализа вопросов профессией^
ного самоопределения у одаренных подростков.
' Вариант уже защищенной диссертации В. Г. Семчука (см.: Семчук В. Г., 20
-
Определением специфики ситуации профессионального самоопре
деления (с учетом перспектив поступления в профессиональные учебные
заведения и последующего трудоустройства) у детей с интеллектуальной
одаренностью.
-
Разработкой новых программ сопровождения профессионального
самоопределения, учитывающих специфику одаренных подростков.
Степень разработанности и теоретико-методологическая база исследования. В своей диссертации мы опирались на следующие работы, посвященные разным аспектам исследуемой проблемы.
В плане уточнения специфики подросткового возраста — это работы Я.Ф.Обуховой, И.С.Кона, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, X. Ремшмидта, Ш. Бюлер, Э. Эриксона, М. Кле, В. С. Мухиной и О. М.Дьяченко.
Для уточнения специфики профессионального самоопределения — это работы Е.А.Климова, Е.И.Головахи, И.В.Дубровиной, А.А.Кроника, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой, Д.Сьюпера и др.
В плане уточнения специфики одаренности в подростковом возрасте — это работы А.М.Матюшкина, Н.Б.Шумаковой, Н.С.Лейтес, B.C.Юркевич, Е.И.Щебланова, Д.Фримен и др.
Объектом исследования являются подростки (оптанты) с различным уровнем интеллектуальной одаренности, находящиеся в ситуации профессионального самоопределения.
Предмет исследования: специфические особенности и психологические условия формирования личных профессиональных перспектив (ЛПП) у одаренных подростков.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь уровней интеллектуальной одаренности и сформированности ЛПП старших подростков, а также разработать и экспериментально проверить программу психологического сопровождения профессионального самоопределения, учитывающую специфику одаренных подростков.
Гипотезы исследования:
-
Существуют определенная взаимосвязь между спецификой (одновер
шинной или многовершинной одаренностью) и уровнями интеллектуаль
ной одаренности с сформированностью личной профессиональной перс
пективы (ЛПП) у подростков, а также возрастно-половые различия в дан
ной зависимости.
-
Основным психолого-педагогическим условием оптимизации проф
ориентационной помощи одаренным подросткам является разработанная нами
программа сопровождения профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
-
Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального
самоопределения у подростков с интеллектуальной одаренностью.
-
Исследование взаимосвязи уровней интеллектуальной одаренности
и уровней сформированности ЛПП.
-
Разработка программы психологического сопровождения професси
онального самоопределения у одаренных подростков и ее эксперименталь-
ная проверка.
-
Разработка практических рекомендаций по совершенствованию про-
Фориентационной работы с одаренными подростками.
i
362
363
Экспериментальная база и выборка исследования. Исследованк водилось на базе школы-лаборатории «Созвездие», работающей по] грамме «Одаренный ребенок» и получившей премию Президента РФ j ласти образования. В исследовании приняли участие 158 подростков \ щихся IX, X и XI классов).
Основные этапы исследования:
1-й этап — поисковый (1997—1998 гг.). На данном этапе осуще лось накопление эмпирического материала и переосмысление им« гося теоретического и методического опыта работы с одаренными п« стками.
2-й этап — проектировочный (1998—1999 гг.). На данном этапе | батывались концептуальные основы исследования уровня сформир ности личной профессиональной перспективы (ЛПП) у одаренных пс ков, а также формировалась программа психологического сопровох профессионального выбора.
3-й этап — экспериментально-исследовательский (1999—2001 n\j данном этапе проводилось исследование взаимосвязи уровней инте туальной одаренности и уровней сформированности ЛПП у учащихся| XI классов.
4-й этап — завершающий (2001—2002 гг.). На данном этапе пр лись обработка и обобщение накопленных эмпирических данных, а окончательное оформление текста диссертации.
Теоретическая и научная новизна исследования. Выделена cnei профессионального самоопределения у одаренных подростков, пр ющаяся в том, что уровень сформированности ЛПП у подростков в шей степени коррелирует со спецификой одаренности (одновершиннс многовершинной), чем с уровнем ее развития.
Эмпирическая новизна исследования выражается в том, что:
выявлена взаимозависимость уровней интеллектуальной одаренн; и сформированности ЛПП: у подростков с высоким уровнем одновер ной одаренности наблюдается высокий уровень сформированности '
определена специфика в зависимости уровней одаренности и сформированности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том, < девушек корреляция уровня сформированности ЛПП с уровнем рг одаренности ниже, чем у юношей (при сходной специфике самой ности — одновершинной или многовершинной);
экспериментально проверена и подтверждена эффективность раз тайной нами программы психологического сопровождения пф нального самоопределения одаренных подростков.
Апробация и применение: результаты исследования были сообще|| 3-й Международной научно-практической конференции по вопросам i нога образования, а также используются в профориентационной ■ школы-лаборатории № 1624 Москвы.
Практическая значимость работы заключается в разработке рек даций по совершенствованию профориентационной работы с одареь подростками.
Достоверность исследования обеспечивается методологией нг психологических исследований, адекватностью используемых методе
лям, гипотезе и задачам исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа (Хи-квадрат и Критерий Вилкоксона). Положения, выносимые на защиту:
-
Уровень сформированности личной профессиональной перспективы
(ЛПП) имеет определенную взаимосвязь со спецификой одаренности (од
новершинной или многовершинной) и в меньшей степени связан с уровнем
проявления этой одаренности.
-
Существует определенная взаимозависимость специфики и уровня
интеллектуальной одаренности и уровней сформированности ЛПП; в част
ности, у подростков с высоким уровнем одновершинной одаренности на
блюдается высокий уровень сформированности ЛПП.
-
Существует специфика в зависимости уровней одаренности и уров
ней сформированности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том,
что у девушек корреляция уровня сформированности ЛПП с уровнем раз
вития одаренности ниже, чем у юношей (при сходной специфике самой
одаренности — одновершинной или многовершинной).
-
Разработанная программа позволяет повышать уровень сформиро
ванности личной профессиональной перспективы с учетом специфики про
фессионального самоопределения у одаренных подростков.
Далее следует основная часть работы (по главам и разделам). В заключение работы формулируются теоретические и практические выводы исследования.
Теоретические и практические выводы исследования.
-
Уровень сформированности личной профессиональной перспективы
(ЛПП) имеет определенную взаимосвязь со спецификой одаренности (од
новершинной или многовершинной) и в меньшей степени связан с уровнем
проявления этой одаренности.
-
Существует определенная специфика профессионального самооп
ределения у подростков с разными видами одаренности, что проявляется
в следующем:
а) для подростков с вербальным видом одаренности характерно то,
что они демонстрируют хорошую эрудицию в знании ситуации професси
онального самоопределения, хотя и не всегда осознают ряд позиций сво
их профессиональных выборов (например, не полностью осознают свои
возможности и недостатки при достижении намеченных профессиональных
Целей);
б) для подростков с невербальным видом одаренности характерно то,
что они в целом осознают свои возможности и недостатки, а также пути
Реализации своего потенциала для достижения профессиональных наме
рений, но не всегда способны внятно объяснить свои действия;
в) для подростков с математической одаренностью характерно то, что
°ни демонстрируют уверенность (объясняемую тем, что на различных олим
пиадах и конкурсах они получают мощное социальное одобрение) и их про
фессиональные намерения нередко носят умозрительный характер.
3. Выявлена определенная взаимозависимость специфики и интеллек
туальной одаренности и уровней сформированности ЛПП; в частности, у
Подростков с высоким уровнем одновершинной одаренности наблюдается
ВЬ|сокий уровень сформированности ЛПП.
364
365
-
Выявлена специфика в зависимости уровней одаренности и сфс
рованности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том, что у деву
корреляция сформированности ЛПП с уровнем развития одаренности i
чем у юношей (при сходной специфике самой одаренности — одновер
ной или многовершинной).
-
Разработанная нами экспериментальная программа профориента
онной работы показала свою эффективность, что проявилось в более i
соких уровнях сформированности личных профессиональных перспе
(по большинству компонентов ЛПП) у тех подростков, к которыми эта i
грамма проводилась.
В целом выдвинутые нами предположения подтвердились (некот гипотезы подтвердились лишь частично), и, таким образом, цель раб достигнута.
Вопросы и задания
-
Какое исследование можно считать профориентационным?
-
Назовите основные компоненты профориентационного исслед
ния.
-
Как связаны гипотеза и новизна в профориентационном исс
вании?
-
Можно ли с точностью измерить профессиональное самоопред
ние, используя для этого шкалу отношений?
-
В чем особенности и ограничения метода «открытых глаз»?
Рекомендуемая литература
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1$
Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследованк М., 1994.
Грабарь М.И., Красноярская К.А. Применение математической ' стики в педагогических исследованиях (непараметрические методы)! М., 1977.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пс для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М., 1987.
Сидоренко В. Г. Методы математической обработки в психологи СПб., 1996.
Глава 15
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
15.1. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении
Этические противоречия как основа этических проблем. Противоречия обозначают более глобальный уровень этической сложности, поэтому они являются основой многих, более конкретных этических проблем и «соблазнов» в деятельности психолога. Можно выделить следующие основные этические противоречия (см.: Пряжников Н.С., 2002).
Противоречием между правом человека быть субъектом построения своего счастья, с одной стороны, и его неготовностью это право реализовать, с другой стороны. Человек как бы сам добровольно отказывается быть субъектом, он как бы говорит нам: «Помогите, я сам не могу!». — «Ах, ты не можешь, ну сейчас мы тебе поможем!», — как бы говорим мы. А клиент еще и благодарит нас за то, что мы решаем его проблемы вместо него. Слава богу, таковы не все клиенты, но соблазн манипуляции здесь существует.
Противоречие между интересами общества и интересами личности. На вопрос, что важнее, интересы общества или интересы конкретного человека, многие однозначно отвечали в первой половине 1990-х гг.: «Конечно, интересы личности!» Но при этом часто забывается, что и общество состоит из личностей (здесь важно не путать общество и государство). Забывается также, что у всех народов самые выдающиеся люди — это те, кто свои собственные интересы ставил ниже интересов общества, кто служил обществу, или своему народу. Должно быть взаимное уважительное отношение общества и личности. Даже тогда, когда личность находится в оппозиции к данному обществу, она должна все-таки уважать реалии (традиции, обычаи и даже предрассудки людей, живущих в этом обществе), но и общество должно с пониманием относиться к тем, кто пытается улучшить жизнь в Данном обществе.
Противоречие между мировоззрением психолога и мировоззрением конкретных клиентов. Это может выражаться в следующих противоречивых линиях: психолог — клиент, психолог — коллеги, психолог — заказчик и др. И опять же необходимо находить Хотя бы какие-то точки соприкосновения, а не стремиться усугублять уже имеющиеся противоречия.
367
Противоречие между благородными устремлениями психолс и его ограниченностью в адекватных психолого-педагогических ср ствах. Это ситуация, когда психолог осознал высокие цели (мис сию) своей профессии, но достичь эти цели ему не удается. Не редко психологическая помощь (или теоретический поиск) в та| ких случаях ограничивается красивой болтовней. Но и болтов* тоже имеет право на существование, ибо слово (идея) часто о* зывается важнее дела, является основой дела и реальных пос ков. Важно, чтобы внешняя красивость не заслоняла в этом случа смысл благородных устремлений.
Противоречие между благородными устремлениями психе га и прагматизмом нашего времени, когда хочется жить крас! во и беззаботно, но для этого надо постоянно зарабатывать девд ги и все свое свободное время (и возможности для полноце! ного развития) тратить на профессиональную и околопрофе сиональную суету. Эта ситуация тем более опасна, когда коллеги включены в такую суету и трудиться по-другому ста! вится просто неприлично. Это противоречие порождает ели! ком серьезные проблемы, до конца еще многими не осмыслен ные.
Противоречие между все возрастающей свободой труда пси логов (а реальность такова, что сейчас гораздо меньше идеолог ческого, а также теоретического и методологического давлен! с одной стороны, и все усиливающейся зависимостью психолога < того, кто платит деньги, с другой стороны. Парадокс в том, чем больше денег, тем больше и зависимость. В условиях ных официальных зарплат психолог просто вынужден идти множество внутренних компромиссов, участвуя в тех или иь теоретических и практических разработках. Опыт развития сощ логии труда за рубежом приводит к достаточно интересному териалу для размышления относительно самого вектора, напр ления развития социологических и психологических наук о тру Как отмечали бывшие президенты Американской социологи* ской ассоциации (АСО) П.Росси и В.Уайт, «в "хорошие" мена, когда источники финансирования и сфера приложен^ труда ученых достаточно стабильны, особенно быстро развив| ется академическая социология и, напротив, в "плохие" вре* на, когда дыхательные каналы перекрываются, представ! "чистой" социологии, забыв о профессиональной гордости и ставив в сторону научный снобизм, вовсю кичатся практичес* ми достижениями своих собратьев-прикладников, втайне на ясь разжалобить финансистов на более щедрые подачки и льг ты» (Кравченко А. И., 1987, с. 158).
Противоречие между правом человека (и клиента, и са психолога) на уважение, с одной стороны, и реальным, пс узаконенным социально-психологическим неравенством, с др
368
стороны. Это проблема соотношения различных «элит» (а в большинстве случаев — «псевдоэлит») и «массы», между так называемыми «лучшими» и «худшими» людьми и т.п. (см. подробнее: Пряжников Н.С., 2000).
Наконец, это противоречие между различными этическими системами и их уровнями. Как известно, культура (в высшем своем смысле) начинается с момента, когда мы признаем право на существование иной культуры, отличной от нашей. И наоборот, культура заканчивается, когда мы утверждаем первенство только своей культуры. Заметим, что в современной философии сейчас господствует идея множественности этических истин, а следовательно, имеют право на существование различные этические системы. Во взаимоотношениях психолога с клиентом вполне могут возникать ситуации, когда их мировоззренческие позиции будут сильно различаться, а также ситуации, когда при схожих ценностно-смысловых ориентациях кто-то из них может оказаться более совершенным существом. Заметим также, что идеологию (и даже мировоззрение) осуждать нельзя, судят лишь конкретных людей, опирающихся на ту или иную идеологию, ведь и самые благородные идеи можно использовать как прикрытие для наиболее омерзительных деяний, что уже неоднократно случалось в истории.
Основные линии этических противоречий. В целом могут быть выделены следующие основные линии ценностно-нравственных противоречий, которые в перспективе могут стать основой для более четкой типологии (а значит, и осмысления) этической проблематики в психологии:
1) линия конфликтных взаимоотношений психолога с различ
ными людьми:
-
с клиентами, пациентами, испытуемыми, опрашиваемыми;
-
с коллегами-психологами;
-
с коллегами-смежниками (не психологами);
-
с администрацией (где психолог работает и где получает ос
новной заработок);
-
с «заказчиками» (с администрацией организаций, где психо
лог выполняет определенные работы по контрактам);
-
с представителями власти;
2) линия конфликта ценностей и смыслов на уровне:
-
конфликта с посторонними людьми (в формальных отноше
ниях);
-
конфликта со значимыми (или близкими) людьми (это могут
быть не только родственники и друзья, но и коллеги, с которыми
сложились реальные человеческие отношения);
-
внутреннего конфликта с самим собой;
3) линия разнонаправленное™ ценностно-смысловых ориен
тации психолога (само содержание противоречий):
369
-
противоречие между альтруистической и эгоистической ори-J
ентациями (традиционная линия противоречий, правда, уже под
вергаемая сомнению многими психологами и философами1);
-
противоречие между стремлением к самостоятельности, не
зависимости (субъектности) и стремлением к покорности, к за
висимости от обстоятельств и других людей;
-
противоречие между направленностью на внешне яркие ва
рианты самореализации (как правило, одобряемые общественным
мнением) и направленностью на скромные варианты самореали-i
зации (часто не понятные для большинства, что обрекает твор-j
ческую личность на одиночество и страдания).
Эти и другие возможные линии противоречий, а также комби
| нации этих линий фактически и создают пространство этическоЛ
-
Проблема одаренности в психологии -
Специфика интеллектуальной одаренности у подростков -
Проблема выделения уровней развития одаренности у подрс
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
НЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛПП И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕН^
СТИ САМООПРЕДЕЛЯЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ
-
Общая схема исследования -
Методы исследования и их обоснование
-
Исследование взаимосвязи специфики (видов) одаренности и;
ней сформированности ЛПП -
Исследование эффективности профориентационной помощи
ренным подросткам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется:
-
Противоречием, когда, с одной стороны, необходимо учитывать i
цифику профессионального самоопределения подростков с выражен^
интеллектуальной одаренностью, а с другой стороны, наблюдается явн
недостаток исследований такой специфики. -
Необходимостью теоретического анализа вопросов профессией^
ного самоопределения у одаренных подростков.
' Вариант уже защищенной диссертации В. Г. Семчука (см.: Семчук В. Г., 20
-
Определением специфики ситуации профессионального самоопре
деления (с учетом перспектив поступления в профессиональные учебные
заведения и последующего трудоустройства) у детей с интеллектуальной
одаренностью. -
Разработкой новых программ сопровождения профессионального
самоопределения, учитывающих специфику одаренных подростков.
Степень разработанности и теоретико-методологическая база исследования. В своей диссертации мы опирались на следующие работы, посвященные разным аспектам исследуемой проблемы.
В плане уточнения специфики подросткового возраста — это работы Я.Ф.Обуховой, И.С.Кона, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой, X. Ремшмидта, Ш. Бюлер, Э. Эриксона, М. Кле, В. С. Мухиной и О. М.Дьяченко.
Для уточнения специфики профессионального самоопределения — это работы Е.А.Климова, Е.И.Головахи, И.В.Дубровиной, А.А.Кроника, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой, Д.Сьюпера и др.
В плане уточнения специфики одаренности в подростковом возрасте — это работы А.М.Матюшкина, Н.Б.Шумаковой, Н.С.Лейтес, B.C.Юркевич, Е.И.Щебланова, Д.Фримен и др.
Объектом исследования являются подростки (оптанты) с различным уровнем интеллектуальной одаренности, находящиеся в ситуации профессионального самоопределения.
Предмет исследования: специфические особенности и психологические условия формирования личных профессиональных перспектив (ЛПП) у одаренных подростков.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь уровней интеллектуальной одаренности и сформированности ЛПП старших подростков, а также разработать и экспериментально проверить программу психологического сопровождения профессионального самоопределения, учитывающую специфику одаренных подростков.
Гипотезы исследования:
-
Существуют определенная взаимосвязь между спецификой (одновер
шинной или многовершинной одаренностью) и уровнями интеллектуаль
ной одаренности с сформированностью личной профессиональной перс
пективы (ЛПП) у подростков, а также возрастно-половые различия в дан
ной зависимости. -
Основным психолого-педагогическим условием оптимизации проф
ориентационной помощи одаренным подросткам является разработанная нами
программа сопровождения профессионального самоопределения.
Задачи исследования:
-
Теоретико-методологический анализ проблемы профессионального
самоопределения у подростков с интеллектуальной одаренностью. -
Исследование взаимосвязи уровней интеллектуальной одаренности
и уровней сформированности ЛПП. -
Разработка программы психологического сопровождения професси
онального самоопределения у одаренных подростков и ее эксперименталь-
ная проверка. -
Разработка практических рекомендаций по совершенствованию про-
Фориентационной работы с одаренными подростками.
i
362
363
Экспериментальная база и выборка исследования. Исследованк водилось на базе школы-лаборатории «Созвездие», работающей по] грамме «Одаренный ребенок» и получившей премию Президента РФ j ласти образования. В исследовании приняли участие 158 подростков \ щихся IX, X и XI классов).
Основные этапы исследования:
1-й этап — поисковый (1997—1998 гг.). На данном этапе осуще лось накопление эмпирического материала и переосмысление им« гося теоретического и методического опыта работы с одаренными п« стками.
2-й этап — проектировочный (1998—1999 гг.). На данном этапе | батывались концептуальные основы исследования уровня сформир ности личной профессиональной перспективы (ЛПП) у одаренных пс ков, а также формировалась программа психологического сопровох профессионального выбора.
3-й этап — экспериментально-исследовательский (1999—2001 n\j данном этапе проводилось исследование взаимосвязи уровней инте туальной одаренности и уровней сформированности ЛПП у учащихся| XI классов.
4-й этап — завершающий (2001—2002 гг.). На данном этапе пр лись обработка и обобщение накопленных эмпирических данных, а окончательное оформление текста диссертации.
Теоретическая и научная новизна исследования. Выделена cnei профессионального самоопределения у одаренных подростков, пр ющаяся в том, что уровень сформированности ЛПП у подростков в шей степени коррелирует со спецификой одаренности (одновершиннс многовершинной), чем с уровнем ее развития.
Эмпирическая новизна исследования выражается в том, что:
выявлена взаимозависимость уровней интеллектуальной одаренн; и сформированности ЛПП: у подростков с высоким уровнем одновер ной одаренности наблюдается высокий уровень сформированности '
определена специфика в зависимости уровней одаренности и сформированности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том, < девушек корреляция уровня сформированности ЛПП с уровнем рг одаренности ниже, чем у юношей (при сходной специфике самой ности — одновершинной или многовершинной);
экспериментально проверена и подтверждена эффективность раз тайной нами программы психологического сопровождения пф нального самоопределения одаренных подростков.
Апробация и применение: результаты исследования были сообще|| 3-й Международной научно-практической конференции по вопросам i нога образования, а также используются в профориентационной ■ школы-лаборатории № 1624 Москвы.
Практическая значимость работы заключается в разработке рек даций по совершенствованию профориентационной работы с одареь подростками.
Достоверность исследования обеспечивается методологией нг психологических исследований, адекватностью используемых методе
лям, гипотезе и задачам исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа (Хи-квадрат и Критерий Вилкоксона). Положения, выносимые на защиту:
-
Уровень сформированности личной профессиональной перспективы
(ЛПП) имеет определенную взаимосвязь со спецификой одаренности (од
новершинной или многовершинной) и в меньшей степени связан с уровнем
проявления этой одаренности. -
Существует определенная взаимозависимость специфики и уровня
интеллектуальной одаренности и уровней сформированности ЛПП; в част
ности, у подростков с высоким уровнем одновершинной одаренности на
блюдается высокий уровень сформированности ЛПП. -
Существует специфика в зависимости уровней одаренности и уров
ней сформированности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том,
что у девушек корреляция уровня сформированности ЛПП с уровнем раз
вития одаренности ниже, чем у юношей (при сходной специфике самой
одаренности — одновершинной или многовершинной). -
Разработанная программа позволяет повышать уровень сформиро
ванности личной профессиональной перспективы с учетом специфики про
фессионального самоопределения у одаренных подростков.
Далее следует основная часть работы (по главам и разделам). В заключение работы формулируются теоретические и практические выводы исследования.
Теоретические и практические выводы исследования.
-
Уровень сформированности личной профессиональной перспективы
(ЛПП) имеет определенную взаимосвязь со спецификой одаренности (од
новершинной или многовершинной) и в меньшей степени связан с уровнем
проявления этой одаренности. -
Существует определенная специфика профессионального самооп
ределения у подростков с разными видами одаренности, что проявляется
в следующем:
а) для подростков с вербальным видом одаренности характерно то,
что они демонстрируют хорошую эрудицию в знании ситуации професси
онального самоопределения, хотя и не всегда осознают ряд позиций сво
их профессиональных выборов (например, не полностью осознают свои
возможности и недостатки при достижении намеченных профессиональных
Целей);
б) для подростков с невербальным видом одаренности характерно то,
что они в целом осознают свои возможности и недостатки, а также пути
Реализации своего потенциала для достижения профессиональных наме
рений, но не всегда способны внятно объяснить свои действия;
в) для подростков с математической одаренностью характерно то, что
°ни демонстрируют уверенность (объясняемую тем, что на различных олим
пиадах и конкурсах они получают мощное социальное одобрение) и их про
фессиональные намерения нередко носят умозрительный характер.
3. Выявлена определенная взаимозависимость специфики и интеллек
туальной одаренности и уровней сформированности ЛПП; в частности, у
Подростков с высоким уровнем одновершинной одаренности наблюдается
ВЬ|сокий уровень сформированности ЛПП.
364
365
-
Выявлена специфика в зависимости уровней одаренности и сфс
рованности ЛПП у юношей и девушек, проявляющаяся в том, что у деву
корреляция сформированности ЛПП с уровнем развития одаренности i
чем у юношей (при сходной специфике самой одаренности — одновер
ной или многовершинной). -
Разработанная нами экспериментальная программа профориента
онной работы показала свою эффективность, что проявилось в более i
соких уровнях сформированности личных профессиональных перспе
(по большинству компонентов ЛПП) у тех подростков, к которыми эта i
грамма проводилась.
В целом выдвинутые нами предположения подтвердились (некот гипотезы подтвердились лишь частично), и, таким образом, цель раб достигнута.
Вопросы и задания
-
Какое исследование можно считать профориентационным? -
Назовите основные компоненты профориентационного исслед
ния. -
Как связаны гипотеза и новизна в профориентационном исс
вании? -
Можно ли с точностью измерить профессиональное самоопред
ние, используя для этого шкалу отношений? -
В чем особенности и ограничения метода «открытых глаз»?
Рекомендуемая литература
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1$
Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследованк М., 1994.
Грабарь М.И., Красноярская К.А. Применение математической ' стики в педагогических исследованиях (непараметрические методы)! М., 1977.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пс для педагога-исследователя. — Самара, 1994.
Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым. — М., 1987.
Сидоренко В. Г. Методы математической обработки в психологи СПб., 1996.
Глава 15
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА
15.1. Основные этические противоречия в профессиональном и личностном самоопределении
Этические противоречия как основа этических проблем. Противоречия обозначают более глобальный уровень этической сложности, поэтому они являются основой многих, более конкретных этических проблем и «соблазнов» в деятельности психолога. Можно выделить следующие основные этические противоречия (см.: Пряжников Н.С., 2002).
Противоречием между правом человека быть субъектом построения своего счастья, с одной стороны, и его неготовностью это право реализовать, с другой стороны. Человек как бы сам добровольно отказывается быть субъектом, он как бы говорит нам: «Помогите, я сам не могу!». — «Ах, ты не можешь, ну сейчас мы тебе поможем!», — как бы говорим мы. А клиент еще и благодарит нас за то, что мы решаем его проблемы вместо него. Слава богу, таковы не все клиенты, но соблазн манипуляции здесь существует.
Противоречие между интересами общества и интересами личности. На вопрос, что важнее, интересы общества или интересы конкретного человека, многие однозначно отвечали в первой половине 1990-х гг.: «Конечно, интересы личности!» Но при этом часто забывается, что и общество состоит из личностей (здесь важно не путать общество и государство). Забывается также, что у всех народов самые выдающиеся люди — это те, кто свои собственные интересы ставил ниже интересов общества, кто служил обществу, или своему народу. Должно быть взаимное уважительное отношение общества и личности. Даже тогда, когда личность находится в оппозиции к данному обществу, она должна все-таки уважать реалии (традиции, обычаи и даже предрассудки людей, живущих в этом обществе), но и общество должно с пониманием относиться к тем, кто пытается улучшить жизнь в Данном обществе.
Противоречие между мировоззрением психолога и мировоззрением конкретных клиентов. Это может выражаться в следующих противоречивых линиях: психолог — клиент, психолог — коллеги, психолог — заказчик и др. И опять же необходимо находить Хотя бы какие-то точки соприкосновения, а не стремиться усугублять уже имеющиеся противоречия.
367
с клиентами, пациентами, испытуемыми, опрашиваемыми;
с коллегами-психологами;
с коллегами-смежниками (не психологами);
с администрацией (где психолог работает и где получает ос
новной заработок);
с «заказчиками» (с администрацией организаций, где психо
лог выполняет определенные работы по контрактам);
с представителями власти;
конфликта с посторонними людьми (в формальных отноше
ниях);
конфликта со значимыми (или близкими) людьми (это могут
быть не только родственники и друзья, но и коллеги, с которыми
сложились реальные человеческие отношения);
внутреннего конфликта с самим собой;
противоречие между альтруистической и эгоистической ори-J
ентациями (традиционная линия противоречий, правда, уже под
вергаемая сомнению многими психологами и философами1);
противоречие между стремлением к самостоятельности, не
зависимости (субъектности) и стремлением к покорности, к за
висимости от обстоятельств и других людей;
противоречие между направленностью на внешне яркие ва
рианты самореализации (как правило, одобряемые общественным
мнением) и направленностью на скромные варианты самореали-i
зации (часто не понятные для большинства, что обрекает твор-j
ческую личность на одиночество и страдания).
проблематики. Но важно добавить к этому, что каждый человек по мере своего развития создает и пересоздает эти пространс быть может и добавляя свои, уникальные линии и критерии вы<| деления этических проблем.
15.2. Основные этические проблемы и «соблазны» в профориентационной практике
Проблема власти над клиентом. С помощью определенных пси| хотехнологий или эффектных приемов психолог (или психотера| певт) может довольно быстро создать у клиента ощущение, перед них выдающийся специалист, квалифицированный масте| общения, хорошо знающий ситуацию и проблему клиента. Во мне гих случаях именно создание такого «психотерапевтического (* консультационного) мифа» является важным условием излече ния проблемы клиента. Этот миф основан на вере клиента в ос бые способности данного психолога-консультанта и по-своему iполезен для большинства «нормальных» клиентов.
И здесь у психолога возникает соблазн буквально «вить из та ента веревки», внушая ему, к чему он должен стремиться и он должен действовать. Этот соблазн порождает для психоло! особую проблему — проблему манипуляции сознанием клиеь
1 Например, В. Франкл пишет о том, что «эгоист может выиграть, если дет считаться с другими, и, наоборот, альтруист — хотя бы ради других — дол заботиться о себе» (Франкл В., 1990, с. 298). Правда, другие авторы, наприм<| А.Адлер, выделяют такую направленность личности, как ее «сопричастность| обществом», когда человек реализует свое стремление к самосовершенствов нию, создавая для людей добро. А.Адлер считал, что главное, в чем нуждае человек, — быть принятым в обществе, найти свое место среди людей. А «ее человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не моя внести свой вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство собственна неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из ошибочных представлений» (цит. по: Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 8).