Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Роль мотивационной политики в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Отбор персонала в ТОО «Green Kitchen» ведется по стандартной схеме, которая обычно включает следующие этапы: изучение резюме, а также анкетных данных соискателя; проверка данных, указанных в резюме и анкете, уточнение информации у лиц, указанных для рекомендаций; собеседование и анкетирование кандидатов с последующим анализом их ответов; проверка состояния здоровья; решение о принятии или отказе в принятии на работу, ответственность за которое лежит на генеральном директоре.

На основании результатов отбора, с кандидатом заключается трудовой договор, проводится приказ о приеме на работу и делается соответствующая запись в трудовой книжке, заводится личное дело и создается лицевой счет по заработной плате.

Следующим шагом является введение сотрудника в курс основных целей ресторана, способов их реализации и основных требований, предъявляемых к персоналу предприятия. С вновь принятыми работниками (в основном это касается официантов) проводится первичное обучение. На каждого вновь нанятого сотрудника разработан план обучения. В плане отражены знания, умения и навыки работника, которые он должен приобрести к концу своего обучения. Срок обучения - один месяц. На этот период работник закрепляется за руководителем подразделения, который одновременно является и его куратором. По истечении месячного срока проводится аттестация работника, которую проводит генеральный директор.

Подготовка и проведение аттестации проводятся в соответствии с регламентом, прописанном в Трудовом кодексе РК. На первом, тестовом, этапе проверяются полученные теоретические знания работника. На втором, практическом, проверяются умения и навыки, полученные за время обучения. Второй этап проводится в виде кейсов - ситуационных задач. Результаты аттестации протоколируются и доводятся до сведения работника. В дальнейшем, аттестации проводятся согласно утвержденному графику. Так, для работников сервисной службы, в частности, официантов, аттестации проводятся до четырех раз в год.

Обучение персонала проводится регулярно согласно годовому плану. Проходит оно в виде тренингов. Для проведения обучения в качестве тренеров привлекаются администраторы. Так, в 2018-2019 годах для службы сервиса ресторана «Green Kitchen» были проведены следующие тренинги: «Обаятельный официант - довольные гости - успех ресторана», «Деловой завтрак, обед, ужин: правила поведения в ресторане», «Эффективное обслуживание в ресторане», «Эффективная коммуникация в решении сложных ситуаций в ресторане». Шеф-повар также периодически проводят обучение сотрудников сервисной службы, которое в основном затрагивает изучение новых блюд и напитков.


Проведем анализ трудовых ресурсов, который является составной частью общего анализа деятельности компании, и необходим для оценки эффективности системы мотивации. Сводная таблица данных о персонале представлена в Приложении 1. В таблице 4 представлен анализ персонала ресторана «Green Kitchen» по категориям.

Таблица 4

Анализ состава персонала ресторана «Green Kitchen» по категориям

Категории

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2019/2017

чел

%

1

Управленческий персонал

3

3

3

0

0

2

Служащие

18

20

21

3

17

3

Технический персонал

7

7

8

1

14

Итого

28

30

32

4

14

Как видно по таблице 4, состав персонала увеличился за последние три года на 4 человек: 3 служащих и 1 сотрудника технического персонала. Управленческий персонал (генеральный директор, коммерческий директор, шеф-повар) занимают 9% штатной численности. Основную часть персонала ресторана «Green Kitchen» – 66% составляют служащие. К ним относятся экспедиторы, администраторы, официанты, бармены, повара. Они непосредственно участвуют в процессе оказания услуг клиентам ресторана. 25% всей численности сотрудников приходится на технический персонал: охранники, уборщицы, посудомойщицы, гардеробщицы. Они выполняют вспомогательную роль при организации общественного питания.

Таблица 5

Анализ состава персонала ресторана «Green Kitchen» по возрасту

Возрастные

группы

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2019/2017

чел

%

1

до 25 лет

6

7

8

2

33

2

26-30 лет

6

7

8

2

33

3

31-40 лет

12

12

12

0

0

4

41-50 лет

3

3

3

0

0

5

более 50 лет

1

1

1

0

0

Итого

28

30

32

4

14


Как видно таблице 5, за последние три года в компанию были привлечены два сотрудника моложе 25 лет, два сотрудника в возрасте от 26 до 30 лет. По другим возрастным группам изменений не было.

В 2019 году большую часть персонала (38%) компании составляют сотрудники в возрасте от 31 до 40 лет. На втором и третьем месте в равной пропорции в 25% находятся возрастные группы моложе 25 лет и от 26 до 30 лет. 9% персонала занимают сотрудники в возрасте от 41 до 50 лет.

В компании также трудовую деятельность осуществляет один сотрудник (гардеробщица) в возрасте 51 года. Средний возраст работников ресторана в 2019 году составил – 31,6 лет. Таким образом, можно предположить, что в целом коллектив молодой.

Таблица 6

Анализ состава персонала ресторана «Green Kitchen» по полу

Пол

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2019/2017

чел

%

1

Женщины

13

15

16

3

23

2

Мужчины

15

15

16

1

7

Итого

28

30

32

4

14

Как видно таблице 6, в 2017-2019 годы состав персонала по полу значительно не менялся, в целом в компании присутствует равное количество мужчин и женщин.

В таблице 7 представлена динамика кадрового состава ресторана в разрезе уровня образования сотрудников.

Таблица 7

Анализ состава персонала ресторана «Green Kitchen» по уровню образования

Уровень образования

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2019/2017

чел

%

1

Среднее

профессиональное образование

9

10

11

2

22

2

Неоконченное

высшее образование

3

4

5

2

67

3

Высшее образование

16

16

16

0

0

Итого

28

30

32

4

14


Как видно по таблице 7, за последние три года количество сотрудников с высшим образованием не изменилось. В то же время увеличилось число работников с неоконченным высшим образованием, а также со средним профессиональным образованием.

Половина персонала (50%) ресторана имеет высшее оконченное образование. 34% сотрудников обладают средним профессиональным образованием. Еще 16% сотрудников в настоящее время обучаются в высших учебных заведениях и совмещают учебу с работой. В основном это официанты и бармены.

На сотрудников управляющего звена возложено больше ответственности в принятии решений, возложенные на них задачи отличаются сложностью и масштабами. Наличие профессионального образование – обязательное условие для кухонного персонала.

На рисунке 2 представлен кадровый состав ресторана «Green Kitchen» в зависимости от стажа сотрудников в компании.

Рисунок 2. Структура персонала ресторана «Green Kitchen» по длительности стажа в 2019 году

Средний трудовой стаж в компании составляет 3,1 год. Как видно по рисунку выше, большая часть сотрудников работают в компании уже в течение 2-3 лет. В целом, можно отметить, что более длительный стаж, и соответственно опыт, в компании имеет управленческий персонал. В то же время показатели стажа служащих и технического персонала сравнительно ниже.

2.3. Анализ эффективности методов персонала организации

При рассмотрении применяемой в ресторане «Green Kitchen» системы управления персоналом, частью которой является и мотивационная политика, видно, что данный элемент кадрового менеджмента практически отсутствует. Система мотивации персонала в компании представлена, главным образом, системой материального стимулирования.

Как представлено в таблице 8, в ресторане «Green Kitchen» применяются разные формы оплаты труда для разных категорий персонала.

Таблица 8

Система оплаты труда в ресторане «Green Kitchen»

Должность

Форма оплаты труда

1

Генеральный директор

Оклад + премия по результатам месяца

2

Шеф-повар

Оклад + премия по результатам месяца

3

Коммерческий директор

Оклад + премия по результатам месяца

4

Главный бухгалтер

Оклад

5

Администратор

Оклад

6

Повар

Оклад

7

Официант

Оклад + чаевые (5% от чека)

8

Бармен

Оклад + чаевые (5% от чека)

9

Экспедитор

Оклад

10

Уборщица

Оклад

11

Посудомойщица

Оклад

12

Охранник

Оклад

13

Гардеробщица

Оклад


Как видно из таблицы 8, генеральный директор, коммерческий директор, шеф-повар получают оклад плюс премию в зависимости от прибыли ресторана за месяц. Официанты и бармены также получают оклад, а также премию в зависимости от суммы чаевых за месяц. Остальные сотрудники получают только оклад (основная заработная плата за отработанное время).

Для поддержания трудовой дисциплины руководство компании использует метод поощрения и метод принуждения: дисциплинарное взыскание (устное замечание, выговор, увольнение), штраф (удержание из заработной платы).

В понимании руководства компании трудовая дисциплина выражается в соблюдении «Правил внутреннего трудового распорядка». Основные положения: добросовестно выполнять свои должностные обязанности; соблюдать трудовой распорядок (вовремя начинать и заканчивать работу); строго соблюдать требования по охране труда и обеспечения безопасности; быть клиентоориентированным.

В таблице 9 представлен анализ фонда оплаты труда по категориям сотрудников.

Таблица 9

Анализ фонда оплаты труда по категориям

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

Изменение 2019/ 2017

1

Численность сотрудников, чел

28

30

32

14

1.1

Управленческий персонал

3

3

3

0

1.2

Служащие

18

20

21

17

1.3

Технический персонал

7

7

8

14

2

Фонд оплаты труда, тыс. тенге

39 890

41 820

45 390

14

2.1

Управленческий персонал

11 320

12 010

12 654

12

2.2

Служащие

23 980

25 670

28 110

17

2.3

Технический персонал

4 590

4 140

4 626

1

3

Среднемесячная заработная плата на 1 сотрудника

119

116

118

0

3.1

Управленческий персонал

314

334

352

12

3.2

Служащие

111

107

112

0

3.3

Технический персонал

55

49

48

-12