Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Там, где досуг правильно насыщен игровойдеятельностью, существуют возможности успешного решения множества задач культурного развития ребенка. Как замечает С. Шмаков, игра является одновременно процессом удовлетворения существующих потребностей, и условием создания новых, при этом она выступает не только как процесс создания иизменения нового объекта, но и процесс изменения личности человека[10].

Нравственно-воспитательное влияние игровогодосугаоснованона том, что игры осуществляются обычно в коллективно-групповой форме и строятся на непосредственном общении участников между собой. Игровой досуг неизменно предполагает координацию усилий, взаимную выручку и взаимную помощь. Почти в любой игровой ситуации слаженные общие действия являются основным условием успеха. Игровой коллектив – это самодеятельное микросообщество, выступающее как организующее начало, поддерживающее и санкционирующее определенный стиль поведения по отношению к каждому участнику игры. Также важно, что приобретаемые в игрепривычки и навыки сохраняются и переносятся из областиигрового досуга на другие виды деятельности. То есть, игра вносит важный вклад в накопление нравственного опыта[11].

Таким образом, проанализировав содержание и специфику игрового досуга детей, можно заключить, что досуг действительно влияет на развитие личности и формирование ценностных ориентаций старших дошкольников. Игровой досуг для ребенка – это сфера, где он особенно полнокровно иостро раскрывает свои естественные потребности в независимости и свободе, в самовыражениии активной деятельности. Здесь вступает в силу самый серьезный способ проведения досуга, который рассчитан непосредственно на созидание культурных ценностей, а не на потребление.

В условиях игрового досуга дети являются более открытыми для воздействия и влияния на них самых разнообразных социальных институтов, что позволяет с наибольшей эффективностью влиять на их мировоззрение и нравственный облик. Жизнедеятельность современных детейдостаточно строго регламентирована и довольно насыщенна, а поэтому требует больших затрат интеллектуальных, психических и физических сил. На этом фоне их досуг, осуществляется главным образом, на основе игровой деятельности, помогающей снять напряжение, восстанавливающей утраченные силы. Правильное формирование игры способствует решению важных задач умственного, физического, эстетического, нравственного развития любого ребенка, начиная с периода раннего детства[12]. С первых этапов своего развития игра помогает формировать личность ребенка, развивать те свойства, которые понадобятся ему в дальнейшей учебной и трудовой деятельности, в общении с окружающими.При помощи правильного руководства игрой и осознания ценности игры для детей раннего и дошкольного возраста раскрываются огромные воспитательные и образовательные возможности для личностного и психического развития ребенка.


Таким образом, можно сделать вывод о том, что для ребенка игра является выходом в большую жизнь, исполнением его желаний, осуществлением мечты. В каждом возрасте ребенок видит игру по-своему и придает ей большое значение. Использование игровогодосуга снимает напряжение, поднимает настроение, уменьшает количество негативных поступков со стороны школьников. В игре дети обнаруживают различные свои личные свойстваикачества. Выявление в процессе игры индивидуальных особенностей детей помогает лучшему узнаванию каждого ребенка и правильно влиять на его развитие. Ни один вид деятельности, кроме игры, так всесторонне и ярко не раскрывает характерные черты личности ребенка.

Говоря о роли и месте игры в детском досуге, можно сделать такие выводы: игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности, принцип и способ жизнедеятельности, метод организации и познания жизни школьников. Игра – это насущная потребность ребенка: его психики, интеллекта; это путь поиска учащимся, себя в коллективе и обществе в целом. В играх происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Именно с помощью игры в развлекательном досуге детей, решаются проблемы межличностных отношений, познается и приобретается социальный опыт, а также формируются нравственно-эстетические и культурные ценности у подростков. Из этого следует, что роль игры в развлекательном досуге детей очень велика и является неотъемлемой частью в организации досуга и жизнедеятельности подростков. Все это обусловливает одну из важнейших задач игрового досуга – поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

Поступление ребенка в детский сад является значимым в его жизни событием. Перемены вжизни ребенка определяютзначительные перестройки в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Система «воспитатель-ребенок» теперь становится главной в отношениях между ребенком с одной стороны, и другими детьми и родителями – с другой[13]. Новое социальное положение заключается в том, что ребенок переходит от свободных обязанностей существования к общественно значимой деятельности. Теперь он подчиняетсякомплексу обязательных для всех правил детского сада и связанных с ними социальных правил. Ребенок должен решить многочисленные задачи: адаптация в новой сфере, поиск своего места среди ровесников, формирование положительных взаимоотношений и вырабатывание стратегии поведения как со взрослыми, так и с одноклассниками, расширение личностных контактов. В наше время наблюдается большой рост психолого-педагогических исследований, которые посвящены проблеме межличностных отношений в коллективе старших дошкольников. В психологии и педагогике существуют разные подходы к данному явлению, у каждого из которых имеется свой предмет изучения[14].


В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников, которое отличается рядом главных признаков: общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая социально значимая цель, общая организация деятельности, благоприятный психологический климат общий выборный руководящий орган, отношения ответственной зависимости[15]. Этими признаками можно определитьтакжеи детский коллектив. Детский коллектив,в отличие от обычного, имеет двойственную структуру. Детский коллектив, с одной стороны, является результатом и объектом целенаправленногои сознательного воздействия педагога, который определяет многие его особенности (характер и виды деятельности, организационную структуру, число членов и так далее), с другой – это явление, развивающееся относительно самостоятельно, подчиняющееся особым социально-психологическим закономерностям.

Вопросами межличностных отношений в коллективе старших дошкольниковзанимались такие психологи какВ. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, Я. Л. Коломинский, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов, Т. А. Репина и другие, основным предметом их исследований были возрастные изменения иструктура детского коллектива. Я.Л. Коломинскийвысказывал точку зрения, что «отношения и взаимоотношения – это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей». Н.Н. Обозов определяет межличностные отношения как осознаваемые взаимосвязи между людьми, объективно переживаемые. В основе их построения лежат различные эмоциональные состояния и психологические особенности, то есть они складываются ивозникают на основании определенных чувств, которые рождаются по отношению друг к другу у людей. Потому можно рассматривать межличностные отношения как фактор психологического климата в группе. Эмоциональныйклимат также определяет социальные роли каждого из детей и степень развития сплоченности коллектива[16].

Исследователи Б. С. Волков, Г. Крайг, А.А. Реан, Е.И. Рогов и другие изучали межличностное взаимодействие как главный фактор, который способствует становлениюи формированию личности. Старший дошкольный возраст меньше всего изучен и является открытым периодом в вопросах изучения межличностных отношений в детском коллективе. А.А. Бодалевотмечает, что в этом возрасте дети отличаются любознательностью, подвижностью, непоседливостью и большой активностью[17]. У дошкольников дружеские отношения формируются, главным образом, между детьми одного пола, межличностные отношения между ними складываются на уровне симпатий, стихийно. По мере того как ослабевает связь с родителями дети все больше начинают ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников. Помимоэтого, им необходимо создать себе эмоциональную безопасность. Именно детский коллектив становится для детей тем своеобразным фильтром, через который они пропускают ценностные установки родителей, решая, на какие из них ориентироваться в дальнейшем, а какие отбросить.


С точки зрения Р.Т. Байярд, старшие дошкольники жестко оценивают сверстников, которые еще не достигли в своем развитии уровня самоуважения, не умеют отстаивать свои интересы, не имеют собственного мнения. Оценка сверстников происходит более эмоциональнои с большим максимализмом, чем у взрослых. При ориентации на собственное утверждение среди сверстников детиотличаются крайним конформизмом. Один стремится к сверстникам, зависит от всех, и зачастую готов выполнить все, к чему его подталкивает коллектив[18].

Опыт коллективногосотрудничества у старших дошкольников небольшой, стремление к самостоятельности не подкрепленонеобходимыми умениями и навыками, потому взрослым важно научить их действиям сообща, заботе друг о друге, доброте, внимательности как к старшим, так и друг к другу. Но при всем при этом нужноне забывать о том, что детистремятся к самостоятельности. Детям больше чем кому-либо другому важно чувствовать себя защищеннымии нужными. Как пишет В.С. Агеев: межличностные отношения зависят от множества факторов, например, общности интересов, взаимной симпатии, половых признаков, внешних жизненных обстоятельств[19]. Все эти факторы воздействуют на взаимоотношения ребенка со сверстниками и значимость этих взаимоотношений. Потому взрослымнеобходимо быть внимательными по отношению ко всем детям коллектива, знать их взаимоотношения и отношения,вовремя обращать внимание на какие-то отклонения вовзаимоотношениях и отношениях детей в группе.

Л.П. Баданина, отмечает, что в формировании продуктивной деятельности и взаимоотношений между детьми, а также самого отношения к педагогическому коллективу и школе, на этапе социальной адаптации, важную роль играет не только педагогический коллектив, но и родители детей[20].

А.А. Бодалевпишет, что для старших дошкольников наиболее характерны коллективные дружеские отношения[21]. Взаимодействием управляют групповые нормы, влияющие на каждого члена коллектива. Взаимодействие с ровесникамиявляется все более важным и оказывает главное влияние на личностное и социальное развитие детей. В деятельности педагогазначительную роль играет изучение особенностей межличностных отношений детей и успешное использование механизмов управления ими.

М.М. Безруких особо отмечает, что основное большинство детей 6-8-летнего возраста в новом коллективе быстро осваиваются, знакомятся, осуществляют совместную деятельность, строят взаимоотношения, но все-таки заметны элементысоревновательности и конкуренции[22]. У некоторыхвозникают проблемы с построением взаимоотношений в коллективе, они часто остаются в стороне, избегают групповой деятельности ииграют в одиночестве. Н.А. Ольшанская говорит о том, что в работе по развитию межличностных отношений детей старшего дошкольного возрастанужно использовать следующие методы и формы: групповые упражнения и игры, анкетирование, наблюдение, беседу[23]. Деятельность педагога по налаживанию межличностных отношений детей со сверстниками предполагает профилактическую работу с помощьюобъяснения школьникам особенностей межличностных отношений, а также психокоррекционную работу с детьми, наиболее предрасположенными в силу личностных качеств к конфликтам. Педагогу принадлежит основная роль в оптимизации межличностных отношений детского коллектива, так какДООявляетсяфундаментом всей дальнейшей жизни ребенка. При работе с детьми старшего дошкольного возраста, возможно использование наиболее распространенных приемов консультирования: эмоциональное заражение, элементы различных психотехник – изо-терапия, арт-терапия,игротерапия, сказкотерапия, внушение, мини-тренинг, художественные аналогии, убеждения, и другие, при этом консультационную беседуможно наполнить разным содержанием и различными задачами–психологическими, образовательными, психолого-педагогическими.


Известно, что в структуре коллектива выделяются 3 основных вида отношений, которые показывают особенности внутригрупповой жизни[24]:

  1. Формальные деловые отношения взаимного контроля, взаимной ответственности, взаимной зависимости, которые возникают в процессе различной совместной деятельности;
  2. Межличностные отношения избирательного характера, которые складываются на почве общих интересов, взаимного тяготения, взаимной симпатии отдельных воспитанников;

3. Неформальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, которые объединятвоспитанниковв одну группу.

Н.А. Березовин и Я.Л. Коломинский, основываясь на результатах своих экспериментальных исследований, делают вывод, что уровень и характер мотивировок и взаимных оценок в средестарших дошкольников тесным образом связан с психологической атмосферой в группе, которая определяемой, главным образом, стилем отношения педагога к коллективудетей. Например, было установлено, что на первом месте в группах с устойчиво-положительным педагогическим стилем при выборе товарищей по общению у воспитанников стоят мотивировки, которые связаны с общей положительной характеристикой и сверстника привлекательностью, при других стилях – мотивы, которые связаны с поведением в ДОО и достижениях[25].

Изучив особенности развития взаимоотношений в коллективе старших дошкольников, можно сделать вывод, что наиболее важным является психологический климат. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей между членами коллектива, которая возникает на основе их симпатий, совпадения склонностей, интересов, характеров. Основные признаки благоприятного психологического климата в коллективе: оптимизм в настроении, жизнерадостный, доброжелательный и  бодрый тон взаимоотношений между учащимися; наличие сотрудничестваи  взаимопомощи, одобрения и поддержки, уважения и  справедливости; получение удовольствия при совместных играхи  делах, желание проводить вместе свободное время; члены класса полны энергии, активны, добиваются высоких показателей в совместной и  учебной деятельности, радуются достижениям отдельных воспитанников класса и  сочувствуют неудачам других.

Современные научные исследования свидетельствуют о возрастающем количестве трудностей в межличностных взаимоотношениях, об ухудшении осознания себя в опыте межличностных взаимоотношений, в том числе у старших дошкольников. Таким образом, характер межличностных взаимосвязей оказывает существенное влияние на формирование коллектива. А хорошо организованная совместная деятельность способствует углублению и укреплению личных взаимоотношений между учащимися. Взаимоотношениями управляют групповые нормы, влияющие на каждого члена группы. Для старших дошкольников в условиях коллектива наиболее характерными являются групповые дружеские отношения. Опыт коллективной деятельности у старших дошкольниковнебольшой, стремление к самостоятельности не подкреплено нужными умениями и навыками, потому педагогам важно научить детей заботиться друг о друге, действовать сообща, быть внимательными, добрыми, как к старшим, так и друг к другу.