Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса игрового досуга, как формирования сплоченности, можно увидеть в исследованиях, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности старших дошкольников. Исследователиотмечают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств ребенка, но и их формирование и развитие. Объясняется это тем, что во время игрыребенок усваивает общечеловеческие ценности, опыт, способы деятельности и знания. Таким образом, человек формируется как субъект деятельности и личность.Играв этом плане становится важнейшим фактором развития личности[26].

Процесс включения воспитанника в систему коллективных отношений зачастую противоречивый, неоднозначный, сложный. Дети старшего дошкольного возраста, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга внешностью, состоянием здоровья, степенью общительности, чертами характера, умениями и знаниями.

Детская группа – это форма общенияи жизнедеятельности детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (в строгом смысле этого слова – коллектив, как содружество личностей, а не любая группа детей) является такой группой, отношения в которой специально выстраиваются педагогом с воспитательной и образовательной целью.Педагог,взаимодействуя с детьми, должен учитывать, знать и изучать особенности каждого ребенка, приспосабливаться к ним и включать каждого в активную деятельность[27].

Сплоченность коллектива являетсяего важнейшей характеристикой, мерой его единения, вызванного осознанием целей, обязанностей, идеалов и задач, а также межличностными отношениями, которые имеют характер взаимопомощи, товарищества. А.А.Гусалиновойсплоченность коллектива определяется как нравственное, идейное, интеллектуальное, волевое и эмоциональное единство его членов, которое развивается на основе такой объективной характеристики, как организационное единство[28]. В.А.Богданов и В.Е.Семенов определяют сплоченность коллектива, как характерологический и существенный признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения сплоченности связывают с анализом системы взаимодействия и коммуникации в коллективе[29].


Для воспитания детей необходимоиспользовать разнообразную совместную деятельность. Без нее нет развития их способностей, невозможноформирование необходимых социальных привычек и образованиенастоящего коллектива.Важнымиметодами сплочения детскогоколлектива являются увлечение и включение его в совместную деятельность.Совместная деятельность воспринимается детьми, которые стремятся к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она их привлекает, возбуждает подъем сил и настроения, сплачивает и объединяет.Большую роль в сплочении коллектива класса играет учитель начальныхклассов[30].

Эффективность процесса по формированию сплоченности в коллективестарших дошкольников, во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций взаимодействия и общения, вкоторых дети решают определенные коммуникативные задачи. Наиболее хорошо коммуникативные задачи решаются впроцессе игрового досуга. Играявляется одним из ведущих средств формирования ивоспитания сплоченности в коллективе. В процессе игровой деятельности у детей развивается их речь, онивзаимодействуют с окружающим миром, с взрослыми исверстниками. Воздействие игры на развитие личности старших дошкольниковсостоит в том, что через нее они знакомятся с взаимоотношениями иповедением взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения, в ней приобретаютсяважные навыки общения, а также качества, которые необходимы для установления контакта со сверстниками.

Отличительной особенностью игровой деятельности является контактная зависимость участников друг от друга. Сюжетно-ролевая игра социальна по происхождению, по своим моти­вам, функциям, структуре и содержанию. Д.Б. Эльконин, после анализа большого количества этнографического материала, пришел к выводу, что сюжетно-ролевая игра возникает в коллективе не сразу, а по мере усложне­ния производства и являетсяформой организуемой взрослыми подготовки ребенка к будущей жизни в социальном обществе. Богатый материал экспериментов и наблюдений показывает, что содержанием возникающих у детей игр является отражение окружающей их действительности,отношение к детям, взаимоотношения взрослых, ихпрофессиональная деятельность и прочее. Игра у детей появляется лишь тогда, когда им знакома не только предметная сфера деятельности человека, но и специфика его взаимоотношений с дру­гими людьми в процессе этой деятельности. В игре воссоздаются социальные отноше­ния между людьми вне условий непосредственно ути­литарной деятельности[31].


Игра– это вид деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на усвоение и воссоздание общественного опыта, гдесовершенствуется и складывается самоуправление поведением. С помощью игры активно формируется сплоченность в детском коллективе. Происходит это благодаря следующимособенностям игрового досуга[32]:

  • Активный, творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности;
  • Свободная развивающая деятельность, которая предпринимается лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не ради результата (процедурное удовольствие);
  • Наличие косвенных или прямых правил, которые отражают содержание игры, временную и логическую последовательность ее развития;
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, конкуренция, состязательность, соперничество («эмоциональное напряжение»).

По мнению С.А.Шмакова, игровой досуг как феномен педагогической культуры в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников, выполняет следующие важные функции[33]:

  • Функция социализации:игровой досуг– это важнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений;
  • Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».Игровой досуг позволяет, с одной стороны, построить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка и проверить его, с другой – выявить недостатки опыта.
  • Диагностическая функция – игра предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка в коллективе (эмоциональные, творческие, интеллектуальные и другие). В то же время игровой досуг– «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
  • Коммуникативная функция игрового досуга ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, которая позволяет ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
  • Функция коррекции – внесение позитивных дополнений, изменений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит мягко, естественно.
  • Терапевтическая функция игрового досуга заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у детей в учении, общении, поведении. «Эффект игровогодосуга определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Широко известен опыт организации коллективной игровой деятельности в детских коллективах А.С.Макаренко, использования игровых элементов в его педагогике, активное включение воспитанников в разработку и проведение различных долговременных игр и праздников под руководством его коллеги В. Н.Терского. Другой выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, который основывал свою деятельность на воспитании в детях гражданственности, нравственности и духовности, обращал особое внимание своих воспитанников на то, что каждый их поступок, каждое желание, в том числе и в процессе игры, отражаются на других людях и надо уметь соотносить свои права и желания с правами и желаниями других: «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо... Вам щедро дают, но от вас и ждут. У вас уже достаточно сил, чтобы делать добро людям»[34].

Игровой досуг является ярким элементом детской жизни. От его наполненности познавательным интересным содержанием, эффективной методики, разнообразия, возможности активного творческого участия ребенка в его подготовке и проведении во многом зависит «качество» его социализации. Как отмечал педагог ипсихолог В. В.Зеньковский, «…все игры (за очень небольшими и случайными исключениями) заполнены социальным содержанием. Дети играют вместе, в коллективе, игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни»[35].

При организации игрового досуга необходимо учитывать особенности физического развития, возрастдетей. Игра предполагает коллектив, в котором не только легче усваиваются игровые правила, но и закладываются этические нормы поведения. Педагогами ипсихологами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к образному мышлению, воображению. Происходит это благодаря тому, что в игре дети стремятся воссоздать широкие сферы окружающей действительности, которые выходят за пределы их собственной практической деятельности, а сделать это они могут только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игрового досуга (воссоздание все более сложных событий и действий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию воображаемых, речевых и изобразительных действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»)[36].


В игре у ребенка закладывается способность оперировать образами действительности, чтосоздает фундамент для перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме этого, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна любая, даже самая простейшая человеческая деятельность. Значительное влияние игровой досугоказывает на развитие у детей способности взаимодействия с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводит в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, и тем самым осваивает способы, правила этого взаимодействия, в совместных играх со сверстниками также приобретается опыт взаимопонимания, навык пояснять свои намерения и действия, согласовывать их с другими детьми[37].

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Через игру и в и.гре постепенно видоизменяется сознание ребенка, он приучается к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо коллективу первоклассников.

Таким образом, анализируя роль игры в досуге старших дошкольников, можно сделать такие выводы: игра – понятие многогранное. Она является самостоятельным видом развивающей деятельности детей старшего дошкольного возраста, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания и организации жизни детей. Игра является естественной формой осуществления деятельностистарших дошкольников, в ней открывается огромный простор для проявления творчества, осознается окружающий мир, формируется самовыражениеи активность. Игра является насущной потребностью детей: их психики, интеллекта; это путь поиска младшим школьником себя в коллективе и в обществе. Приобретение чувства коллективизма является достижением игровогодосуга[38].

Задачи, которые выполняют игры на сплочение класса[39]:

  1. Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.
  2. Благодаря их проведению, дети учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.
  3. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.
  4. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.