Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Локации: 7 игровых пунктов

Звучит музыка из х\ф «Пираты Карибского моря». Построение на большой площадке на улице. Разделение детей на 4 команды. Выбор капитанов команд.

Пираты танцуют пиратский танец под музыку.

Бесстрашная Мэри: Разрази меня гром! Как давно мы не виделись! Вы, конечно, не узнали меня? Я капитанша Бесстрашная Мэри. А это моя кровная подруга Беспощадная Энн. Мы ищем сокровища. Но проклятый капитан Морган похитил у нас карту и затопил Черную Жемчужину.

Капитан Морган: Ха хаха! Я кровожадный пират Морган! Тысячу акул сразил я на своем пути, проплыл сто морей и океанов! И якорь мне в ребро, если я вру! Карта у меня и вы, мальки, ее никогда не найдете! Потому что я разделил ее на куски и спрятал в разных местах. Ха хаха!

Бесстрашная Мэри: Проклятье медузы! Черная полоса настала для нас. Без вашей помощи мы никогда не отыщем сокровища! Ребята, вы поможете нам их отыскать?

Дети: Дааа!

Бесстрашная Мэри: Раздобудьте все куски карты и соберете воедино. Карта укажет вам путь к сокровищам!

Беспощадная Энн: Якорь мне в глотку, Мэри! Сперва надо поразмять косточки.

Бесстрашная Мэри: Дело говоришь, Энн. Пиратская зарядка – вот что нам нужно. Ну-ка, ребята, повторяйте за мной!

Проводит пиратскую зарядку.

Бесстрашная Мэри: ох! Хорошо! Теперь можно и сокровища искать. Но сначала нам нужно выучить пиратский девиз. Ребята, повторяйте за мной!

Мы отважные пираты,

Нам не страшен вал девятый.

Все препятствия пройдем,

Всех порвем и клад найдем!

Беспощадная Энн: Тысячу акул! Мэри, мы чуть не забыли о маршрутной карте.

Бесстрашная Мэри: Капитаны команд, подойдите ко мне, живо! (Выдает по листу с маршрутом каждому капитану). И так теперь у вас есть все необходимое, чтобы начать поиски. Так давайте приступим друзья!

Команды расходятся каждая по своему маршруту.

1 пункт «Черная метка»

Инвентарь: канат, черная метка, на асфальте мелом нарисована извилистая тропинка

Ведущий пункта: у меня есть кусочек карты. Но я не собираюсь отдавать его вам просто так. Вам придется хорошенько постараться, чтобы меня уговорить. Принесите мне черную метку и я обменяю ее на кусок карты! Для этого садитесь в шлюпку!

Детей становят плотно друг к другу и обматывают канатом вокруг и завязывают узел. Дети двигаются в соответствии с нарисованным на асфальте маршрутом, проходят через «лабиринт».


Ведущий: Ну вот, вы слегка потренировались, а теперь отправляйтесь на поиски черной метки!

Дети передвигаются в соответствии с командами ведущего «горячо – холодно». Так они добираются до места, где спрятана черная метка. Дети обменивают ее на кусок карты и отправляются на следующий пункт.

2 пункт «Прыгунки»

Ведущий пункта: Итак, друзья, давайте разобьемся парами и встанем в две колонны. (Помогает выстроить детей поровну в две колонны и разбить по парам). Настоящие пираты не предают своих друзей. Они всегда готовы прийти на помощь. Так и вам предстоит в парах добраться до финиша, помогая друг другу.

Первый игрок в паре садится на корточки, голову прячет между колен. Второй перепрыгивает через него, опираясь руками на плечи сидящего и садится перед ним на корточки так же как сидел первый. Затем первый игрок встает и перепрыгивает через второго, садится. Так пара передвигается до финиша. Делают одновременно по 2 пары из разных колонн. Кто быстрее – тот и победил.

Ведущий выдает кусок карты. Команда отправляется по маршруту на следующий пункт.

3 пункт «Адмирал на борту!»

Ведущий пункта: Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю. Давайте узнаем, какие команды отдает капитан.

Лево руля! — все бегут к левому борту

Право руля! – все бегут к правому борту

Нос! — все бегут вперед.

Корма! — все бегут назад.

Поднять паруса! — все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! — все делают вид, что моют пол.

Пушечное ядро! — все приседают.

Адмирал на борту! — все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают честь.

Повторяет команды вразброс несколько раз, ускоряя темп.

Ведущий: А теперь встаем в круг лицом в затылок впередистоящего и беремся за талию соседа. Слушаем мои команды:

«Море» - идем по кругу

«Медуза» - вытягиваем левую руку в центр круга, касаемся ладошками

«Волна» - идем по кругу, сидя на корточках

Затем выдает кусок карты. Команда отправляется по маршруту на следующий пункт.

4 пункт «Реши задачки»

Инвентарь: ведущий должен быть в одежде с большим количеством карманов

Ведущий пункта: У меня есть кусок карты, чтобы его получить, вам нужно отгадать загадки.

Викторина «Морская»

• Что означает фраза «Семь футов под килем»? (Пожелание хорошего плаванья. Киль – это продольный брус в средине днища по всей длине корабля);

• Что такое штурвал? (Рулевое колесо судна);


• Как выглядит морская свинка? (Это небольшой грызун, который не имеет никакого отношения к воде);

• Что такое трап? (Лестница на корабле);

• Что такое камбуз? (Кухня на судне);

• Кто такой кок? (Корабельный повар);

• Что такое кубрик? (Помещение для матросов)

• Три корабля проплыли 4 мили. Сколько миль проплыл каждый корабль? (по 4 мили)

• На столе лежало 5 рыб, одну из которых разрезали пополам. Сколько рыб лежит на столе? (5.)

Он гроза морей,

Шхун и кораблей.

Не рыбак и не солдат,

А беспощаднейший… (Пират.)

Эту птицу теплых стран

Очень любит капитан.

Ему секрет не доверяй,

Все разболтает… (Попугай.)

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором… (Клад.)

Компот, вода, и сок, и квас —

Не перечислить все сейчас.

Пират уверен лишь в одном:

Что всех напитков лучше… (Ром.)

Бриги, шхуны и фрегаты —

Это собственность пиратов.

Отплывают от земли

Прямо в море… (Корабли.)

Чтобы ближе к кладу стать

Нужно карту отыскать

Вы ее возьмите сами

Она лежит в моем… (Кармане).

Дети забирают кусок карты из кармана ведущего и переходят на следующий пункт.

5 пункт «Пиратский морской узел»

Ведущий пункта: Сейчас мы с вами научимся завязывать и развязывать морские узлы.

Все участники становятся в круг и берутся за руки. Затем с помощью ведущего получившийся «хоровод» запутывается не разъединяя рук. После сигнала ведущего нужно распутать узел не отпуская рук. После того, как команда справилась с заданием, ведущий выдает кусок карты. Команда следует дальше по маршруту.

6 пункт «Переправа через отмель»

Инвентарь: 2 обруча, мел, коробочка с кусочком карты

Ведущий пункта: Ребята, на том берегу спрятан кусочек карты, но вот незадача! Ваш корабль сел на мель! И чтобы добраться до карты, вам нужно построить переправу. И заодно проверить, какая вы дружная команда. Держите обручи – это кирпичики для переправы.

Выдает капитану обруч, а второй кладет на пол перед командой. Вся команда становится в обруч, а второй кладет перед собой. Все переступают во второй обруч, а первый перекладывают вперед. И так пока не доберутся до другой стороны.

Дети забирают кусок карты из коробки и переходят на следующий пункт.

7 пункт «Игры на логику»

Инвентарь: картинки с рисунками, кусочек карты, спрятанный под сиденьем одного из стульев

Ведущий пункта: Ребята, я вам сейчас буду показывать картинки, а вы должны угадать, что на них изображено лишнее.


Показывает картинки с рисунками на пиратскую тематику

У меня есть шифр-подсказка, где спрятан кусок карты. Разгадайте его и найдете карту!

Показывает картинку с шифром. (Шифр – КАРТА ПОД СТУЛОМ) Дети находят кусок карты и отправляются на следующий пункт.

Собрав все кусочки карты, команды собираются на большой площадке МДМ.

Команды собирают карту. На карте указано, где спрятаны сокровища. Дети находят «сокровища» и возвращаются обратно на площадку.

Бесстрашная Мэри: Сто акул мне в глотку! Вы нашли их! Морган, сокровища у нас, а значит, ты побежден!

Капитан Морган: (качает головой и вздыхает, как побежденный) ребята, не выгоняйте меня! Я хочу играть с вами!

Бесстрашная Мэри: ну что, простим его?

Беспощадная Энн: Друзья, вы показали нам, что вы настоящие пираты! Но из четырех команд нам нужно соединиться снова в одну. А для этого мы будем перетягивать канат.

Конкурс «Перетягивание каната»

Инвентарь: 2 каната, мел

Звучит музыка из х\ф «Пираты Карибского моря».

Команды становятся напротив друг друга – 1 напротив 2, 3 напротив 4. Им выдается канат, на полу рисуется граница, за которую нельзя заступать.

Беспощадная Энн: вот вы и стали снова одной большой дружной командой!

Бесстрашная Мэри: Медуза тебе в печень, Энн, если мы сейчас не отправимся в путь! Корабль ждет нас!

Беспощадная Энн: Нам пора, друзья! Нас ждут далекие странствия по морям и океанам! До новых встреч!

Приложение Д

Пиратский квест

Детям вручается письмо.

«Старый Флинт созывает команду для поиска сокровищ»

Помощник Пирата Флинта объявляет, что желающие стать пиратами должны пройти испытания и получить ПОСВЯЩЕНИЕ, после чего команда сможет отправиться на поиски сокровищ.

Помощник: «Чтобы плавать на кораблях нужно уметь сохранять равновесие во время шторма. Нужно пройти по веревке и не упасть (не сойти с нее). Ступни ставить – строго пятка к носку!»

(Растянуть по земле веревку и предложить детям пройти по ней.)

Молодцы! А теперь давайте познакомимся с пиратом Флинтом!

Пират Флинт встречает детей, стоя на своем корабле.

Флинт: Я приветствую вас на своем судне «Жемчужина».

Помощник Флинта: «Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять приказы по кораблю»: Лево руля! — все бегут к левому борту (левому краю тротуара, комнаты, газона и т. п.). Право руля! — все бегут к правому борту (левому краю тротуара, комнаты, газона и т. п.). Нос! — все бегут вперед. Корма! — все бегут назад. Поднять паруса! — все останавливаются и поднимают руки вверх. Драить палубу! — все делают вид, что моют пол. Пушечное ядро! — все приседают. Адмирал на борту! — все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают честь.


Флинт: «Пираты должны быть умными и хитрыми, найдите то, что удерживает корабль на месте и следующее задание.» (Нужно найти Якорь, а возле него конверт с загадками.)

Загадки:

Загадки в конверте: Как называется руль корабля?

Как называется прибор для распознавания сторон света, состоящий из намагниченной стрелки, всегда показывающей на север?

Простой вопрос для малышей: Кого боится кот?. (не мышей, а собак)

В чаще, голову задрав, воет с голоду … (не жираф, а волк)

Над лесом солнца луч потух. Крадётся царь зверей … (не петух, а лев)

Идет с бархана на бархан пустыни труженик … (не баран, а верблюд)

Сено хоботом берёт толстокожий … (не бегемот, а слон)

Флинт: «Отличная команда! Все такие умные, хитрые, ловкие! Теперь нужно произнести торжественную КЛЯТВУ. Но прежде Вы должны написать себе пиратское имя на руке. Дети пишут себе имена на руке. (необходимо обеспечить всех ручками)

Помощник: «А теперь все вместе произносим КЛЯТВУ»

«Вступая в ряды пиратов и искателей сокровищ, клянусь не трусить, не унывать, помогать товарищам, найденные сокровища разделить по чести и совести, иначе пусть меня бросят на съедение акулам». Кто согласен, называет своё пиратское имя и произносит: «Клянусь!»

Флинт: «Теперь мы можем все вместе искать сокровища! Но для начала нам нужно раздобыть КАРТУ! Я знаю, что карта поделена на две части, и на обороте каждой половинки есть КОД, по которому мы узнаем, где находиться КЛАД. Код состоит из 10 БУКВ, которые вы должны найти, выполняя разные задания.»

Помощник: «Давайте разделимся на две команды, так мы быстрее найдем клад. Каждой команде надо найти по 5 букв и затем встречаемся у сосны, чтобы прочитать КОД и всем вместе искать СОКРОВИЩА.»

(Делим детей на команды и выбираем капитанов)

«Вы знаете, что в морях и океанах есть теплые и холодные течения? Чтобы достигнуть цели мы будем плыть, придерживаясь теплого течения. Когда карта будет близка, течение станет совсем горячим. Отправляемся!» (Игра «горячо-холодно». Используя веревку, мы объединили пиратов в одну кучу, как будто они сидят в шлюпке. Им предстояло научиться двигаться всем вместе в каком-то направлении, определяя где «теплее».)

Половинка Карты была спрятана в бутылку и подвешена на дерево.

Под деревом дети ещё нашли конверт со следующим заданием.

Флинт: «Теперь у нас есть половина карты!

А на обороте таблица с цифрами, под каждой цифрой надо вписать буквы. НО ГДЕ ИХ НАЙТИ?