Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Таким образом, игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников играет очень важную роль. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств человека, но и их развитие и формирование в процессе общения.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

Общие подходы к исследованию, методам, критериям анализа особенностейсплоченности коллектива старших дошкольников определялись в соответствии с задачами работы.

Для проведения исследования были выделены следующие этапы:

  • Подготовительный.
  • Проведение исследования.
  • Обработка результатов.
  • Сравнение.
  • Составление программы формирующего эксперимента и ее апробация.
  • Контрольная диагностика.

Экспериментальной базой исследования выступило ДОО №145. В исследовании принимали участие старшие дошкольники – 25 человек, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Время проведения эксперимента ссентября 2019. по ноябрь 2019 года.

Теоретическое обоснование понимания сплоченности коллектива старших дошкольников выявляет следующие показатели развития взаимодействия школьников в группе:

- в сплоченном коллективе равномерное распределение социометрических статусов детей, отсутствуют явные противоборствующие группы, нет изгоев и отверженных;

- сплоченность коллектива характеризуют такие личные особенности школьников как низкий уровень агрессивности во взаимодействии детей, высокий уровень коммуникационного взаимодействия.


Вышеуказанные параметры позволили обосновать выбор следующих методик диагностического инструментария:

  1. Метод социометрических измерений (разработан Я.Л.Коломинским).
  2. Графическая методика «Кактус» в модификации М.А.Панфилова.
  3. Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей (Г.А.Урунтаева).

Цель исследования методики «Социометрия»: определить статус ребенка в детском коллективе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования в модификации Я.Л. Коломинского.

Описание проведения методики представлено в Приложении А.

Цель исследования графической методики «Кактус»:определение состояние эмоциональной сферыребенка, наличия агрессии. Описание методики и процедуры проведения представлено в Приложении Б.

Цель исследования «Теста на выявление уровня коммуникативных умений детей»: определение уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Описание методики представлено в Приложении В.

При проведении исследования описанные методики использовались в следующем порядке.

В первый день было проведена методика социометрических измерений у всех обследуемых детей. При проведении этой методики отсутствовали 9 детей. Но они были включены в список. Наблюдение за детьми направленное на выявление уровня коммуникативных умений, проводилось по модифицированной методике Г.А.Урунтаевой в общую таблицу заносились данные во время работы с детьми на протяжении недели.

Через неделю была проведена методика «Кактус».

На третьем этапе эксперимента производилась обработка и анализ результатов.

Анализ результатов по методике «Метод социометрических измерений»представлен в таблице 1.

Таблица 1 -Результаты по методике «Метод социометрических измерений»

Популярные («звёзды»)

4 испытуемых

Предпочитаемые (избранные)

7 испытуемых

Игнорируемые

4 испытуемых

Отверженные

9 испытуемых

Данные представлены наглядно на рис. 1.

Рисунок 1 - Распределение детей по статусу

Одного из испытуемых невозможно отнести к какой-либо группе, т. к. он получил 2 положительных и 2 отрицательных выбора.

На рисунке 2 наглядно представлено распределение данных по методике «Метод социометрических измерений».


0

1

2

3

4

5

6

7

-9

-8

-7

-6

-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

5

Рисунок 2 - Распределение показателей по методике «Метод социометрических измерений»

Поскольку проводилась одноактная социометрия, нельзя говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.

Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей в обследуемой группе (отверженные и игнорируемые).

В целом анализ социометрического исследования показывает на низкий уровень сплоченности коллектива.

Анализ данных методики «Кактус» представлен в таблице 2 и на рисунке 3.

Таблица 2 - Результаты по методике «Кактус»

Качество

Присутствует

Кол-во человек

%

Агрессия

9 испытуемых

36%

Тревожность

13 испытуемых

52%

Не выявлено

4 испытуемых

12%

Рисунок 3 - Распределение детей по эмоциональным состояниям

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 52% выявлено наличие тревожности, у 20% испытуемых выявлены признаки агрессивности. У 32% испытуемых не выявлен не один из признаков.

Такие данные указывают на некоторые возможности конфликтного поведения агрессивных старших дошкольников, а также большое количество тревожных школьников указывает на то, что в коллективе они чувствуют себя небезопасно, что не характерно для сплоченного коллектива.

В целом повышенная тревожность может являться препятствием для развития крепкой дружбы между детьми, агрессивность способствовать возникновению межличностных конфликтов во взаимодействии воспитанниковколлектива. Данные параметры эмоциональной сферы являются очень важными в развитии сплоченности коллектива и нуждаются в коррекции.

Анализ первичных данных по методике изучения коммуникативного взаимодействия представлен в таблице 3 и рис. 4.

Таблица 3 - Обобщенные данные по наблюдению на выявление уровня коммуникативных умений детей

Уровни развития коммуникативных умений

кол-во выборов

%

низкий

11

44%

средний

9

36%

высокий

5

20%


Рисунок 4 - Распределение детей по уровням развития коммуникативных умений школьников

По результатам диагностики коммуникативных умений старших дошкольников можно сделать вывод о том, что у большинства выявляется низкий уровень (44%), такие данные указывают на низкую коммуникационную культуру коллектива, что говорит об отсутствии сплоченности в школьном коллективе. С высоким уровнем развития коммуникативных навыков всего 20% детей, у остальных (36%) – средний уровень. Такие показатели свидетельствуют о том, что в коллективе воспитанников наблюдается проблема сплоченности коллектива, вызванная низкой коммуникационной культурой воспитанников, их неумением построить коммуникационное взаимодействие в отношениях, и данный параметр так же нуждается в коррекции

Выводы по результатам констатирующего исследования:

1. В группе большинство детей отверженных и игнорируемых, 16% и 36% соответственно. Поскольку проводилась одноактная социометрия, нельзя говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.

2. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 52% выявлено наличие тревожности, у 20% испытуемых выявлены признаки агрессивности. У 32% испытуемых не выявлен не один из признаков.

3. Общий анализ результатов по методике«Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей» позволяет сделать вывод, что в группе ведущими являются средний и низкий уровень коммуникативных умений, 20% испытуемых имеют высокий уровень коммуникативных умений.

Таким образом, констатирующая диагностика показала низкий уровень сплоченности коллектива, обусловленный неумением детей построить межличностное взаимодействие в связи с негативным отношением друг к другу, значительным проявлением тревожности и агрессивности детей, низким уровнем коммуникативных умений. Так как, в младшем школьном возрасте, игровая деятельность остается ведущей наравне с учебной, и старшие дошкольники предпочитают совместные игры, именно игровой досуг является для нас оптимальным средством формирования сплоченности коллектива старших дошкольников. В следующем параграфе настоящей работы мы рассмотрим условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности.


2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

Досуг старшего дошкольникаотличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.

Формы игрового досуга, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях игрового досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.

Отличительной особенностью детей старшего дошкольного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют старшего дошкольника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игровой деятельности старших дошкольников уделено особое внимание как обязательной части программы, направленной на достижение личностных и метапредметных результатов.

Разнообразные формы игровой деятельности повышают активность, заинтересованность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке. Вот поэтому сегодня для каждого педагога актуален вопрос выбора и применения таких технологий организации занятий, которые не копируют игру, а создают условия для формирования личностных и метапредметных результатов, психологической и физической разгрузки воспитанников. На наш взгляд, таким потенциалом обладает игровая технология –образовательный квест.

Таким образом, с целью формирования сплоченности коллектива старших дошкольников мы предложили детям в качестве игрового досуга проходить интересные приключения с помощью квеста.