Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Таким образом, игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников играет очень важную роль. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств человека, но и их развитие и формирование в процессе общения.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе
Общие подходы к исследованию, методам, критериям анализа особенностейсплоченности коллектива старших дошкольников определялись в соответствии с задачами работы.
Для проведения исследования были выделены следующие этапы:
- Подготовительный.
- Проведение исследования.
- Обработка результатов.
- Сравнение.
- Составление программы формирующего эксперимента и ее апробация.
- Контрольная диагностика.
Экспериментальной базой исследования выступило ДОО №145. В исследовании принимали участие старшие дошкольники – 25 человек, из них 10 мальчиков и 15 девочек. Время проведения эксперимента ссентября 2019. по ноябрь 2019 года.
Теоретическое обоснование понимания сплоченности коллектива старших дошкольников выявляет следующие показатели развития взаимодействия школьников в группе:
- в сплоченном коллективе равномерное распределение социометрических статусов детей, отсутствуют явные противоборствующие группы, нет изгоев и отверженных;
- сплоченность коллектива характеризуют такие личные особенности школьников как низкий уровень агрессивности во взаимодействии детей, высокий уровень коммуникационного взаимодействия.
Вышеуказанные параметры позволили обосновать выбор следующих методик диагностического инструментария:
- Метод социометрических измерений (разработан Я.Л.Коломинским).
- Графическая методика «Кактус» в модификации М.А.Панфилова.
- Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей (Г.А.Урунтаева).
Цель исследования методики «Социометрия»: определить статус ребенка в детском коллективе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования в модификации Я.Л. Коломинского.
Описание проведения методики представлено в Приложении А.
Цель исследования графической методики «Кактус»:определение состояние эмоциональной сферыребенка, наличия агрессии. Описание методики и процедуры проведения представлено в Приложении Б.
Цель исследования «Теста на выявление уровня коммуникативных умений детей»: определение уровня коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Описание методики представлено в Приложении В.
При проведении исследования описанные методики использовались в следующем порядке.
В первый день было проведена методика социометрических измерений у всех обследуемых детей. При проведении этой методики отсутствовали 9 детей. Но они были включены в список. Наблюдение за детьми направленное на выявление уровня коммуникативных умений, проводилось по модифицированной методике Г.А.Урунтаевой в общую таблицу заносились данные во время работы с детьми на протяжении недели.
Через неделю была проведена методика «Кактус».
На третьем этапе эксперимента производилась обработка и анализ результатов.
Анализ результатов по методике «Метод социометрических измерений»представлен в таблице 1.
Таблица 1 -Результаты по методике «Метод социометрических измерений»
Популярные («звёзды») |
4 испытуемых |
Предпочитаемые (избранные) |
7 испытуемых |
Игнорируемые |
4 испытуемых |
Отверженные |
9 испытуемых |
Данные представлены наглядно на рис. 1.
Рисунок 1 - Распределение детей по статусу
Одного из испытуемых невозможно отнести к какой-либо группе, т. к. он получил 2 положительных и 2 отрицательных выбора.
На рисунке 2 наглядно представлено распределение данных по методике «Метод социометрических измерений».
0
1
2
3
4
5
6
7
-9
-8
-7
-6
-5
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
Рисунок 2 - Распределение показателей по методике «Метод социометрических измерений»
Поскольку проводилась одноактная социометрия, нельзя говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.
Требуется дальнейшее наблюдение и изучение причин низкого статуса у некоторых детей в обследуемой группе (отверженные и игнорируемые).
В целом анализ социометрического исследования показывает на низкий уровень сплоченности коллектива.
Анализ данных методики «Кактус» представлен в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2 - Результаты по методике «Кактус»
Качество |
Присутствует |
|
Кол-во человек |
% |
|
Агрессия |
9 испытуемых |
36% |
Тревожность |
13 испытуемых |
52% |
Не выявлено |
4 испытуемых |
12% |
Рисунок 3 - Распределение детей по эмоциональным состояниям
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 52% выявлено наличие тревожности, у 20% испытуемых выявлены признаки агрессивности. У 32% испытуемых не выявлен не один из признаков.
Такие данные указывают на некоторые возможности конфликтного поведения агрессивных старших дошкольников, а также большое количество тревожных школьников указывает на то, что в коллективе они чувствуют себя небезопасно, что не характерно для сплоченного коллектива.
В целом повышенная тревожность может являться препятствием для развития крепкой дружбы между детьми, агрессивность способствовать возникновению межличностных конфликтов во взаимодействии воспитанниковколлектива. Данные параметры эмоциональной сферы являются очень важными в развитии сплоченности коллектива и нуждаются в коррекции.
Анализ первичных данных по методике изучения коммуникативного взаимодействия представлен в таблице 3 и рис. 4.
Таблица 3 - Обобщенные данные по наблюдению на выявление уровня коммуникативных умений детей
Уровни развития коммуникативных умений |
кол-во выборов |
% |
низкий |
11 |
44% |
средний |
9 |
36% |
высокий |
5 |
20% |
Рисунок 4 - Распределение детей по уровням развития коммуникативных умений школьников
По результатам диагностики коммуникативных умений старших дошкольников можно сделать вывод о том, что у большинства выявляется низкий уровень (44%), такие данные указывают на низкую коммуникационную культуру коллектива, что говорит об отсутствии сплоченности в школьном коллективе. С высоким уровнем развития коммуникативных навыков всего 20% детей, у остальных (36%) – средний уровень. Такие показатели свидетельствуют о том, что в коллективе воспитанников наблюдается проблема сплоченности коллектива, вызванная низкой коммуникационной культурой воспитанников, их неумением построить коммуникационное взаимодействие в отношениях, и данный параметр так же нуждается в коррекции
Выводы по результатам констатирующего исследования:
1. В группе большинство детей отверженных и игнорируемых, 16% и 36% соответственно. Поскольку проводилась одноактная социометрия, нельзя говорить о динамике взаимоотношений в группе, а только о срезе, одномоментной «фотографии» социометрической структуры группы.
2. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 52% выявлено наличие тревожности, у 20% испытуемых выявлены признаки агрессивности. У 32% испытуемых не выявлен не один из признаков.
3. Общий анализ результатов по методике«Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей» позволяет сделать вывод, что в группе ведущими являются средний и низкий уровень коммуникативных умений, 20% испытуемых имеют высокий уровень коммуникативных умений.
Таким образом, констатирующая диагностика показала низкий уровень сплоченности коллектива, обусловленный неумением детей построить межличностное взаимодействие в связи с негативным отношением друг к другу, значительным проявлением тревожности и агрессивности детей, низким уровнем коммуникативных умений. Так как, в младшем школьном возрасте, игровая деятельность остается ведущей наравне с учебной, и старшие дошкольники предпочитают совместные игры, именно игровой досуг является для нас оптимальным средством формирования сплоченности коллектива старших дошкольников. В следующем параграфе настоящей работы мы рассмотрим условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности.
2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности
Досуг старшего дошкольникаотличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.
Формы игрового досуга, как игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, так как самосознание социально по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях игрового досуга формируются общности, дающие детям возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.
Отличительной особенностью детей старшего дошкольного возраста является их восприимчивость к театрализации. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют старшего дошкольника переживать, страдать и радоваться, что способствует формированию у детей возвышенных идеалов и выработке системы ценностных предпочтений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игровой деятельности старших дошкольников уделено особое внимание как обязательной части программы, направленной на достижение личностных и метапредметных результатов.
Разнообразные формы игровой деятельности повышают активность, заинтересованность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке. Вот поэтому сегодня для каждого педагога актуален вопрос выбора и применения таких технологий организации занятий, которые не копируют игру, а создают условия для формирования личностных и метапредметных результатов, психологической и физической разгрузки воспитанников. На наш взгляд, таким потенциалом обладает игровая технология –образовательный квест.
Таким образом, с целью формирования сплоченности коллектива старших дошкольников мы предложили детям в качестве игрового досуга проходить интересные приключения с помощью квеста.