Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Теоретический анализ влияния игрового досуга на формирование сплоченности в коллективе старших дошкольниковпозволил сделать вывод, что наиболее хорошо задачи формирования сплоченности коллектива решаются в процессе игрового досуга. Основано это на том, что особенностью игровой деятельности является контактная зависимость участников друг от друга, в процессе совместных игр со сверстниками дети осваивают способы, правила межличностного взаимодействия, а также приобретают опыт взаимопонимания, навык пояснять свои намерения и действия, согласовывать их с другими детьми. Также были выделены задачи, которые выполняют игры на сплочение класса, это – создание благоприятной психологической атмосферы, благодаря их проведению дети учатся доверию и поддержке друг друга, решению поставленных задач всей группой, а не индивидуально; дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия; обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование сплоченности в коллективе старших дошкольников посредством организации игрового досуга, позволила доказать эффективность игровой деятельности в развитии межличностных отношений в коллективе дошкольников.

Благодаря игровому досугу старшие дошкольникистали эффективнее взаимодействовать друг с другом, снизилась агрессивность и тревожность, в группе стало меньше конфликтов, воспитанники стали более сплоченным коллективом, а социометрическое распределение статусной принадлежности воспитанников показало, что в группе снизилось количество отвергаемых воспитанников, дети стали более дружелюбнее и положительно настроены на совместную деятельность. В ходе работы доказано предположение о том, что,если проводить систематическую целенаправленную работу по организации игрового досуга старших дошкольников, взаимодействие и отношения между детьми станут более успешными и позитивными, коллектив будет более сплоченным.

Такие данные указывают на то, что цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Знание, 2012. 242 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200 с.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. М.: Эксмо, 2014. 485 с.
  4. Гайнуллова Ф.С., Сергеева И.С. Теория игры и игровые технологии в учебно-воспитательном процессе.М.: УЦ «Перспектива», 2014. 321 с.
  5. Гадемми М., Джембор М., Мур Р. Слово в защиту права ребенка на игру // Игра со всех сторон: Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / ред. Е.С. Жорняк. М., 2013. 391 с.
  6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 218 с.
  7. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Ч. 1. Материалы межд. научно-практ. конф. М.: Прометей, 2015. 96 с.
  8. Кулагина И.Ю. Психология детей старшего дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2015. 312 с.
  9. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психолог. произведения: В 2-х т. М..: Педагогика, 2013.Т.1.С. 303-323.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. М.: Юрайт, 2016. 460 с.
  11. Хухлаев О.В. В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11. М.: Академический проект, 2016. 317 с.
  12. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2013. 976 с.
  13. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Эксмо, 2012. 256 с.

Печатная периодика

  1. Астахова Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников // Концепт. 2015. №S19. С. 1–6.
  2. Ахмедова А.М.,МахмудоваФ.А. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 134–137.
  3. Барабанова Н.А. Социокультурная значимость игровых технологий в экскурсионной деятельности // Социальные технологии и исследования. 2013. № 2. С. 83–87.
  4. Верещагина М.В.,Шутова Э.И. Преодоление трудностей в обучении современного старшего дошкольника // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала: Апробация, 2014. С. 248–252.
  5. Грибова Ю.Ю. Игра как метод обучения // Молодой ученый. 2014. №12. С. 265–267.
  6. Гусева Ю.Л. Социализация детей и подростков посредством досуговой деятельности // Образование: вчера, сегодня, завтра.2012. Ч.II. С. 194-197.
  7. Дворская Н.И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе// Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015.С. 47–51.
  8. Дресвянина А.М.,Хамидулина Ю.В. Игры на сплочение детского коллектива// Молодой ученый. 2015. №10. С. 1150–1151.
  9. Зухайраева Э.Х. Игровые методы как средство развития познавательных способностей воспитанниковстаршего дошкольного возраста// Образование и воспитание. 2016. №1. С. 37–40.
  10. Касимова Р.Ш.,Сергеева Э.М. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сб. научных трудов преподавателей, мол. ученых и студентов (Казань, 2015). Казань: Отечество, 2015. С. 51–54.
  11. Казанцева В.А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьномв возрасте // Концепт. 2015. № 9. С. 36–40.
  12. Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений старших дошкольников на игровых занятиях // Молодой ученый. 2014. №20. С. 657–659.
  13. Кондрашов А.А.,Фалей М.В. Влияние психологического климата в коллективе на успеваемость старших дошкольников // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 222–224.
  14. Курникова Н.О. Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения старших дошкольников как фактор эффективной игровой деятельности // Молодой ученый.2015. №5. С. 566–569.
  15. Лисенкова С.Н. Краеведческая квест-игра: обучение и развлечение // Концепт. 2016. №20. С. 1–8.
  16. Мазаева Л.Ю.,Исаева М.Б. Групповая сплоченность в младшем школьном возрасте // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 107–109.
  17. Мигова А.Н. Игра как средство формирования способностей старших дошкольников// Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 130–132.
  18. Образцова Е.В. Способы создания благоприятного микроклимата в коллективе старших дошкольников // Молодой ученый. 2014.№11.1.С. 36-39.
  19. Пахомова В.Г. Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.2016. №2.С. 46-57.
  20. Пискарева М.Г. Коллективные творческие дела как условие формирования коллектива в начальной школе // Научный поиск. 2015. №2.4. С. 29–30.
  21. Перцева И.В. Воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством «Игрового театра» // Педагогика. Психология. 2012. № 2 (25). С. 33–41.
  22. Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у старших дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 109–113.
  23. Сорокина И.Р.,ХореваС.А., Галкина П.Н. Игра как один из методов досуговой деятельности в системе дополнительного образования // Молодой ученый. 2015. №13. С. 709–713.
  24. Холодкова О.Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе старших дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 71–74.
  25. Хохолова Н.Т.,Петрова А.Д. Формирование групповой сплоченности коллективе старших дошкольников // Актуальные проблемы личности в онтогенезе. Сб. мат-лов III Всероссийской науч.-практич. конфю (г. Якутск, 4 апреля 2014 г.). Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2014. С. 293–295.
  26. Хушмуродова И.Б. Понятие о групповой сплоченности // Молодой ученый. 2015. №12. С. 822–824.
  27. Шегаева А.В. Влияние игр на учебно-воспитательный процесс старших дошкольников // Молодой ученый. 2014.№2. С. 886–888.
  28. Щелина Т.Т., Чудакова А.О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. 2014. №21.1. С. 146-149.

Электронные ресурсы

  1. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития [Электронный ресурс]// Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество». URL: //http://jeducation.ru/3_2008/58.html (дата обращения: 10.11.2019).
  2. Щелина С.О., Чудакова А.О. Квест как технология изучения детской литературы [Электронный ресурс]// Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Международной научно-методической конференции 23 июня – 27 июня 2014 года. – Москва, 2014. URL: http://av.moi-portal.ru (дата обращения: 10.11.2019).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Описание проведения методики «Социометрия»

Материалы и оборудование: листы протоколов, ручки.

Процедура проведения методики

Чтобы снизить вероятность случайного выбора, использовалась параметрическая процедура социометрии. Детям предлагалось выбирать по одному человеку на каждый вопрос.

Перед тестированием у детей проводилась костюмированная игра с макетом корабля, а также тематическое музыкальное занятие по «морской» тематике. Занятие проводили воспитатель и музыкальный работник в рамках учебной программы. В связи с этим, вопросы для социометрии были выбраны на тему «Корабль».

Сначала всей группе детей предлагали сесть удобно и вспомнить прошедшее занятие: что тогда делали, как играли; затем закрыть глаза и представить море - как оно шумит, какого цвета и т. д. После этого каждому ребенку индивидуально задавались вопросы. Детей спрашивали:

1) «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники?

2) «Кого ты бы не взял в плавание в команду?»

3) «Кого ты пригласил бы на корабль в качестве гостя?»

4) «Кого ты бы оставил на берегу?»

Обработка результатов по данной методике «Метод социометрических измерений»состоит в подсчете положительных и отрицательных голосов, отданных за каждого испытуемого. После подсчета голосов за каждого ребенка, были выделены следующие группы:

  1. Популярные («звёзды») ― дети, получившие наибольшее количество позитивных ответов (>4).
  2. Предпочитаемые (избранные)― дети, получившие 3-4 позитивных ответа или просто по одному положительному ответу.
  3. Игнорируемые ― дети, не получившие ни одного отзыва ― они остаются незамеченными.
  4. Отверженные ― дети, получившие, в общем, наибольшее количество негативных отзывов.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотносится с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры группы – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым другим, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально – психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить также о положительном и об отрицательном статусе. Статус измеряет также потенциальную способность человека к лидерству.


При обработке результатов определяется индекс социометрического статуса каждого члена группы по формуле:

Сі = (R+i R-i )/(N-1),

где Сі – социометрический статус і- го члена группы, Ri – полученные і членом выборы, N – число членов группы.

Приложение Б

Описание графической методики «Кактус»

Материал и оборудование: белый лист бумаги стандартного размера и простой карандаш.

Диагностируются дети индивидуально, при проведении диагностики ребенку выдается белый лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь»; вопросы, и дополнительные объяснения не допускаются!

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых, которые представлены в таблице ниже.

Распределения признаков рисунка по эмоционально-личностным качествам

Качество

Признаки рисунка

0ценка наличия

Агрессивность

Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности

0-4

Импульсивность

Отрывистость линий, сильный нажим

0-2

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Крупный рисунок, расположенный в центре листа

0-2

Неуверенность в себе, зависимость

Маленький рисунок, расположенный внизу листа

0-2

Демонстративность, открытость

Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм

0-2

Скрытность, осторожность

Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

0-2

Оптимизм

Изображение «радостных кактусов»

0-2

Тревожность

Преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями

0-2

Женственность

Наличие украшений, цветов, мягких линий и форм

0-2

Экстравертность

Наличие на рисунке других кактусов или цветов

0-2

Интровертность

На рисунке изображен один кактус

0-1

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности

Наличие цветочного горшка

0-1


Для данного исследования рассматривались показатели агрессивности и тревожности.

Приложение В

Описание методики «Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей»предложенной Г.А. Урунтаевой

Нами была модифицирована процедура проведения методики - проводили в виде наблюдения, показатели развития коммуникативных умений были внесены в таблицу, по которой осуществлялось наблюдение за детьми на протяжении недели.

Материал и оборудование: общая таблица для наблюдения.

Интерпретация результатов: осуществлялась на основе предложенной классификации Г.АУрунтаевой по трем уровням.

Выявляем три уровня развития коммуникативных умений: если большинство отметок наблюдений в графе 1 - высокий уровень развития, если большинство отметок наблюдений в графе 2 - средний уровень развития, если большинство отметок наблюдений в графе 3 - низкий уровень развития коммуникативных умений. Далее представлена характеристика каждого из уровней.

Высокий уровень - большинство отметок в графе 1.

У ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Средний уровень - большинство отметок в графе 2

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

Низкий уровень - большинство отметок в графе 3.

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

Приложение Г

Театрализованный квест для старших дошкольников «В поисках сокровищ»

Участники: 3 пирата, 4 команды детей, помощники пиратов