Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников (Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие игры и игрового досуга в научных исследованиях

1.2 Особенности развития взаимоотношений в коллективе дошкольников

1.3 Игровой досуг в формировании сплоченности в коллективе старших дошкольников

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Описание организации и изучения уровня сплоченности в коллективе старших дошкольников на констатирующем этапе

2.2 Условия организации игрового досуга в коллективе старших дошкольников, направленного на формирование сплоченности

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Образовательный квест - это разновидность игровых, интерактивных технологий, представляющая собой вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации, используя ресурсы территории, местности или другие информационные средства. Признаками образовательного квеста являются наличие сюжета, команд, которые проходят этапы и выполняют задания за ограниченное время, для достижения определенной цели.

Сегодня эта технология приобретает популярность у педагогов. В ней присутствуют соревновательные механизмы, повышающие мотивацию старших дошкольников, тем самым создавая условия для более активного и интересного получения новой информации. Это командная игра, требующая проявления сотрудничеств, личной ответственности за результат, соблюдения правил. В ней важна не только эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Образовательный квест - эффективная форма работы с родителями и другими социальными партнерами. Применение этой технологии создает условия для достижения личностных и метапредметных результатов.

Всего в течение месяца было проведено 3квеста.

Рассмотрим пример проведения образовательного квеста с детьми «В поисках реликвии». Выбор темы квеста неслучаен: первоклассники – начинающие школьники и коллектив – это основа всех будущих взаимоотношений воспитанников между собой, мотивация для учебы, развитие интереса к школе. Игровая цель – найти реликвию детского сада и узнать, кто такой «Мистер Х».

Кроме определения целей квеста, на подготовительном этапе выбрали место и маршрут проведения. Ученикам предстояло совершить путешествие по известным, но значимым для ДОО местам. Это музей, библиотека, актовый и спортивный зал. Ресурсами стали информационные в группе.

Участники квеста – две команды, состоящие из воспитанников. Помощники –воспитатель и помощник воспитателя. Завершили подготовительный этап составлением конспекта с подробным описанием заданий. Каждое задание знакомило детей с историей и традициями детского сада.

Основной этап квеста начался с погружения в сюжет. На занятии дети обнаружили конверт с письмом, адресованное им. Прочитав, они узнали, что человек с инициалами «А.А.» просит их помощи в розыске украденной «Мистером Х» реликвии. Для этого нужно пройти по маршруту и выполнить задания на станциях. Если задание выполняется, то дается подсказка о месте следующей остановки.

Эта легенда вызвала у старших дошкольников интерес и готовность действовать. Мы разделились на команды «Красных» и «Желтых». Названия подобраны так, чтобы конверты с заданиями на остановках маршрута команда выбирала в соответствии со своим цветом. Очень важная часть квеста – инструктаж по технике безопасности, уяснение правил игры. После этого было дано разрешение на прохождение маршрута и команды отправились на поиски. В конце маршрута команда «Жёлтых» нашли ключ и подсказку, а команда «Красных» записку, в которой говорилось, что им нужно открыть шкатулку. Когда дети догадались объединиться, то нашли письмо от «Мистера Х». Он сообщал, что вернет реликвию, после того как они выполнят его задания.


На этапе рефлексии дети делились эмоциями от командной работы, соревновательности. Им было предложено подвести итоги, что нового они узнали о традициях и истории детского сада. Сравнивая ответы детей до квеста и после, можно сделать вывод, что эта исследовательская работа в игровой форме была очень содержательной. Подтвердила эту мысль воспитатель, отметив, что детям удалось за небольшое время самим найти и уяснить нужную информацию, а также сдружиться настолько, что в группе снизились конфликты и жалобы друг на друга.

Таким образом, образовательный квест – одна из современных игровых технологий, позволяющая по-новому, интересно и полезно организовать игровую деятельностьстарших дошкольников.

В ходе формирующего занятия было проведено несколько квестов (Приложение Г, Д), в ходе которых организовывался игровой досуг детей старшего дошкольного возраста. По результатам проведения квестов дети всегда опрашивались, родители позже в форме обратной связи сообщали о том, что после квестов дети стали меньше просиживать за компьютером, выходили гулять на улицу с друзьями и пытались играть в «Поиски сокровищ» уже самостоятельно.

Воспитатель отметил то, что дети стали менее агрессивны, стали проявлять дружелюбие в отношении тех детей, которые раньше были мишенью для насмешек. В целом педагог охарактеризовала положительно организацию игрового досуга в целях формирования межличностных отношений и сплоченности коллектива.

Далее с целью оценки проводимого эксперимента была проведена повторная диагностика.

2.3 Оценка эффективности проведенного исследования и рекомендации

Спустя месяц после окончания занятий формирующей программы, нами была проведена контрольная диагностика.

Методика для диагностики были выбраны та же, что и на этапе констатирующего эксперимента «Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей».

Полученные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Обобщенные данные по наблюдению на выявление уровня коммуникативных умений детей после проведения формирующего эксперимента

Уровни развития коммуникативных умений

кол-во выборов

%

низкий

4

16%

средний

12

48%

высокий

9

36%


Общий анализ результатов по методике«Тест на выявление уровня коммуникативных умений детей» позволяет сделать вывод, что в данной группе испытуемых ведущими являются средний и высокий уровень коммуникативных умений, и лишь 16% испытуемых имеют низкий уровень коммуникативных умений.

Сравним данные результатов констатирующей диагностики наглядно на рис. 5.

Рисунок 5 - Распределение данных по уровню коммуникативных умений на двух этапах диагностики

Как видно из результатов сравнительной диагностики в группе детей существенно повысился уровень коммуникативных умений, что говорит о том, что проведенная нами экспериментальная программа эффективно сказалась на коммуникативных умениях детей, что отражается и на сплоченности коллектива.

Анализ данных методики «Кактус» представлен в таблице 5 и на рис. 6.

Таблица 5 - Результаты по методике «Кактус» после проведения формирующего эксперимента

Качество

Присутствует

Кол-во человек

%

Агрессия

2 испытуемых

8%

Тревожность

3 испытуемых

12%

Не выявлено

20 испытуемых

80%

Рисунок 6 - Распределение детей по эмоциональным состояниям

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что только у 12% выявлено наличие тревожности, у 8% испытуемых выявлены признаки агрессивности. У большинства воспитанников (80%) испытуемых не выявлен не один из признаков. Такие данные говорят об успешности формирующей программы и свидетельствуют об эффективном процессе формирования сплоченности коллектива, снижения агрессивности и конфликтности у воспитанников в межгрупповом взаимодействии.

Далее провели повторно социометрию для того, чтобы проследить динамику в групповых взаимоотношениях, были получены результаты, представленные в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты по методике «Метод социометрических измерений»

Популярные («звёзды»)

5 испытуемых

Предпочитаемые (избранные)

14 испытуемых

Игнорируемые

2 испытуемых

Отверженные

4 испытуемых

Наглядно результаты социометрии представлены на рис. 7.

Рисунок7 - Статус ребенка в группе после проведения формирующего эксперимента


Для того, чтобы проверить динамику групповых взаимоотношений проведем сравнительный анализ. Наглядно представлен на рис. 8.

Рисунок8 - График сравнительных значений социометрии на обоих этапах исследования

Как можно видеть из данных сравнительного анализа, существенно снизилось количество игнорируемых и отверженных детей, и повысилось количество предпочитаемых детей и популярных. Такие данные свидетельствуют о том, что программа формирующего эксперимента эффективно повлияла на взаимодействие детей и способствовала формированию сплоченности в группе.

Результаты контрольного эксперимента позволяют предположить, что коммуникативное взаимодействие в группе улучшилось, дети стали менее агрессивны друг к другу, стали более внимательны и дружелюбны.

Выводы по результатам контрольного исследования: наше предположение о том, что, если организовать систематическую целенаправленную работу по организации игрового досуга старших дошкольников, взаимодействие и отношения между детьми станут более успешными и позитивными, коллектив будет более сплоченным, оказалось верным.

Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана.

В качестве рекомендаций по формированию сплоченности коллектива старших дошкольниковможно определить условия создания игрового досуга для старших дошкольников:

- игровой досуг должен проходить вне занятий и отличаться от формы образовательных занятий детского сада;

- организация игрового досуга представляет собой систематическую работу с коллективом старших дошкольников;

- в игровом досуге должны принимать участие все участники коллектива, никто не должен испытывать чувство «ненужности» или неизаинтересованности в нем как в члене коллектива;

- игровой досуг должен быть направлен на неагрессивную деятельность, иметь образовательную направленность, воспитательные функции;

- игровой досуг должен быть организован согласно индивидуальным и возрастным особенностям старших дошкольников;

- в игровом досуге развивается любознательность и формируется мотивация на взаимодействие со сверстниками.

Вышеуказанные условия, как доказала формирующая программа опытно-экспериментальной работы сочетаются в такой форме игрового досуга в такой игровой технологии как квест.

Общее количество сценариев для детских квестовможет быть разнообразно. Однако, мы перечислим ключевые и популярные направления для детских квестов на основе которых педагогможет без труда создать собственный сценарий своего квеста для детей. Ключевым моментов детских квестов можно сделать процесс обучения в формате игры.


Пиратские квесты. Пираты пользуются неоспоримым спросом у детей всех возрастов — книжки, фильмы и игры только увеличивают интерес к этой тематике. Поиск кладов и сокровищ пиратов, морские сражения, путешествие по необитаемым островам и многое другое, что богато изобилует в любом произведении о пиратах.

Квесты в духе поиска древностей. Поиск и исследования древностей, в духе Индианы Джонса или Лары Крофт, также не оставляют детей равнодушными. Красивая атрибутика, захватывающие приключения, тайны древних — верные спутники интереса к таким квестам.

Сказки и литературные приключения. Вообще, любая история или сказка это уже готовый квест. Поэтому русские народные сказки, сказки братьев Гримм, сказки Бажова и другие являются отличными источниками квеста, где каждую историю можно превратить в 2-3 квеста или один большой и увлекательный квест.

Квесты из окружающего мира. Подходят для детей младшего и среднего школьного возраста. Природа и природные явления лучшие друзья детей, особенно если эти науки представлены в форме квеста — времена года, глубоководные приключения, погодные условия, флора и фауна — источники сценариев для этого вида квестов.

Мультфильмы. Герои и события любимых мультфильмов никого не оставят равнодушным. Дети с интересом примут участие в этом увлекательном приключении.

Правила дорожного движения (ПДД) и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Серьезные темы для игровых квестов, где в простой и доступной форме игры дети учат правила ПДД и ОБЖ.

Космическая тематика и фантастика. Космос и космические приключения, а также фантастика — стабильно популярные темы у детей всех возрастов. Здесь вы можете опираться на известные произведения фантастов и собственную фантазию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование доказало эффективность использования игрового досуга в формировании межличностных отношений и сплоченности коллектива старших дошкольников. Причины, вызвавшие актуальность проведения данного исследования, определили проблему исследования, которая формулировалась следующим образом: какова роль игровой деятельности в формировании межличностного взаимодействия и сплоченного коллектива старших дошкольников?

В ходе исследования были раскрыты теоретические основы понятия игры и игрового досуга. Изучение понятия игры показало, что понятие «игра» является настолько сложным и многоплановым, что его единое и конкретное определение до сих пор не определено, и скорее всего это невозможно и в дальнейшем. В целом, относительного нашего исследования, можно сделать вывод, что игра является сферой сотворчества, содружества, сотрудничества взрослых и детей. Игровой досуг, осуществляющийся на основе игровой деятельности, оказывает значительное влияние на мировоззрение старших дошкольников, их нравственный облик, социализацию