Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Рынок труда в Курганской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма 1

Движение численности зарегистрированных безработных (2005-2006гг)

В органах государственной службы занятости к концу декабря 2007 года состояло на учете 13 тысяч не занятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 11,3 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,4 процента экономически активного населения. (см. диагр.2)На начало января 2008 года самый высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Кильмезском и Нагорском (4,6%), Богородском (4,4%), Лузском (4,3%), Тужинском (4,1%), Унинском (3,9%) муниципальных районах, самый низкий - в МО "Город Киров" (0,8%).К концу февраля 2008 года состояло на учете 16,9 тысячи не занятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 14,1 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 1,8 процента экономически активного населения.

На начало марта 2008 года самый высокий уровень официальной безработицы зарегистрирован в Богородском (7,1%), Тужинском (6,9%), Кильмезском (6,5%), Лебяжском и Унинском (5,5%), Нагорском (5,4%), Свечинском (4,8%), Немском и Санчурском (4,6%) муниципальных районах, самый низкий - в МО "Город Киров" (0,8%).

По итогам обследования населения по вопросам занятости в среднем за 2008 год численность экономически активного населения области в возрасте 15-72 года составила 788,6 тыс. человек, уровень экономической активности достиг 70,7 процента. В их числе 731,4 тыс. человек классифицировались как занятое население, 57,3 тыс. человек  - как безработные с применением критериев Международной организации труда. Уровень занятости составил 65,5 процента и увеличился за год на 0,2 процентного пункта. Уровень общей безработицы составил 7,3 процента от экономически активного населения. По сравнению с 2007 годом уровень общей безработицы увеличился на 1,4 процентного пункта. (см. диагр.2)

По итогам обследования населения по вопросам занятости в среднем за 2008 год численность экономически активного населения области в возрасте 15-72 года составила 788,6 тыс. человек, уровень экономической активности достиг 70,7 процента. В их числе 731,4 тыс. человек классифицировались как занятое население, 57,3 тыс. человек  - как безработные с применением критериев Международной организации труда. Уровень занятости составил 65,5 процента и увеличился за год на 0,2 процентного пункта.( см. диагр.2)

Уровень общей безработицы составил 7,3 процента от экономически активного населения. По сравнению с 2007 годом уровень общей безработицы увеличился на 1,4 процентного пункта.


Диаграмма 2

Движение численности зарегистрированных безработных (2007-2008гг)

В государственных учреждениях службы занятости населения к концу декабря 2009 года состояло на учёте 28,8 тысячи незанятых трудовой деятельностью граждан. Официальный статус безработного имели 27,6 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец декабря 2009 года составил 3,5 процента экономически активного населения.

Наибольшее число безработных по степени образования населения это люди со средним образованием. (см. табл.3)

Таблица 3

Динамика общей численности безработных по уровню образования (средний показатель за год в %)

2005

2006

2007

2008

2009

среднее профессиональное образование

25,5

20,7

18,0

20,5

21,5

высшее профессиональное образование

2,7

6,7

6,4

10,7

13,7

начальное профессиональное

24,9

23,6

31,3

28,3

29,7

среднее(полное) общее

34,7

23,7

21,4

29,6

30,2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рынок труда - это система отношений и социально-экономический механизм взаимодействия работодателей, наемных работников и социальных партнеров по согласованию условий воспроизводства, найма, распределения и обмена рабочей силы на жизненные средства. Основные элементы этого социально-экономического механизма: спрос на рабочую силу и ее предложение, конкуренция, конъюнктура, цена рабочей силы, мобильный резерв незанятого населения.

Рынок труда как социально-экономический механизм занимает ключевое место в рыночной экономике и существенно отличается от рынков товаров, финансов, жилья и др. Главное отличие - в возможности и устойчивости равновесия на рынке труда.

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда - значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.


Политика на рынке труда - это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факто-ры функционирования рынка труда.

Основная цель регулирования рынка труда - содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконку-рентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

Приоритетными задачами государственного регулирования на рынке труда Кировской области являются: использование профессионального потенциала безработных и вовлечение их в трудовые отношения по востребованным профессиям и специальностям; проведение активной и целенаправленной профессиональной ориентации с широким участием работодателей; организация профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда; усиление роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; повышение социальной и профессиональной мобильности населения региона; регулирование притока иностранной рабочей силы на территории Курганской области с учетом потребностей рынка труда. Региональная государственная политика в области развития человеческого потенциала должна быть направлена на обеспечение условий для повышения общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня личности, усиление его творческой мотивации. Сегодня в системе профессионального образования необходимы новые подходы, комплексные меры для решения проблемы качественной подготовки и защиты кадров. В этой связи региональная политика по развитию качества рабочей силы и приведению её в соответствие с потребностями рыночной экономики должна быть направлена на:

- прогнозирование обеспеченности региона рабочей силой на перспективу, определение мер по приведению профессионально-квалификационной струк-туры кадров в соответствие с требованиями рыночной экономики;

- совершенствование систем начального, среднего, высшего и дополнитель-ного профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

- постоянную корректировку структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях;

- снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;


- совершенствование системы внутрифирменной подготовки и переподгото-вки кадров;

- опережающее обучение высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения, для новых сфер приложения труда;

- развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профес-сионального обучения безработных граждан и незанятого населения, трудовая реабилитация и социальная адаптация лиц, длительное время неработающих;

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической под-держки населения;

- развитие социального партнерства.

Профессиональное образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических условиях - один из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения - приобретают приоритетное значение в системе мер по повышению качества рабочей силы и противодействия безработице.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бреев, Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д.Бреев.- М.:Наука, 2005.-272с.
  2. Гуртов, В.А. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.А.Гуров, В.Н.Васильев и др.- М.:Техносфера, 2007.-680с.
  3. Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации / Р.И.Капелюшников.- М.:ГУ ВШЭ, 2001.-311с.
  4. Мазин, А.Л. Экономика труда / А.Л.Мазин.- М.:Юнити-Дана, 2009.-623с.
  5. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В.А.Павленков.- М.:МГУ, 2004.-368с.
  6. Регионы России: социально-экономические показатели 2008: стат.сборник.- М.:Госкомстат России, 2009.-999с.
  7. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А.Волгина.- М.:Экзамен, 2003.-736с.
  8. Экономика труда: учебник / Под ред. Н.А.Горелова.- М.:Питер, 2007.-704с.
  9. Экономика труда: учебник / под ред. П.Э.Шеленбера.- М.:Юристъ, 2007.-459с.
  10. http://www.geographylab.ru/gehens-1073-1.html
  11. http://kirovstat.gks.ru/