Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Рынок труда в Курганской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Графически взаимоотношение работодателей и наемных работников можно выразить с помощью кривых спроса и предложения. Наиболее общее пред­ставление об этом процесс дает модель спроса и предложения, излагаемая в версии представителей классического и неоклассического направления эко­номической мысли (рис. 1).

Зарплата

D – спрос на труд

W2 D2 S2


S – предложение труда

W0

S1 D1

W1

Численность занятых

L1 L

Рис. 1. Спрос и предложение на рынке труда

На рис. 1 видно, что если под действием каких-либо факторов зара­ботная плата снизится до уровня W1, то в этом случае часть работников может уволиться. Предложение труда составит величину S1. При сохранении спроса на производимый товар спрос на рабочую силу будет равен D1, т.е. возникнет дефицит рабочей силы. В результате между работодателями возни­кает конкуренция за наем рабочей силы. Они будут стараться повысить воз­награждение за труд, чтобы привлечь рабочих на свои предприятия. В резуль­тате заработная плата может возрасти до величины W2. При таком уровне заработной платы предложение труда возрастет до величины S2. Но такое вознаграждение может повысить издержки работодателей и обусловить по­вышение цен на товары. Тогда реализация их будет затруднена. Поэтому ра­ботодатели будут вынуждены или сократить производство, или снизить зара­ботную плату. Спрос на рабочую силу упадет до величины D2. Конкуренция между наемными работниками облегчит задачу снижения уровня заработ­ной платы работодателями. В результате работники будут снижать свои тре­бования к уровню зарплаты. Она понизится до W0, где спрос и предложение уравняются, интересы работодателей и работников совпадут. Рынок придет в состояние равновесия. Это не значит, что на предприятиях не будет других вознаграждений. Но зарплата на уровне W0 станет доминирующей, с кото­рой будут считаться работодатели и работники. Данная цена труда (зарпла­та) становится равновесной. Следовательно, равновесная цена — это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения. Так действует модель конкурентного рынка.

На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) поку­пателя. Монопсонисты (например, крупные фирмы, от которых зависит эко­номика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико.


На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз.

Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов быва­ют равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии).

Дж.М.Кейнс в своей макроэконо­мической теории занятости исходил из определяющей роли совокупного спроса в обществе, который управляет реальным объемом производства и, следовательно, спросом на труд. Кейнс показал, что у государства есть реаль­ные возможности обеспечить эффективный спрос в экономике с помощью проведения стимулирующей кредитно-денежной и бюджетно-налоговой по­литики. А эффективный спрос позволит при той же реальной заработной пла­те, определяемой как равновесная цена труда, занять большее число желающих работать, снизить безработицу, т.е. точка равновесия сместится вправо.

Схематически это показано на рис. 2.

AS2

Р1 D1 D

AD1 AD2

QQ2 Q

Рис. 2. Увеличение совокупного спроса и производства (занятости) по Кейнсу

С увеличением совокупного спроса с AD1, до AD2 реальный объем произ­водства и занятости увеличивается с Q1до Q2, при неизменной цене Р1 (ре­альной заработной плате). Вместе с тем точка D (пересечение кривых сово­купного спроса AD2 и совокупного предложения AS2) показывает предел позитивного воздействия роста совокупного спроса и повышение реального объема производства и занятости. Она показывает не только эффективный спрос, но и эффективную занятость, т.е. состояние, при котором совокуп­ная занятость в случае дальнейшего ее увеличения (за пределы точки D) не реагирует на повышение совокупного спроса ростом реального объема про­дукции. Кривая совокупного предложения (AS2) резко устремляется вверх. Иначе говоря, дальнейшее увеличение совокупного спроса (за пределы AD2) провоцирует инфляционный рост, т.е. увеличение ценового, а не физичес­кого объема производимой продукции (Q2).

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней является обязательным компонентом для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высво­бождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число уволь­няемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Зна­чительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.


Компонент - рыночная инфраструктура представляет собой со­вокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.

Фонды занятости являются организацией, аккумулирующей страховые взносы работодателей (а во многих странах и страховых взносов с заработка работающих) и занятых индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнова­ния бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан. Государственные и частные службы занятости осуществляют содействие гражданам в трудоустройстве.

Компонент рынка труда - альтернативные виды деятельности включает в себя общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, ра­боты по контракту на определенный срок выполнение определенного зака­за), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершенно­летних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых кол­лективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами [9].

1.2 Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

Воздействие государства на функционирование рынка труда связано с реализацией комплекса экономических и социальных задач. Сле­дует учитывать, что все рынки в экономике (товарные и ресурсные) взаимосвязаны. На функционирование рынка труда прямо или кос­венно влияют изменения, происходящие на других рынках.

Государство регулирует работу рынка труда с помощью как административных, так и экономических рычагов. Огромную роль иг­рает трудовое законодательство страны, определяющее права и обя­занности сторон, вступающих в трудовые отношения: работников, работодателей, профсоюзов, союзов работодателей. Законодательно устанавливаются: возраст выхода на пенсию; минимальный уровень заработной платы (не всегда и не для всех); коэффициент повы­шенной оплаты сверхурочных работ; нормы безопасности труда; льготы отдельным категориям работников (сокращенный рабочий день, преимущества при увольнении, ранний выход на пенсию и т.п.); ограничения по привлечению к труду детей, подростков, бе­ременных женщин и т.д.


Законы страны обычно запрещают дискриминацию в трудовых отношениях, определяют порядок заключения коллективных дого­воров, регулируют деятельность профсоюзов, в частности, содержат перечень профессий, представителям которой не разрешается уча­ствовать в забастовках. Государство с помощью иммиграционного законодательства регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы, тем самым влияя на предложение труда в тех или иных сегментах национального рынка труда. Государство устанавливает и поддерживает «правила игры» с по­мощью не только самих законов, но и их эффективного исполнения. Особенно важны механизмы принуждения к исполнению законов. Эффективная правоприменительная практика способна сделать уча­стников трудовых отношений более защищенными, позволяя, к примеру, с меньшим риском инвестировать в человеческий капитал, заключать трудовые контракты, рассчитанные на долговременное сотрудничество. Государство может предоставлять участникам рынка достоверную информацию, помогающую преодолевать информаци­онную асимметрию и снижать трансакционные издержки. На трудо­вые отношения могут повлиять меры государственного администра­тивного воздействия на другие рынки, например, при антимоно­польном регулировании, установлении режима функционирования естественных монополий, ограничении или запрете импорта тех или иных товаров.

Весьма разнообразны и методы экономического регулирования тру­довых отношений. Они носят прямой или косвенный характер, бу­дучи направлены как непосредственно на рынок труда, так и на другие, товарные или ресурсные рынки. Огромная роль принадле­жит политике занятостикоторую государство осуществляет с по­мощью специально созданных для этого организаций, призванных оказывать поддержку безработным, помогать неработающим граж­данам в трудоустройстве и т.п. В России подобные функции вы­полняет Федеральная государственная служба занятости населения.

Государство может увеличить количество рабочих мест, исполь­зуя для этой цели средства государственного бюджета, за счет кото­рого содержится общественный сектор. Финансируя армию, поли­цию, фундаментальные научные исследования, природоохранные мероприятия, увеличивая число чиновников, государство создает рабочие места в общественном секторе.

Государство предоставляет общественные блага с помощью не только общественного, но и частного сектора - через систему го­сударственного потребления, государственных закупок, увеличивая тем самым спрос на труд в тех отраслях, которые получают государ­ственные заказы. Например, если государство хочет повышать ква­лификацию и уровень подготовки государственных служащих, вузы, осуществляющие подготовку и повышение квалификации чиновни­ков, получат соответствующий госзаказ, позволяющий, в частности, увеличить спрос на труд преподавателей [8] .


Важную роль для общества в целом и системы трудовых отно­шений в частности играет система социальной защиты населения. Ее организация вызывает немало споров, а последствия достаточно противоречивы. Дело в том, что для тех слоев населения, которые получают бесплатные блага от государства (медицинское обслужи­вание, образование, пособия по безработице), действует эффект дохода. Поэтому разного рода трансферты и субсидии способствуют уменьшению индивидуального предложения труда граждан и снижению их трудовой активности. Они опасны усиле­нием иждивенческих настроений людей, в той или иной степени способных к трудовой деятельности. Таков прямой эффект, хотя возможен и противоположный - косвенный эффект. Субсидии предоставляются для конкретной цели и ведут к росту спроса на определенные товары и услуги, увеличивая тем самым спрос на труд, связанный с их производством. Например, субсидирование медицинской помощи отдельным гражданам вызовет увеличение спроса на лекарства и медицинские услуги. Трансферты не имеют целевого назначения, но их получатели также направят средства для приобретения каких-либо товаров и услуг, увеличивая спрос на них в тех или иных сегментах потребительского рынка.

Воздействие на рынок труда оказывают и те субсидии, которые по­лучают не граждане (домохозяйства), а фирмы. Эти субсидии могут быть направлены на реализацию разных экономических или социальных целей, например, на привлечение к активной трудовой деятельности инвалидов. Если цель субсидий — просто рост производства, то фирма благодаря эффекту масштаба может увеличить спрос на все ресурсы, включая труд. Если субсидируется развитие новых трудосберегающих технологий, то эффект замещения труда капита­лом может перевесить эффект масштаба, снизив спрос на труд.

Существуют субсидии, специально направленные на стимулирова­ние занятости. Они бывают двух видов: субсидии найма (работодатель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь принятого работника) и субсидии занятости (в расчете на всех занятых). В обо­их случаях субсидия увеличит спрос фирмы на труд, так как при лю­бом уровне заработной платы она сможет нанять больше работников.

На рис. 3 видно, что субсидии занятости могут приводить к разным последствиям в зависимости от того, эластично или неэла­стично предложение труда. На рис. 3а растет только занятость с L1 до L2а на рис. 3б - лишь заработная плата с w1 до w2На этих графиках представлены крайние случаи абсолютно эла­стичного и абсолютно неэластичного предложения труда. При обычном, положительном наклоне линии SL субсидии занятости приведут к росту и заработной платы, и занятости. Последствия введения суб­сидий зависят также от эластичности спроса на труд.