Файл: Логистический подход к управлению запасами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В расходных материалах могут быть две основные проблемы:

  • создание номенклатуры, которая превышает потребности производства и приводит к дополнительным рискам и издержкам;
  • создание ассортимента, который не отвечает производственным потребностям предприятия.

Чтобы избежать этих двух крайностей, необходимо определить оптимальный размер поставляемых материалов. На коммерческих предприятиях запасы представлены товарами в сфере обращения. Это продукты, созданные для обмена. Комплексная, разнообразная и очень динамичная деятельность коммерческих предприятий характеризуется процессами, которые происходят в сфере обращения - поставки и продажи товаров. Анализ товаров (входящих в состав запасов) происходит в тех же направлениях, что и для материалов.

Стоимость проданных товаров представляет собой стоимость продаж на коммерческих предприятиях. В связи с выполнением задач планирования и контроля за расходами материалов их оценка и переоценка имеют особое значение. Для материалов и товаров, включенных в стоимость приобретения, включены следующие элементы: цена покупки, импортные пошлины, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги и акцизы, транспортные расходы, другие расходы, непосредственно связанные с доставкой в конкретное место и состояние.

Если фактические затраты используются для оценки запасов, могут быть применены следующие методы оценки, известные из учета: FIFO, LIFO, средневзвешенная цена, указанная стоимость. В частности, себестоимость применяется, когда можно отслеживать физический поток материалов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции.

В соответствии с соответствующим образом отобранным методом оценки запасов в их потреблении общая стоимость соответствующих ресурсов должна распределяться как стоимость продаж и сумма в конечном счете. Запасы материальных ресурсов: текущие, подготовительные, сезонные и гарантийные. Текущая инвентаризация отражает количество материальных ценностей, необходимых для поддержания нормального производственного процесса. Резерв готовности предназначен для обеспечения производства в течение периода, необходимого для доставки, количественного и качественного измерения и других действий.

Изучив разные методики и методы анализа материально-производственных запасов, мы сделали вывод, что в своей основе методики эти сведены к определенным задачам:

  • оценке динамики и структуры состояния МПЗ;
  • оценке оборачиваемости МПЗ;
  • оценке обоюдного соответствия динамики компонентов МПЗ;
  • факторному анализу запасов готовых товаров, товарной продукции, материаловисырья, НЗП;
  • анализу поставщиков, схем поставоксырьяиматериалов, товаров и

1.3 Политика управления запасами

Политика управления запасами [inventorymanagementpolicy] – составная часть общей политики управления оборотными активами субъекта хозяйствования, заключающаяся в оптимизации общих размеров и структуры запасов ТМЦ с позиций наиболее эффективного осуществления операционного (производственно-коммерческого) цикла.

Оптимальный размер МТЗнепоосредственым образом обеспечивает выполнение плана товарооборота, а также его перевыполнение, сокращение части издержек, удовлетворение спроса. Размер текущих запасов – это не постоянная величина, однако от неё зависит в целом вся торговля.

Уменьшение времени обращения запасов ускоряет денежное обращение, а следовательно, формирует условия для увеличения эффективности. Стоит сказать, что в нестабильных экономических условиях следует в обязательном порядке обеспечить наибольшую скорость оборачиваемости этих запасов, в тех целях, чтобы избежать инфляционных убытков.

Отметим, что управление запасами предполагает проведение контроля за их реальным состоянием МТЗ. Необходимость организации на предприятии службы контроля за состоянием МТЗ связана с ростом издержек в ситауции выхода реального размера материально-технического запаса за границы, установленные нормами запаса.

Меры, направленные на повышение уровня управляемости МТЗ обеспечивают сохранность товаров с минимальными потерями и оптимальными затратами на их хранение. В этих целях нужно регулярно отслеживать и оценивать динамику и стуктуруматериально-технических запасов, информация о материально-технических запасах должна быть в обязательном порядке упорядочена.

В случае закупок тех или иных товаров с той целью, чтобы пополнить складские запасы, могут возникать риски, и самый опасный из них – возникновение неликвидов. Возникают они из-за следующего:

  1. спрос покупателей сокращается из-за появления новых конкурентов;
  2. спрос покупателей сокращается из-за ликвидации потребителя;
  3. неправильные закупки – или в избыточных количествах, или просто закупки устаревших товаров и пр.

Если говорить о цели ликвидации МТЗ, то заключается эта цель в том, чтобы реализовать нежелательные запасы как можно дороже и с как можно меньшими издержками. Ниже будет представлено несколько подходов решения этой проблемы.

  1. Лишние товарные запасы нужно переместить в то подразделение, которое нуждается в таких запасах. В пределах одного подразделения товар, грубо говоря, является «мертвым», тогда как в другом подразделении он очень востребован. Это должно быть сделано в случае превышения стоимости продукции над теми затратами, которые связаны с ее перемещением между подразделениями;
  2. возврат данных товаров их поставщикам. Этот вариант будет целесообразным, но на это влияет поставщик. К примеру, некоторые из поставщиков без особых сложностей готовы принять обратно товар, тогда как другие поставщики выставляют требования о выплате неустоек и пр., из-за чего возвращать товар попросту невыгодно;
  3. нужно уменьшить на эти товары, чтобы устранить излишки. Это вполне может принести результат, когда у потребителя будет выбор. Потребитель, например, мог купить какой-то товар из того или иного невозобновляемого МТЗ в том случае, если его цена является более низкой, в отличие от такого же товара в номенклатуре;
  4. премировать продавцов за реализацию данных излишков;
  5. сообщить тем или иным поставщикам о том, что субъект хозяйствования обладает излишками. Некоторые из дистрибьюторов размещают объявления в изданиях с указанием предполагаемых к ликвидации товаров. Также и в интернете есть площадки, где размещают списки с такими товарами;
  6. пожертвование тем или иным НКО, которые могут почти вдвое сократить излишки МТЗ субъекта хозяйствования;
  7. вывоз товаров, и это – нежелательно. Тем не менее, тут можно высвободить пространство на складе, можно списать себестоимость[35].

Нужно сказать о пятипроцентном допустимом объеме тех или иных неликвидных товаров по их стоимости. В противном случае денежные факторы, платежи попросту могут «съесть» всю прибыль без какой-либо возможности компенсации – неликвидные товары просто отнимают свободное место.

Во многих субъектах хозяйствования ликвидацию таких излишков осуществляют лишь иногда. Компьютерные БД должны предусматривать параметры, чтобы можно было эту номенклатуру оперативно обрабатывать, поскольку это позволяют ускорить принятие тех мер, которые дают возможность избавления от этой номенклатуры.

Таким образом, товарные запасы выступают основными финансовыми вложениями для торговых предприятий, главной проблемой каждодневного контроля, главным источником извлечения прибыли. Типичная проблема предприятий торговли заключается в следующем: многочисленные случаи дефицита продукции при излишках материально-технических запасов и больших затратах по ее закупке, а также по ее транспортировке.

В первой главе были рассмотрены теоретико-методологические аспекты управления запасами материально-технических ресурсов организации. Далее во второй главе работы на основе теории будет проведен анализ управления запасами ресурсов на примере конкретной организации.

2. Анализ эффективности управления запасами ООО ТД «Брикс»

2.1 Общая характеристика предприятия

Торговый дом «Брикс» - это динамично развивающаяся компания, обеспечивающая строительными материалами объектов любого назначения и масштаба.

Продукция полностью сертифицирована и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.

Высококвалифицированные работники и продукция, завоевавшая доверие у потребителей, все это — составляющие успешной работы предприятия на протяжении многих лет.

Торговый дом «Брикс» всегда открыт для новых партнерских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с различными организациями.

Организационная структура компании представлена на рисунке4.

Рис.4.Организационная структура компании

Основной целью своей деятельности, являясь коммерческой организацией, компания «ТД Брикс» считает извлечение прибыли.


2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности

Для более полной характеристики деятельности ООО«ТД Брикс» необходимо рассмотреть основные экономические показатели за 2017-2019 гг. (таблица 1).

Таблица 1

Основные экономические показатели ООО«ТД Брикс»
за 2017-2019 гг.

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение, (±)

Темп роста, %

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к
2017 г.

2019 г. к
2017 г.

Выручка, тыс. руб.

39205

41304

43780

4575

111,67

Среднесписочная численность работников, чел.

94

96

102

8

108,51

Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб./человек

417,1

430,3

429,2

12,1

102,90

Фонд оплаты труда, тысяч рублей

34210

34850

35420

1210

103,54

Среднегодовой уровень оплаты труда (1 работающего), тыс. руб./чел.

363,9

363,0

347,3

-16,6

95,44

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

4510

4805

4805

295

106,54

Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб.

8648

9083

11435

2787

132,23

Фондоотдача, %

69,191

69,383

72,458

3,267

104,72

Фондоемкость

0,0145

0,0144

0,0138

-0,0007

95,17

Себестоимость, тыс. руб.

29500

31149

32657

3157

110,70

Продолжение таблицы 1

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение, (±)

Темп роста, %

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к
2017 г.

2019 г. к
2017 г.

Сумма реализованных услуг, тыс. руб.

27877,5

29124,3

30664,9

2787,4

110,00

Затраты на 1 руб. реализованных услуг, руб.

0,945

0,935

0,939

-0,006

99,37

Прибыль от продаж

9705

10155

11123

1418

114,61

Прибыль до налогообложения

9705

10155

11123

1418

114,61

Чистая прибыль

7764

8124

8898,4

1134,4

114,61

Рентабельность продаж, %

19,80

19,67

20,33

0,53

102,68


Изменение (±) = 2019 г. – 2017 г. = 4575

Темп роста, % = 43780 : 39205 х 100 = 111,7

Сведения из таблицы 1 указывают на то, что в ООО «ТД Брикс» в анализируемом периоде времени повышаются ключевые технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности. Так, показатель выручки в 2019 году в сравнении с 2018 годом повысилась на 2476 тысяч рублей, либо же на 6,0%. При этом отмечено изменение среднесписочной численности сотрудников предприятия на 6 человек. Растет среднегодовая выработка на одного работающего: в 2019 году на 147,6 в сравнении с прошлым годом, в 2018 году – на 209,9 в сравнении с 2017 г. Рост указанных показателей – это положительный момент в деятельности предприятия.

Также был отмечен рост фондоотдачи – на 3,075 в 2019 году, если сравнивать с 2018 годом и на 0,193 в 2018 году, если сравнивать с 2019 годом. Этот показатель отражает более активное использование основных фондов предприятия. Подтверждение этому – снижается фондоемкость: в 2019 году на 0,001, если сравнивать с 2018 годом, в 2018 году на 0,0001, если сравнивать с 2017 годом.

Несмотря на увеличение выручки от реализации продукции наблюдается увеличение себестоимости реализованной продукции. Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. этот показатель вырос на 1508 тыс. руб., в 2018 г. по сравнению с 2017 г. – на 1649 тыс. руб.

При этом, затраты на 1 рубль реализованных услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизились на 0,010 руб. В ООО «ТД Брикс» наблюдается увеличение таких финансовых показателей, как: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и рентабельность продаж.

Порядок поступления, а также реализации материалов в ООО «ТД Брикс» регулируется договорными отношениями между предприятием и контрагентами (поставщиками). Общая схема движения материалов в ООО «ТД Брикс» представлена на рисунке 5.

Поступление материалов и комплектующих

Место хранения материалов и комплектующих

Отправка в производство материалов и комплектующих

Поступление материалов по договору поставки

Товарная накладная

Внутреннее перемещение материалов

Товарно-транспортная накладная

Списание непригодных материалов

Внутреннее перемещение товаров

Акты приемки, списания, порчи и др.

Рис.5.Схема движения материалов в ООО «ТД Брикс»

В процессе организации коммерческая деятельность ООО «ТД Брикс» закупок состоит из таких этапов:

  • изучение, а также разработка прогноза расходования материалов;
  • изучение рынка поставщиков;
  • выбор лучших поставщиков;
  • сотрудничество с ними.