Файл: Заключение договора на торгах (Понятие договора и контракта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этап 4. Заключение контракта.

После определения победителя заключается контракт, основные требования к которому прописаны в статье 34 закона 44-ФЗ. При этом по результатам электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью заказчика и поставщика, по результатам остальных закупок – в бумажной форме. Информация о заключенном контракте в течение трех рабочих дней направляется посредством ЕИС в Казначейство для включения в Реестр контрактов[38].

Условия заключаемого контракта не могут отличаться от тех, которые были установлены в извещении, документации и предложены победителем закупки в его заявке на участие в закупочной процедуре. Цена контракта является твердой и устанавливается на весь срок его исполнения. Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут указываться только в случаях, установленных Правительством Российской Федерации[39].

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, установленных законом. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств по контракту устанавливаются в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[40].

В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты и приемки товара, работы или услуги. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять по общему правилу не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае, если участниками закупки были только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, - не более пятнадцати рабочих дней. Указанные сроки оплаты начали действовать с 1 мая 2017 года. Установление данных ограничений призвано защитить интересы исполнителей по контрактам, так как до регламентации сроков поставщики (исполнители, подрядчики) могли на протяжении нескольких месяцев не получать оплату за поставленные товары и выполненные работы, что отрицательно сказывалось на их платежеспособности и финансовой устойчивости и могло приводить к сокращениям сотрудников и даже банкротству.


При заключении большинства контрактов победитель закупки обязан предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, установленном в законе[41] и указанном заказчиком в извещении и документации. Обеспечение исполнения контракта – это залог, который направлен на добросовестное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.[42] Исполнение контракта может обеспечиваться по выбору участника закупки, с которым заключается контракт, предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Также с целью защиты имущественных интересов заказчика при проведении торговых процедур (конкурса и аукциона) предусмотрен такой механизм, как антидемпинговые меры[43]. Демпингом в рамках закона 44-ФЗ считается снижение участником закупки начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) на 25 и более процентов. Такое снижение не лишает участника закупки права стать победителем, но накладывает на него определенные обязательства, являющиеся для заказчика своеобразной страховкой на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту. При НМЦК более 15 миллионов рублей такая страховка заключается в предоставлении участником, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), при НМЦК 15 миллионов рублей и менее – либо в предоставлении увеличенного размера обеспечения, аналогично случаю с НМЦК более 15 миллионов рублей, либо путем предоставления информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 закона 44-ФЗ.

При неподписании победителем в установленные сроки контракта, непредоставлении им обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей его добросовестность, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта и информация о нем включается в Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП)[44]. РНП также выполняет функцию защиты заказчиков от сомнительных исполнителей путем включения в него информации не только о юридическом лице, но также об учредителях и руководителе уклонившегося от заключения контракта участника. Соответственно, данная организация, а также все организации, в которых учредителями или руководителями являются лица, включенные в РНП, в течение двух лет не смогут участвовать в большинстве государственных и муниципальных закупок, так как практически все заказчики реализуют свое право установления требования об отсутствии информации об участнике в РНП[45].


При проведении торгов (конкурса и аукциона) контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки[46]. При проведении неторговых конкурентных процедур (запроса котировок и запроса предложений) контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола[47].

Также следует отметить, что контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.[48]

Несмотря на то, что законом предусмотрено достаточно много инструментов, призванных оградить заказчика от заключения контрактов с неблагонадежными поставщиками, существуют и различные изобретаемые участниками закупок схемы, которые могут нести большие риски и опасности для заказчиков. Например, весьма распространенной является схема участия в электронных аукционах, основанная на сговоре нескольких участников закупок, - так называемый «таран». Суть его заключается в том, что при проведении аукциона один из участников снижает НМЦК на минимально возможный процент, а следующие участники начинают последовательно снижать цену до уровня, при котором добросовестным участникам становится невыгодно исполнение контракта. Они прекращают участие в аукционе, а вторая часть заявки победителя и других участников, предложивших самые низкие цены, оказываются не соответствующими требованиям документации, в результате чего заказчик их отклоняет. И контракт в итоге заключается с участником, который в самом начале предложил цену с наименьшим снижением. Для защиты от подобных махинаций в законе имеется пункт, предусматривающий, что если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок участника аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям документации, оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет на счет заказчика денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки[49]. Но, учитывая, что данная схема продолжает активно использоваться, можно сделать вывод, что данный механизм защиты является не слишком действенным.


§ 2. Заключение договора в рамках Закона о закупках отдельными видами юридических лиц

Процедура заключения договора в соответствии с законом 223-ФЗ повторяет в целом схему заключения контракта, но в гораздо более упрощенном виде. В отличие от закона 44-ФЗ, заказчики при проведении закупок руководствуются не законом, а самостоятельно составленным Положением о закупке, в котором содержатся порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров[50].

Состав субъектов закупки также значительно у́же и ограничивается заказчиками, комиссиями по осуществлению закупок, участниками закупок и операторами электронных площадок.

На сегодняшний день каких-то особых требований к сотрудникам заказчика, которые занимаются ведением закупочной деятельности в организации, законом не установлено. Как правило, функции закупщиков, особенно в небольших организациях, возлагаются либо на бухгалтера, либо на юриста, так как большинство руководителей считает, что закупки – это очень близкая для данных специалистов сфера, которая не требует особой подготовки и затрат времени. И лишних финансовых средств на отдельную штатную единицу тоже, как правило, не бывает. При этом, если учесть, что даже после прохождения специального обучения сотрудники контрактных служб не отличаются высоким профессионализмом, то можно представить, на каком уровне проводятся закупки сотрудником, для которого они являются по сути хобби. Все это приводит к крайне низкому качеству подготовки и осуществления закупок, о последствиях чего пойдет речь в третьей главе.

Проведение закупочной процедуры в рамках закона 223-ФЗ состоит из следующих этапов.

Этап 1. Включение закупки в план.

План закупки размещается заказчиком в ЕИС на срок не менее одного года[51] в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации[52]. В план закупки не включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну и приравненные к ней. В план могут не включаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, - сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.[53]


Такая возможность, учитывая, что, в отличие от закона 44-ФЗ, для заказчиков по закону 223-ФЗ не установлено каких-либо ограничений для закупок по данному основанию, приводит к тому, что многие заказчики именно так осуществляют большинство закупок, напрямую у единственного поставщика. Такое понятие, как «дробление закупок», на законодательном уровне сегодня отсутствует. Соответственно, доля конкурентных закупок по закону 223-ФЗ в настоящее время крайне мала. При этом закупки по этому закону осуществляются государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов[54], то есть организациями с долей государственного или муниципального участия, а также регулируемыми заказчиками, от себестоимости производства продукции которых напрямую зависит размер нашей квартплаты. Поэтому неэффективное расходование данными организациями фактически не своих собственных, а государственных или общественных денег, является достаточно серьезной проблемой, которой в настоящее время, в отличие от контроля по закону 44-ФЗ, практически не уделяется внимания, хотя объем финансов, обращающихся в сфере действия закона 223-ФЗ, в несколько раз превышает объем средств в рамках закона 44-ФЗ.

Для иллюстрации сказанного приведем несколько диаграмм[55].

Рис. 1.

Распределение контрактов по способам проведения закупки в рамках закона 44-ФЗ (2015 г.)

Как видно из диаграммы, на конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) приходится почти 80% заключенных контрактов, из них больше половины заключено по итогам проведения электронного аукциона, самого прозрачного на сегодня способа закупки.

Рис. 2.

Распределение извещений по способам проведения закупки в рамках закона 223-ФЗ (2015 г.)

Учитывая, что в другие способы закупки входит не только запрос предложений, но и способы закупок, которые под другими названиями (прямая закупка, мелкая закупка, конкурентный лист, простая закупка и т.д.) являются аналогом закупки у единственного поставщика, можно смело предположить, что неконкурентные процедуры составляют не менее 80-90% от всех проводимых закупок. Кроме того, как говорилось в главе 1, часть закупок вообще не размещается в ЕИС, что еще больше увеличивает долю прямых закупок. Соответственно, при закупках по закону 223-ФЗ практически не достигается какой-либо экономии, а в некоторых случаях можно говорить о намеренном завышении цен заключаемых договоров.