Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке..pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы организации процесса и управления товародвижением
1.1 Понятие и сущность товародвижения
1.2 Основные признаки эффективной организации и управления товародвижением на предприятии
2.Анализ организации и управления процессами товародвижения на примере ООО «Виктория»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ ассортимента магазина и товарооборота
2.3. Технологические процессы товародвижения в магазине ООО «Виктория»
3 Пути совершенствования технологического процесса магазина ООО «Виктория»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления товародвижением
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций
Рассматривая структуру баланса необходимо сделать следующий вывод: собственных основных средств у предприятия нет. Активы баланса состоят из оборотных активов, 71,43% которых составляют запасы, дебиторская задолженность составляет 13,64% активов, которая снизилась в сравнении с 2015 годом на 20,55%. Это свидетельствует о том, что магазин улучшил собираемость дебиторской задолженности. Денежные средства в сравнении с 2015 уменьшились на 30,87%. Анализируя пассив баланса видно, что заемный капитал уменьшился на 19,51 %, а краткосрочные кредиты на 41,42%. Предприятие выплачивает взятые ранее кредиты, и не берет новых кредитов. Кредиторская задолженность в сравнении с 2015 годом возросла на 8,84%. Увеличение кредиторской задолженности не влияет отрицательно на общее финансовое состояние предприятия, между тем, необходимо соблюдать график оплаты счетов.Можно сделать вывод, что у предприятия наибольший удельный активов, использование которых в перспективе принесет выгоду, на 71,43% составляют запасы, то есть в большей степени это товар.
Из обязательств компании наибольший удельный вес имеют заемный капитал, который составляет 51,58%. Далее сформируем сводный отчет о финансовых результатах.
Таблица 3
Сводный отчет о финансовых результатах[59]
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
Откл.тыс. Руб. |
Откл. % |
Выручка, тыс. руб. |
10541 |
15340 |
4799 |
145,52 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
8950 |
13129 |
4179 |
146,69 |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. |
1591 |
2211 |
620 |
138,9 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
1440 |
2040 |
600 |
141,6 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
151 |
171 |
20 |
113,2 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
151 |
171 |
20 |
113,2 |
Выручка магазина с 2015 года увеличилась на 45,52% или на 4799 тыс. руб. Себестоимость продаж так же имеет тенденцию к росту на 46,69% или на 4179 тыс. руб. Это связано с повышением закупочных цен на товар.
Возросли и коммерческие расходы, в основном это расходы на рекламу магазина и арендная плата, они возросли на 41,6%. В итоге, чистая прибыль магазина увеличилась на 20 тыс. руб. или на 13,2%.
Прибыль от деятельности используется на возмещение материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений (уплату налогов, оплату труда работникам и т.д.). Оставшаяся чистая прибыль направляется на развитие и расширение предприятия, и другие цели по усмотрению руководства.
Активы магазина возросли за два года на 3400 тыс. руб. Всю сумму активов составляют оборотные средства.
Проведем анализ финансовой устойчивости ООО «Виктория» по следующим направлениям:
–расчет коэффициентов финансовой устойчивости
– анализ динамики и структуры оборотных средств
– анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Для оценки финансовой устойчивости следует рассчитать следующие коэффициенты:
-коэффициент автономии, который характеризует независимость финансового состояния от заемных средств:
КA = М / ∑И, (1)
где М – собственные средства
∑ И – общая сумма источников.
Минимальное значение коэффициента принимается на уровне 0,6.
За 2015 год КA = 1401 / 3580 = 0,391
За 2016 год КA = 1646 / 3400 = 0,484
Рост значения коэффициента свидетельствует о полной финансовой независимости магазина.
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение заемных и собственных средств:
КУ = М / (К + З) (2)
где М – собственные средства
З – заемные средства
К – кредиторская задолженность и другие пассивы.
За 2015 год КУ = 1401 / 2179 = 0,643
За 2016 год КУ = 1646 / 1754 = 0,938.
Коэффициент финансовой устойчивости повысился на 0,295 единиц, это говорит об увеличении части актива, которая финансируется за счет устойчивых источников, то есть тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время.
Проанализируем рыночную устойчивость магазина в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты рыночной устойчивости магазина[60]
Показатель |
2015 |
2016 |
Уровень чистого оборотного капитала |
0,391 |
0,484 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами |
0,612 |
0,675 |
Собственные оборотные средства составляют более 48,4% в структуре имущества. Это довольно хороший показатель для магазина. Уровень чистого оборотного капитала увеличился в сравнении с 2015 годом.
Для более подробного анализа финансового состояния магазина рассчитаем основные показатели рентабельности предприятия
Таблица 5
Расчет показателей рентабельности магазина[61]
Показатель |
2015 |
2016 |
Изменение |
Рентабельность реализованной продукции (рентабельность издержек) |
1,453 |
1,127 |
-0,326 |
Рентабельность производства |
6,594 |
7,011 |
0,417 |
Рентабельность активов (общая рентабельность) |
4,218 |
5,029 |
0,811 |
Рентабельность собственного капитала |
10,778 |
10,889 |
0,111 |
Рентабельность продаж |
1,433 |
1,515 |
0,082 |
Практически все показатели рентабельности, исключая рентабельность издержек, которая снизилась на 0,326 %, имеют тенденцию к увеличению, следовательно, можно сделать заключение об эффективной работе магазина.
В процессе анализа экономических показателей деятельности предприятия выявлено: выручка магазина с 2015 года увеличилась на 45,52% или на 4799 тыс. руб. Себестоимость продаж так же имеет тенденцию к росту на 35,51% или на 4179 тыс. руб. Это связано с повышением закупочных цен на товар.
Возросли и коммерческие расходы, в основном это расходы на рекламу магазина и арендная плата, так помещение и основные средства предприятия арендованы, они возросли на 41,6%.
В итоге, чистая прибыль магазина увеличилась на 20 тыс. руб. или на 13,2%. Все показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению, следовательно, можно заключить, что магазин имеет устойчивое финансовое положение.
2.2. Анализ ассортимента магазина и товарооборота
Ассортиментная политика ООО «Виктория» основана на анализе покупательского спроса на товары. В конце каждого месяца заведующие отделами совместно с товароведом и директором магазина отслеживают по количеству и наименованию проданные продукты с целью выявления наиболее продаваемых товаров[62].
Руководители магазина регулярно сравнивают информацию о финансовых результатах, как изменяется прибыль, если сократить, или увеличить товарную линейку.
Для оптимально составленного ассортимента товаров большое значение имеет учет месторасположения магазина. ООО «Виктория» расположен в густонаселенном районе, основными покупателями магазина являются семейные люди, создался круг постоянных покупателей, живущих не далеко, много покупок совершают для детей – сладости и кондитерские изделия, то есть при анализе ассортимента товаров используется социально-демографический фактор[63].
Большое удобство для анализа приносит современные электронные ценники, то есть существует возможность проследить в течении времени за наиболее продаваемым товаром, составить некую статистику.
Анализ проданных товаров с целью выявления проводится по группам товаров:
Таблица 6
Динамика продаж ассортимента товаров[64]
Товары и товарные группы |
2015 |
2016 |
Отклонение |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
|
Бакалея в т. ч: |
1835 |
17,4 |
2835 |
18,48 |
1001 |
Макаронные изделия |
1726 |
6,88 |
1825 |
5,37 |
99 |
Крупы |
863 |
8,18 |
925 |
6,02 |
62 |
Чай, кофе |
28 |
0,26 |
30 |
0,19 |
2 |
Пряности |
0,8 |
0,03 |
1,5 |
0,09 |
0,7 |
Сахар, мука |
1125 |
10,67 |
1953 |
12,07 |
828 |
Безалкогольная продукция в т. ч. |
136 |
1,29 |
145 |
1,21 |
9 |
Соки, воды |
192 |
1,82 |
181 |
1,18 |
29 |
Кока-кола |
156 |
1,48 |
136 |
0,88 |
-20 |
Алкогольная продукция в т. ч. |
2986 |
18,32 |
2861 |
17,99 |
-125 |
Пиво |
1426 |
13,52 |
1526 |
12,64 |
-346 |
Водка |
1562 |
14,81 |
1126 |
7,34 |
-100 |
Вино |
327 |
3,10 |
326 |
2,12 |
-1 |
Кондитерские изделия |
725 |
6,87 |
925 |
6,02 |
200 |
Хлебобулочная продукция |
896 |
8,5 |
945 |
6,16 |
49 |
Молочная продукция |
1859 |
17,63 |
3387 |
22,07 |
1528 |
Колбасная продукция |
2869 |
27,21 |
4374 |
28,51 |
1505 |
Консервация, в т. ч. |
186 |
1,76 |
256 |
1,66 |
70 |
Рыбные и мясные консервы |
165 |
1,56 |
180 |
1,17 |
15 |
Плодоовощная консервация |
16 |
0,15 |
21 |
0,13 |
5 |
Замороженные продукты, в т. ч. |
289 |
2,74 |
325 |
2,12 |
36 |
Морепродукты |
178 |
1,69 |
186 |
1,21 |
8 |
Продолжение табл.6
Товары и товарные группы |
2015 |
2016 |
Отклонение |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
|
Полуфабрикаты замороженные |
189 |
0,79 |
256 |
1,67 |
67 |
Овощи, фрукты |
726 |
6,88 |
896 |
5,84 |
170 |
Яйцо |
593 |
5,63 |
698 |
4,55 |
105 |
Детское питание |
1642 |
15,57 |
1745 |
11,38 |
103 |
Прочие продовольственные товары |
589 |
15,57 |
569 |
3,71 |
-20 |
Сопутствующие непродовольственные товары |
786 |
7,45 |
869 |
5,66 |
83 |
Итого выручка |
10541 |
100 |
15340 |
100 |
4799 |
Проанализируем реализацию товаров ООО «Виктория» по категориям продуктов в 2015-2016 гг.
Рисунок 2 - Доля групп товаров в общем товарообороте предприятия [65]
Данный анализ сделан по объему реализации товаров в стоимостном выражении. Видно, что наибольший удельный вес проданных товаров в 2015 году составляют колбасные изделия – 27,21%, а в 2016 году 28,51%, далее идут алкоголь 18,32% в 2015 году, а в 2016 году -17,99 Видно, что группы наиболее продаваемой продукции варьируются в процентном отношении.
Но это не значит, что при следующей заявке приоритет будет отдан колбасным изделиям, анализируются в группах товаров и цены и марки и производитель.
В магазине ООО «Виктория» представлен товар более 3590 наименований, например, только хлебобулочных изделий более 22 наименований, колбасных более 29 наименований, причем разных производителей и с довольно большим разбегом цен. Наиболее ходовые и прибыльные позиции присутствуют на полках всегда[66].
Большим плюсом является то, что в данном магазине есть практически «фирменный» товар. Предприятие заключило договор на прямую поставку молочных изделий с местными фермерами. Постоянные покупатели всегда имеют возможность приобрести свежие молочные и кисломолочные продукты, творог, сыр, масло на развес – практически домашнего производства, а цены ниже, чем в других магазинах. Поэтому по объему продаж в количественном измерении данная продукция занимает, намного лучшие позиции, чем в денежном выражении, но необходимо заметить, что постоянные покупатели, приходя за молочными изделиями, делают покупки и других товаров. Вместе с этим, имеют место и виды молочной продукции, которые практически не покупаются[67]. Данная продукция есть и в колбасных изделиях, особенно это касается дорогих сырокопченых колбас.
Аналогичные договора заключены и с поставщиками кондитерских изделий, в магазине продается более 36 видов пирожных, тортов и печенья от производителя, минуя посредника. В магазине, практически нет ни одного вида товара в единственном наименовании, то есть каждого вида товаров представлено не менее 10 наименований разнообразных как по производителям, так и по ценам. За этим постоянно следят товаровед и зав. отделами.
Проведем АВС анализ за квартал. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступают доля товарной группы в общем товарообороте магазина.