Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке..pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы организации процесса и управления товародвижением
1.1 Понятие и сущность товародвижения
1.2 Основные признаки эффективной организации и управления товародвижением на предприятии
2.Анализ организации и управления процессами товародвижения на примере ООО «Виктория»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ ассортимента магазина и товарооборота
2.3. Технологические процессы товародвижения в магазине ООО «Виктория»
3 Пути совершенствования технологического процесса магазина ООО «Виктория»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления товародвижением
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций
Таблица 7
Результаты АВС анализа[68]
Товарная группа |
Доля товарооборота в порядке убывания |
Доля в товарообороте накопительным итогом % |
Группа |
Колбасные изделия |
26,4 |
26,4 |
А |
Молочная продукция |
23,6 |
50,0 |
А |
Алкогольная продукция |
15,2 |
65,2 |
А |
Хлебобулочные изделия |
10,1 |
75,3 |
В |
Крупы, макароны |
9,8 |
85,0 |
В |
Фрукты, овощи |
9,7 |
5,0 |
В |
Кондитерские изделия |
7,2 |
100 |
С |
Соки, воды |
7,8 |
92,8 |
С |
Консервация |
2,5 |
15,0 |
С |
Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в таблице.
Таблица 8
Результаты XYZ-анализа[69]
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания. % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом |
Группа |
|
Колбасные изделия |
27,5 |
27,5 |
Х |
|
Алкогольная продукция |
22,5 |
50,0 |
Х |
|
Молочная продукция |
14,2 |
64,2 |
Y |
|
Хлебобулочные изделия |
11,0 |
75,2 |
Y |
Продолжение табл.8
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания. % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом |
Группа |
Крупы, макароны |
9,8 |
85,0 |
Y |
Фрукты, овощи |
7,6 |
92,6 |
Z |
Кондитерские изделия |
7,4 |
100 |
Z |
Консервация |
3,5 |
45,0 |
Z |
Совмещенный анализ (ABC- и XYZ). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице.
Таблица 9
Совмещение результатов ABC- и XYZ-анализа[70]
АХ Мясо, колбасы |
AY Молочная продукция |
AZ Соки, воды |
ВХ Алкогольная продукция |
BY Хлебобулочные изделия |
BZ Фрукты, овощи |
СХ Кондитерские изделия |
CY Крупы, макароны |
CZ Консервация |
Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.
Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина. BY, CY –категории, на которую необходимо обратить внимание, товары важные, но с абсолютно не стабильными продажами[71].
К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BZ и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.
Проанализируем ассортимент молочной продукции магазина. Применим методы ABC- и XYZ-анализа
Анализировать товарный ассортимент мы будем на примере питьевых молочных товаров.
1. Рассчитываем годовой объем продаж и вычисляем долю прибыли каждого товара.
Таблица 10
АВС -анализ[72]
Наименование товара |
Стоимость 1 л., руб |
Годовой объем продаж, шт. |
Годовой объем продаж (доход), руб. |
Годовой объем продаж, % |
Годовой объем продаж с нарастающим итогом |
1. Молоко свежее |
65 |
5500 |
357500 |
42,0 |
42,0 |
2.Молоко топленое |
80 |
745 |
59583 |
29,0 |
71,0 |
3.Фруктовый молочный коктейль |
95 |
179 |
17024 |
8,0 |
79,0 |
4. Кефир |
90 |
2743 |
243845 |
7,0 |
86,0 |
5.Ряженка |
100 |
340 |
34048 |
4,0 |
90,0 |
6.Сливки |
130 |
196 |
25536 |
3,0 |
93,0 |
7.Йогурт |
115 |
592 |
68095 |
3,0 |
95,0 |
8.Сыворотка |
45 |
567 |
25536 |
2,0 |
98,0 |
9.Закваска молочная |
130 |
65 |
8512 |
1,0 |
99,0 |
10.Айран |
120 |
71 |
8512 |
1,0 |
100,0 |
Итого |
50000 |
851190 |
100 |
2.Разбиваем товары на 3 категории в соответствии с классической методикой.
Таблица 11
Классификация по категориям[73]
Категория |
Разновидность товара |
Количественная доля |
Стоимостная доля, % |
А |
Молоко, кефир |
20 |
71,0 |
В |
Молоко топленое, ряженка, йогурт |
30 |
19,0 |
С |
Фруктовый молочный коктейль, сливки, сыворотка, закваска молочная, айран |
50 |
10,0 |
Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы[74].
Анализ будем проводить за год.
Таблица 12
Сводная таблица[75]
Наименование товара |
Продано за год, руб. |
Среднее значение |
Значение подкоренного значения |
% |
1. Молоко свежее, |
357500 |
89375 |
2895833 |
1,9% |
2.Молоко топленое |
59583 |
14896 |
19477439 |
29,6% |
3.Фруктовый молочный коктейль |
17024 |
4256 |
2912811 |
40,1% |
4. Кефир |
246845 |
61711 |
7460173 |
4,4% |
5.Ряженка |
34048 |
8512 |
2795659 |
19,6% |
6.Сливки |
25536 |
6384 |
83424 |
4,5% |
7.Йогурт |
68092 |
17024 |
32542256 |
33,5% |
8.Сыворотка |
25536 |
6384 |
7327091 |
42,4% |
9.Закваска молочная |
8512 |
2128 |
9789 |
4,6% |
10.Айран |
8512 |
2128 |
1305589 |
53,7% |
Итого |
851191 |
В результате двойного анализа (АВС + ХУZ) можно создать матрицу, в которой каждый товар будет включен в одну из 9 групп.
Таблица 13
Совмещение результатов[76]
Категория |
X |
Y |
Z |
А |
Молоко свежее Кефир |
- |
- |
В |
- |
Ряженка |
Молоко топленое. Йогурт |
С |
Сливки Закваска молочная |
- |
Фруктовый молочный коктейль Сыворотка Айран |
Свежее молоко и кефир - наиболее стабильные и выгодные товары.
Они востребованы, а потому постоянно должны быть в наличии. При этом запасаться ими не следует, так как их расход отлично прогнозируется. Ряженка приносит магазину хорошую выручку, но при этом продается недостаточно стабильно. Чтобы обеспечить ее постоянное наличие, необходимо чтобы продукт закупался с запасом и всегда присутствовал на складе. Выручка магазина от топленого молока и йогурта довольно ощутима и позволяет отнести эти товары к категории «В».
На основании вышесказанного, сделаем вывод: ассортиментная политика ООО «Виктория» основана на анализе покупательского спроса на товары. В магазине ООО «Виктория» представлен товар более 3590 наименований, например, только хлебобулочных изделий более 22 наименований, колбасных более 29 наименований, причем разных производителей и с довольно большим разбегом цен. Наиболее ходовые и прибыльные позиции присутствуют на полках всегда.
При формировании ассортимента проводится АВС анализ, выявляются товары, пользующиеся наибольшим спросом, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина. В магазине ООО «Виктория» это колбасные изделия, молочная продукция, алкогольная продукция, а так же хлебобулочные изделия и бакалея (макароны, крупы и сахар).
АВС и XYZ анализ молочных товаров показал, что прибыль от сливок и молочной закваски невелика. Зато этими продуктами можно не запасаться, так как спрос на них стабилен, и закупать можно ровно столько, сколько потребляют клиенты.
2.3. Технологические процессы товародвижения в магазине ООО «Виктория»
Товародвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает: формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья и доставку в торговую сеть. Товародвижение включает образование товарных запасов, имеющих прямое отношение к реализации товаров. Постоянно действующие и в заданных размерах товарные запасы позволяют обеспечить стабильность торгового процесса.
Обобщенная схема торгово-технологического процесса магазина представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема торгово-технологического процесса в магазине ООО «Виктория»[77]
Общий обзор результатов работы магазина ООО «Виктория» является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, а также дать возможность непосредственно ознакомиться с особенностями его деятельности.
В магазине ООО «Виктория» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:
- Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;
- Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
- Рекламно-информационная деятельность;
- Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- Организация оказания торговых услуг покупателям[78].
В качестве основных носителей фирменного стиля магазина ООО «Виктория» выступают: вывеска над входом или у входа в магазин; элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки); различные виды витрин; указатели и вывески в помещении магазина; ценники, одежда персонала.
Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину ООО «Виктория» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, без задержки принимаются и разгружаются. Разгрузка осуществляется с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ[79].
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине ООО «Виктория» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
По результатам окончания приемки товаров составляется акт. После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.