Файл: Организация и управление процессами товародвижения  на рынке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

Результаты АВС анализа[68]

Товарная группа

Доля товарооборота в порядке убывания

Доля в товарообороте накопительным итогом %

Группа

Колбасные изделия

26,4

26,4

А

Молочная продукция

23,6

50,0

А

Алкогольная продукция

15,2

65,2

А

Хлебобулочные изделия

10,1

75,3

В

Крупы, макароны

9,8

85,0

В

Фрукты, овощи

9,7

5,0

В

Кондитерские изделия

7,2

100

С

Соки, воды

7,8

92,8

С

Консервация

2,5

15,0

С

Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в таблице.

Таблица 8

Результаты XYZ-анализа[69]

Товарная группа

Доля в валовой прибыли в порядке убывания. %

Доля в валовой прибыли накопительным итогом

Группа

Колбасные изделия

27,5

27,5

Х

Алкогольная продукция

22,5

50,0

Х

Молочная продукция

14,2

64,2

Y

Хлебобулочные изделия

11,0

75,2

Y

Продолжение табл.8

Товарная группа

Доля в валовой прибыли в порядке убывания. %

Доля в валовой прибыли накопительным итогом

Группа

Крупы, макароны

9,8

85,0

Y

Фрукты, овощи

7,6

92,6

Z

Кондитерские изделия

7,4

100

Z

Консервация

3,5

45,0

Z

Совмещенный анализ (ABC- и XYZ). Необходимо совместить результаты ABC- и XYZ-анализа, в результате чего весь ассортимент магазина делится на 9 сегментов исходя из двух критериев — доли товарной группы в товарообороте магазина и доли товарной группы в прибыли магазина. Результаты совмещенного анализа представлены в таблице.

Таблица 9

Совмещение результатов ABC- и XYZ-анализа[70]


АХ

Мясо, колбасы

AY

Молочная продукция

AZ

Соки, воды

ВХ

Алкогольная продукция

BY

Хлебобулочные изделия

BZ

Фрукты, овощи

СХ

Кондитерские изделия

CY

Крупы, макароны

CZ

Консервация

Проведенный анализ позволил выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для магазина группы товаров.

Так, наиболее выгодными для магазина товарными группами являются АХ, ВХ, AY - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина. BY, CY –категории, на которую необходимо обратить внимание, товары важные, но с абсолютно не стабильными продажами[71].

К числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BZ и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.

Проанализируем ассортимент молочной продукции магазина. Применим методы ABC- и XYZ-анализа

Анализировать товарный ассортимент мы будем на примере питьевых молочных товаров.

1.  Рассчитываем годовой объем продаж и вычисляем долю прибыли каждого товара.

Таблица 10

АВС -анализ[72]

Наименование товара

Стоимость 1 л., руб

Годовой объем продаж, шт.

Годовой объем продаж (доход), руб.

Годовой объем продаж, %

Годовой объем продаж с нарастающим итогом

1. Молоко свежее

65

5500

357500

42,0

42,0

2.Молоко топленое

80

745

59583

29,0

71,0

3.Фруктовый молочный коктейль

95

179

17024

8,0

79,0

4. Кефир

90

2743

243845

7,0

86,0

5.Ряженка

100

340

34048

4,0

90,0

6.Сливки

130

196

25536

3,0

93,0

7.Йогурт

115

592

68095

3,0

95,0

8.Сыворотка

45

567

25536

2,0

98,0

9.Закваска молочная

130

65

8512

1,0

99,0

10.Айран

120

71

8512

1,0

100,0

Итого

50000

851190

100


2.Разбиваем товары на 3 категории в соответствии с классической методикой.

Таблица 11

Классификация по категориям[73]

Категория

Разновидность товара

Количественная доля

Стоимостная доля, %

А

Молоко, кефир

20

71,0

В

Молоко топленое, ряженка, йогурт

30

19,0

С

Фруктовый молочный коктейль, сливки, сыворотка, закваска молочная, айран

50

10,0

Проведение XYZ-анализа предоставляет четкую картину спроса на каждую товарную позицию. С его помощью можно выявить наиболее популярные товары и товары, которые по каким-то причинам не востребованы постоянно. Результаты XYZ-анализа позволяют оптимизировать складские запасы[74].

Анализ будем проводить за год.

Таблица 12

Сводная таблица[75]

Наименование товара

Продано за год, руб.

Среднее значение

Значение подкоренного значения

%

1. Молоко свежее,

357500

89375

2895833

1,9%

2.Молоко топленое

59583

14896

19477439

29,6%

3.Фруктовый молочный коктейль

17024

4256

2912811

40,1%

4. Кефир

246845

61711

7460173

4,4%

5.Ряженка

34048

8512

2795659

19,6%

6.Сливки

25536

6384

83424

4,5%

7.Йогурт

68092

17024

32542256

33,5%

8.Сыворотка

25536

6384

7327091

42,4%

9.Закваска молочная

8512

2128

9789

4,6%

10.Айран

8512

2128

1305589

53,7%

Итого

851191

В результате двойного анализа (АВС + ХУZ) можно создать матрицу, в которой каждый товар будет включен в одну из 9 групп.

Таблица 13

Совмещение результатов[76]

Категория

X

Y

Z

А

Молоко свежее

Кефир

-

-

В

-

Ряженка

Молоко топленое. Йогурт

С

Сливки

Закваска молочная

-

Фруктовый молочный коктейль

Сыворотка

Айран


Свежее молоко и кефир - наиболее стабильные и выгодные товары. 

Они востребованы, а потому постоянно должны быть в наличии. При этом запасаться ими не следует, так как их расход отлично прогнозируется. Ряженка приносит магазину хорошую выручку, но при этом продается недостаточно стабильно. Чтобы обеспечить ее постоянное наличие, необходимо чтобы продукт закупался с запасом и всегда присутствовал на складе. Выручка магазина от топленого молока и йогурта довольно ощутима и позволяет отнести эти товары к категории «В». 

На основании вышесказанного, сделаем вывод: ассортиментная политика ООО «Виктория» основана на анализе покупательского спроса на товары. В магазине ООО «Виктория» представлен товар более 3590 наименований, например, только хлебобулочных изделий более 22 наименований, колбасных более 29 наименований, причем разных производителей и с довольно большим разбегом цен. Наиболее ходовые и прибыльные позиции присутствуют на полках всегда.

При формировании ассортимента проводится АВС анализ, выявляются товары, пользующиеся наибольшим спросом, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли магазина. В магазине ООО «Виктория» это колбасные изделия, молочная продукция, алкогольная продукция, а так же хлебобулочные изделия и бакалея (макароны, крупы и сахар).

АВС и XYZ анализ молочных товаров показал, что прибыль от сливок и молочной закваски невелика. Зато этими продуктами можно не запасаться, так как спрос на них стабилен, и закупать можно ровно столько, сколько потребляют клиенты.

2.3. Технологические процессы товародвижения в магазине ООО «Виктория»

Товародвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает: формирование партий товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья и доставку в торговую сеть. Товародвижение включает образование товарных запасов, имеющих прямое отношение к реализации товаров. Постоянно действующие и в заданных размерах товарные запасы позволяют обеспечить стабильность торгового процесса.

Обобщенная схема торгово-технологического процесса магазина представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема торгово-технологического процесса в магазине ООО «Виктория»[77]


Общий обзор результатов работы магазина ООО «Виктория» является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, а также дать возможность непосредственно ознакомиться с особенностями его деятельности.

В магазине ООО «Виктория» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:

  • Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;
  • Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
  • Рекламно-информационная деятельность;
  • Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
  • Организация оказания торговых услуг покупателям[78].

В качестве основных носителей фирменного стиля магазина ООО «Виктория» выступают: вывеска над входом или у входа в магазин; элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки); различные виды витрин; указатели и вывески в помещении магазина; ценники, одежда персонала.

Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину ООО «Виктория» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.

Транспортные средства, доставившие товары в магазин, без задержки принимаются и разгружаются. Разгрузка осуществляется с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ[79].

Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине ООО «Виктория» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

По результатам окончания приемки товаров составляется акт. После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.