Файл: Организация и управление процессами товародвижения  на рынке..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

Таблица 14

Температурные режимы хранения по группам товаров, применяемые в магазине ООО «Виктория»[80]

Термическое состояние товаров

Диапазон температуры, 0С

Группы товаров

Замороженные

-10..-12

Мясо, рыба, масло сливочное; животные жиры, замороженные яичные продукты

-18..-20

Мясо, рыба, плоды и овощи, масло сливочное; животные жиры, яичные продукты, мороженное

-23..-25

Мясо, рыба, плоды и овощи

-28..-30

Мясо, рыба, плоды и овощи

Переохлажденные

-2..-5

Соленая рыба, сырокопченые колбасы, животные жиры, отдельные холодоустойчивые виды и сорта плодов и овощей, варено-копченые колбасы, маргарин

Продолжение табл.14

Термическое состояние товаров

Диапазон температуры, 0С

Группы товаров

Охлажденные

-1...+1

Отдельные виды и сорта плодов и овощей, квашеные овощи и яйца

0...+4

Молочные товары охлажденные мясо и рыба

0...+6

Торты и пирожные с кремом и фруктовой отделкой

Умеренные

Не выше

+10…+12

Напитки алкогольные и безалкогольные, кроме водки, (пиво ниже 20С)

Широкого диапазона температур

-30…+30

Хлебобулочные изделия, сухие бакалейные товары (мука, крупа, сахар, макаронные, сахарные изделия), спирт, водка (не ниже температуры замерзания)

Широкого диапазона положительных температур

0…+25

Консервы, вино, ликеро-наливочные изделия, варенье, джемы, повидло

0…+18

Растительные масла, большинство кондитерских изделий

Таблица 15

Влажностные режимы хранения по группам товаров, применяемые в магазине ООО «Виктория»[81]


Группировка товаров по влажности

Диапазон ООВ,%

Группа товаров

Сухие

Не выше 65

Бакалейные товары, мука, крупа, соль, сахар, макаронные изделия, пряности сухофрукты

Умеренные

70-75

Кондитерские товары, вина, кофе, чай (не более 70%)

75-80

Фрукто-ягодные изделия, масло сливочное, маргарин

Не выше 75

Маргарин

Влажные

80-85

Молочные товары, мясо, рыба, тыквенные овощи, лук, чнснок, ликероналивочные изделия, вина, яйца и яйцепродукты

Повышенной влажности

90-95

Большинство видов плодов и овощей, замороженные плоды, овощи, мясо, рыба, квашеные овощи

При хранение товара на предприятие соблюдается санитарный режим: борьба с грызунами и другими вредителями, вентиляция, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов. Остальную продукцию (молоко, мясные продукты, колбасу, кисломолочные продукты, кондитерские изделия др.) заказывают в небольших количествах, поэтому они хранятся в холодильном оборудовании, которое находится в торговом зале и сразу реализуется.

Реализация товара в магазине ООО «Виктория» происходит как по принципу самообслуживания, так и с помощью продавцов. Штучный и фасованный товар, покупатель выбирает сам, а при возникновении что-либо взвесить -обслуживает продавец за прилавком (колбасные изделия, мясные товары, сыры, торы). Представим схему магазина на рисунке 4.

Подсобные помещения

хлеб конд. изделия мясо, колбасные изделия

фрукты, овощи бакалея .

консервация

замороженные продукты, морепродукты пиво напитки

бакалея

Сопутствующие

товары

алкоголь

молочные продукты. Гастроном.

о

охрана ккассы вход/выход

терминал, банкомат

место для колясок вход

Рисунок 4- Схема магазина[82]

Как видно из рисунка «золотой треугольник» занимает незначительную площадь, и не охватывает большую часть продаваемого товара, он охватывает лишь часть гастрономических товаров, бакалеи (крупы, макаронные изделия, сахар).

Первая область, которая выделяется непосредственно внутри магазина, - это входная зона. Эта, казалось бы, небольшая площадь, которую проходит покупатель до того, как попадает непосредственно в торговый зал супермаркета, очень важна. Ведь каждый посетитель торгового предприятия, даже если он проведет в магазине всего несколько минут, не сможет пройти мимо рекламных материалов, расположенных непосредственно у входа. Поэтому каждый сантиметр этого пространства ценится дорого, - плакаты и наклейки располагаются и на дверях, и на стенах. Это пространство дает производителям последнюю возможность напомнить о своей продукции до того, как перед взором покупателя предстанет множество однотипных товаров, и довести до его сведения информацию о проводимых рекламных акциях. В настоящее время в магазине ООО «Виктория» можно выделить следующие наиболее распространенные рекламные указатели: шелфбанеры, вобблеры, наклейки, вымпелы, напольные указатели.[83]


Преимущества шелфбанеров в том, что они расположены в непосредственной близости от рекламируемого продукта, происходит выделение границ ассортиментного ряда на нескольких полках (рис.5).

Рисунок 5 –Вобблер[84]

Вобблер – это рекламный носитель с «ножкой», при помощи которой он приклеивается на двухсторонний скотч к любому месту рекламы товара (рис.6).

Рисунок 6 – Напольный указатель

Собственно торговый зал магазина ООО «Виктория» делится на три зоны, которые можно условно назвать областями «адаптации», «покупки» и «возвращения».

Проанализируем подробнее выкладку товара ООО «Виктория» (рис.7).

Рисунок 7 – Выкладка товаров в первой зоне магазина[85]

В первой полосе, покупатель пребывает в некотором шоке. Несмотря на то, что он уже прошел через входную зону, наполненную рекламными материалами, он все еще плохо готов к процессу покупок, не может совершать долгий выбор, размышлять о преимуществах тех или иных товаров. Поэтому в первой зоне довольно сложно стимулировать покупательское желание посетителя магазина, здесь не размещены товары, которые потребитель предположительно должен захотеть приобрести непосредственно в магазине.

За зоной с напитками и соками располагается зона фруктов и овощей и кондитерский отдел.

В кондитерском отделе обслуживание производится через прилавок, где взвешивают торты, конфеты, печенье. Рядом с кондитерским отделом расположен отдел мяса и колбасных изделий, сыров, где так же производится обслуживание покупателей через прилавок. Покупателю взвешивают выбранный товар, приклеивают ценник с маркировкой, далее он на кассе вместе с другим выбранным товаром оплачивает покупку[86].

Выбранные покупателями фрукты и овощи так же взвешиваются продавцом за прилавком.

С правой стороны, на уровне зоны, кондитерских изделий, находится зона продажи хлебобулочных изделий. Данный товар является товаром повседневного спроса, аналогично молочным товарам, которые наряду с колбасными изделиями и алкоголем, приносят значительный процент выручки магазину[87].

Наконец, в последней зоне магазина ООО «Виктория» размещаются товары импульсного спроса, недорогие продукты, покупка которых не связана с финансовым риском. Здесь покупатель уже настолько расслаблен, что готов купить очень многое, о покупке чего он даже не помышлял. Но, так как при подходе к кассе он начинает размышлять о том, сколько денег придется потратить, то товары, которые он готов покупать, не должны отпугивать его высокой ценой. Это отделы алкогольных и безалкогольных напитков. Здесь при расположении товаров не всегда учитывается принцип совместимости, покупка одних товаров должна стимулировать покупку других (так не связаны, например, сахар и чай, соусы и специи с гастрономией и т.д.)[88].


В прикассовой зоне магазина ООО «Виктория» размещены мобильные стеллажи с продукцией разного типа. Мобильные стеллажи как дополнительное место продаж выполняют, главным образом, дублирующую функцию на случай, если на основном стеллаже покупатель не заметил товар, либо обратил на него недостаточно внимания. Кроме того, мобильные стеллажи призваны усиливать вероятность импульсной покупки. В связи с этим определяются наиболее оптимальные места расположения данных конструкций - в прикассовой зоне, в начале торговых линий - в зоне повышенного внимания покупателя или рядом с сопутствующими товарами. Данные конструкции компактные и располагаться в относительно свободном месте, чтобы не затруднять движение покупателей.

Относительно правил выкладки товаров ООО «Виктория» можно выделить две тенденции: магазин использует и вертикальную и горизонтальную выкладку товаров.

Наиболее покупаемыми являются товары, расположенные на уровне глаз покупателя до третьей пуговицы рубашки (это, как правило, две-три самые «горячие» полки, перемещение товаров с которых чревато для дистрибьютора потерями от 40 до 70% продаж). Кроме того, большое значение для принятия решения о том, на какой полке расположить продукцию имеет объем ее упаковки. В магазине ООО «Виктория» на нижних полках размещены более крупные товары (большие коробки или бутыли с водой, пивом), на верхних более мелкие товары. Но есть и исключения. На стеллажах соков напитки в стеклянной таре расположены на самом верху. Это приносит неудобства покупателям, есть большая вероятность разбить бутыль при снятии с полки. Так же высоко расположено и детское питание[89].

Вертикально-блочная выкладка товаров используется в магазине ООО «Виктория» при выкладке соков в пакетах, чая, растительного масла, консервированные продукты (зеленый горошек, кукуруза, томатная паста и соус)[90].

Для горизонтального расположения товаров важную роль играет известность и реализация бренда. Самой выгодной позицией являются первые по ходу движения места. Кроме того, в боковых частях стеллажей расположены привлекательные для потребителя марки товаров более знаменитых производителей, это может заставить его подойти к полке и изменить ход движения. В этом случае раскрученное имя одного товара играют на руку и товарам менее популярных марок, наступает так называемый эффект «заимствования популярности». Горизонтальную выкладку используют в магазине ООО «Виктория» при выкладке рыбных консервов, мясных, детского питания. Данный принцип использован и в отделе безалкогольных напитков при продаже лимонадов, Кока-колы и т. д.


Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей[91].

В магазине ООО «Виктория» обслуживание покупателей ведется двумя способами – по системе самообслуживания и через прилавок. Сочетание двух данных методов обеспечивает увеличение товарооборота магазина.

Рассмотрим поэтапно данные методы, применяемые в магазине.

В магазине ООО «Виктория» в части самообслуживания рационально используются торговые площади благодаря гибкому соотношению торговых и складских помещений. Если в обычном магазине витрины с товаром располагается лишь по периметру, то в магазине ООО «Виктория» все площади вместе с кассовой зоной используются для представления товара.

Рассчитав коэффициент установочной площади магазина, который показывает отношение установочной площади к площади торгового зала можно определить эффективность использования торговых площадей магазина:

Kyп = S т.об/ S тз, (3)

Где S т. об – установочная площадь;

S т.тз. – общая площадь торгового зала.

K yп = 155 / 486 = 0,32.

Анализ соответствия коэффициентов установочной и экспозиционной площади рекомендуемым значениям приведен в таблице.

Таблица 16

Коэффициент установочной площади[92]

Показатели

Значения

Коэффициент установочной площади для магазина магазинов  продовольственных товаров  (рекомендуемое значение)

0,25-0,35

Коэффициент установочной площади (фактическое значение)

0,32

Отклонение

0

Наиболее распространенным типом оборудования являются - горки пристенные и островные. Так же товар разложен на поддонах, в корзинах -фрукты и овощи, в холодильном оборудовании, кассетах, и другом оборудовании. Оптимальное значение данного коэффициента от 0,25 до 0,35.

Для работников магазина администрацией разработаны стандарты обслуживания, с которым каждый работник обязан ознакомиться.

В стандартах обслуживания покупателей магазина большая роль отводится вежливости, внешнему виду продавца, их вниманию к покупателю.

Торговое обслуживание, с одной стороны, это предоставление потребителю услуг; обслуживание, направленное от продавца к покупателю. С другой стороны - это обслуживание, направленное на перемещение товаров, оно носит материальный характер, косвенно воздействует на потребителей в целом и на каждого покупателя. Обслуживание покупателей в магазине ООО «Виктория» начинается с чистоты и порядка, с улыбки продавца, одетого в специальную форму, с большого выбора товаров.