ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 575
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Прибыль: П = 1044203 -766333 = 277870
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
Возможен вариант принятия плана, когда соответствующая ему наиболее вероятная точка окажется в зоне падения прибыли. Это может случиться по причине неквалифицированного планирования, но может происходить и по объективным причинам, обусловленным рыночной конъюнктурой. Принятие или неприятие такого плана целиком зависит от самого предприятия, от той оценки рыночной ситуации, которая будет признана фирмой как не зависящей от нее. Разумеется, в подобном случае положение фирмы, и без того изначально тяжелое, может оказаться просто катастрофическим, если произойдут отклонения от плана в худшую сторону. Для такого варианта положения фирмы оперативное регулирование ее поведения приобретает особую актуальность и значимость.
Наконец, если плановая оценка выводит фирму на убыточность производства, то, наверное, такой план принимать не следует, поскольку слишком высока будет вероятность, что никакие оперативные меры здесь не помогут.
Отслеживая состояние предприятия в ходе реализации плана, и внося необходимые коррективы на основе информации об отклонениях прибылеобразующих параметров от наиболее вероятных значений, можно существенно улучшить фактические результаты производства, повысить прибыль предприятия. Можно также порекомендовать предприятиям, у которых изначально при планировании общая рыночная ситуация складывается неблагоприятно, применять в оперативном управлении метод сценариев. При таком методе весь диапазон возможного получения прибыли предприятием разбивается на ряд участков с характерным сочетанием параметров в каждом из них. Каждый участок — определенный сценарий развития событий на рынке.
Для сценариев, характеризующих неблагоприятный результат деятельности предприятия, необходимо заранее подготовить комплекс мер, которые реализуются, если события будут развиваться на рынке в точном соответствии с данным сценарием. Это позволит избежать неожиданной ситуации и встретить ее подготовленным, имея возможность существенно смягчить негативный результат.
Информационное обеспечение управленческих решений. Достоверное планово-управленческое решение можно выработать только в том случае, если фирма будет располагать всей необходимой информацией. Без этого управление в принципе нереально. Если оно и будет как-то проводиться в жизнь, то исключительно на основе некоторого опыта, интуиции или с допущением огромной погрешности.
Информация для управленческой службы — это «сырье», которое нужно обработать, чтобы получить готовый продукт (т.е. достоверное решение).
В условиях рынка информация, которую нужно знать для принятия решения, обширна и разнообразна. К ней следует отнести рыночную информацию: о коэффициентах эластичности спроса выпускаемого товара от его цены и от дохода потребителей; об изменениях самих доходов потребителей; о перекрестной эластичности спроса и эластичности от качества продукции; о рыночной доле данной фирмы в общей товарной массе продукции, выпускаемой всеми конкурентами, и др.
В развитых странах вся указанная информация служит объектом пристального внимания для фирм. Они тщательно отслеживают изменения, происходящие на рынке, изучают поведение своих конкурентов, постоянно уточняют значения всех информационных показателей. Для российских фирм такая работа еще впереди. Фирмы, которые своевременно начнут собирать необходимую информацию, будут иметь неоспоримые преимущества перед своими конкурентами.
Какая же информация в первую очередь нужна фирме? Это прежде всего следующие рыночные параметры:
• коэффициент эластичности спроса товара от цены Кэц;
• коэффициент эластичности спроса товара от доходов потребителей Кэд;
• коэффициент изменения доходов потребителей Д;
• доля фирмы в общей товарной массе рынка Uф
• коэффициент изменения поставок товаров на рынок всеми конкурентами данной фирмы Rэц;
• коэффициент изменения количества выпускаемой и реализуемой потребителю продукции b.
Вся перечисленная информация является базовой и носит характер информации первой очереди, без которой невозможно провести маркетинговые исследования товаров и принять эффективные планово-управленческие решения.
Для достижения сформулированных целей нужно определить значения двух указанных коэффициентов эластичности — Кэц и Кэл. На основе полученных данных можно впоследствии рассчитывать математическую модель индекса прибыли с применением различных сценариев изменения доходов потребителей, долей фирмы в общей товарной массе и объема производства товаров, а также исчислять оптимальные значения цен товаров.
Определить цену товара для простейшего случая (без учета прочих неценовых факторов, не указанных в списке приведенной информации) можно по формуле
Из этой формулы можно получить следующее уравнение:
1 + Kэц( 1 − d ) + Kэд(Д − 1) ― (1 − Uф ) ― bUф = 0 (5.41)
Полученное уравнение является основополагающим для определения искомых коэффициентов эластичности (Кэц и Кэд) многих видов товаров, включая товары, у которых не изменяются в данном временном интервале прочие неценовые факторы.
Для того чтобы определить искомые коэффициенты эластичности, надо собрать информацию за два следующих друг за другом временных интервала по всем остальным значениям параметров уравнения 5.41.
Приведем пример расчета искомых коэффициентов эластичности по следующим исходным данным.
Пример. Пусть предприятие в первом временном интервале по сравнению с базисным периодом продавало товар по цене на 3% дороже (d= 1,03), реализовало продукции — на 7% больше (b= 1,07). При этом доход потребителей возрос на 2% (Д = 1,02), все конкурентные фирмы снизили поставки своих товаров на 5% (а = 0,95), удельный вес фирмы в общей товарной массе рынка составлял 30% (Uф = 0,3).
Те же показатели предприятия во втором временном интервале приняли следующие значения:
d= 1,05; b= 1,08; Д = 1,06; а = 0,98; Uф = 0,3.
На основе имеющейся информации по двум временным интервалам можно составить по предприятию два уравнения, подставив значения параметров в формулу 5.41. Тогда
1 + Кэц(1 − 1,03) + Кэд(1,02 − 1) − 0,7 x 0,95 − 0,3 x 1,08 = 0;
1 + Кэц(1 − 1,05) + Кэд(1,06 − 1) − 0,7 x 0,98 − 0,3 x 1,08 = 0.
Проведя простейшие алгебраические преобразования в обоих уравнениях, окончательно получим:
−0,03Kэц + 0,02Kэд = − 0,014;
-0,05Kэц +0,06Kэд = 0,01.
Решив совместно оба уравнения, определим значения искомых коэффициентов эластичности:
Kэц = 1,30; Kэд = 1,25.
Теперь, имея информацию о коэффициентах эластичности спроса товара по цене и о доходах потребителей, можно установить цену товара на новый плановый период. Для этого надо знать изменения дохода потребителей и поставки товаров конкурентами.
Предположим, что Д = 1,11 и а = 0,96. Тогда цену товара можно рассчитать по традиционной формуле.
Если b = 1,15, то
d = [l +1,3 +1,25(1,11 − 1) − 0,7 x 0,96 − 0,3х 1,05]: 1,3 = 1,116, т.е. при данных условиях цену товара по сравнению с базисным периодом можно повысить на 11,6%. Это обусловлено тем, что доходы потребителей возрастут, по условию, на 11%, а конкуренты снизят объем поставляемых на рынок товаров на 4%.
Если b = 1,15, то
d= [1 + 1,3 + 1,25(1,l l − l) − 0,7 x 0,96− 0,3 x 1,15]: 1,3 = 1,093.
В этом случае цену товара по сравнению с предыдущим примером надо повысить на 9,3%. Снижение цены объясняется просто: резко повысился объем производства данного товара (почти на 10%), и чтобы весь товар продать, надо снизить на него цену.
Подобным образом можно варьировать объем производства товаров, просчитывая величину их цены до тех пор, пока не будет получен желаемый для фирмы результат.
Теперь усложним несколько исходную задачу информационного обеспечения фирмы. Допустим, что кроме коэффициентов эластичности фирме еще неизвестна величина доли рынка в общей ее товарной массе. Тогда для определения всех искомых параметров (а их теперь три — Kэц, Кэд и Uф) следует собрать информацию за три временных интервала, следующих друг за другом.
Рассмотрим методически порядок исчисления неизвестных параметров на конкретном примере, частично используя для этого данные предыдущего примера.
Всю исходную информацию представим в следующем виде:
Временной интервал | Параметры | |||
d | b | Д | а | |
Первый | 1,03 | 1,07 | 1,02 | 0,95 |
Второй | 1,05 | 1,08 | 1,06 | 0,98 |
Третий | 1,06 | 1,05 | 1,015 | 0,894 |
На основе имеющейся информации, которую фирма должна собрать и в дальнейшем использовать для необходимых расчетов, составим систему уравнений в соответствии с формулой 5.41 для каждого временного интервала.
1 + Кэц(1 − 1,03) + Кэд (1,02 − 1) − (1− Uф) x 0,95 − Uф x 1,07 = 0;
1 + Кэц(1 − 1,05) + Кэд (1,06 − 1) − (1− Uф) x 0,98 − Uф x 1,08 = 0;
1 + Кэц(1 − 1,06) + Кэд(1,015 −1) − (1− Uф) x 0,894 −Uф x 1,05 = 0;
Решение системы уравнений дает следующие результаты:
Кэц = 1,30; Kэд = 1,25; Uф = 0,3.
Впоследствии полученная информация может быть использована фирмой для определения оптимального сочетания по избранному критерию между ценой товара и объемом его производства. Однако на основе этой информации можно упростить получение и других недостающих данных, например о перекрестной эластичности взаимозаменяемых и взаимодополняемых (взаимосопрягаемых) товаров, об эластичности спроса товара по качеству и др.
Работа по изложенной методике должна вестись каждой фирмой, желающей достичь успехов в условиях рынка и успешно конкурировать с многочисленными предприятиями, производящими и торгующими аналогичным товаром.
Надо помнить, что информация — это не прихоть и не дань моде, а основа для обоснования и принятия экономически грамотного планово-управленческого решения, без которой немыслимо современное производство. Каждая фирма должна постоянно собирать нужную информацию, обрабатывать ее соответствующим образом, уточнять, накапливать и расширять ее состав, структуру, изучать своих потребителей и конкурентов.
5.9. Плановые информационные решения при
сезонном характере производства
Особый характер носит деятельность предприятия при сезонном характере производства. В основном это предприятия, которые заняты производством сельскохозяйственной продукции.
Рассмотрим проблему информационного обеспечения на примере производства овощей и фруктов. В России такое производство в подавляющем большинстве носит сезонный характер. Исключение составляет тепличное производство, которое, однако, имеет ничтожно малый удельный вес.
Чтобы процесс получения информации о значениях коэффициентов эластичности был более конкретным, изложим его на примере такого продукта, как помидоры.
В Ростове-на-Дону купить помидоры можно практически только на рынке (базаре). Причем если не считать тепличных помидоров, которые практически на рынок не попадают, а раскупаются по договорам в основном ресторанами и другими аналогичными предприятиями общественного питания, то появление на рынке помидоров, выращиваемых в открытом грунте, можно отнести к середине мая. С каждым днем количество их продаж растет примерно до середины августа, а затем постепенно спадает до минимума к середине октября.
На основе исходной информации покажем, как определить коэффициент эластичности спроса помидоров от цены на этот продукт.
Воспроизведем формулу для расчета коэффициента изменения цены товара в упрощенном виде:
Особенность сезонного производства помидоров (и других аналогичных продуктов) заключается в том, что практически все товаропроизводители ведут себя в течение сезона реализации готовой продукции почти одинаково —по мере созревания продукта его поставляют на рынок. Все товаропроизводители независимо друг от друга везут на базар свои помидоры именно тогда, когда они созреют. В этом случае коэффициент