ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 575

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возможен вариант принятия плана, когда соответствующая ему наиболее вероятная точка окажется в зоне падения прибы­ли. Это может случиться по причине неквалифицированного планирования, но может происходить и по объективным причинам, обусловленным рыночной конъюнктурой. Принятие или неприятие такого плана целиком зависит от самого предприятия, от той оценки рыночной ситуации, которая будет признана фирмой как не зависящей от нее. Разумеется, в подобном случае положение фирмы, и без того изначально тяжелое, может оказаться просто катастрофическим, если произойдут отклонения от плана в худшую сторону. Для такого варианта положения фирмы оперативное регулирование ее поведения приобретает особую актуальность и значимость.

Наконец, если плановая оценка выводит фирму на убыточ­ность производства, то, наверное, такой план принимать не следует, поскольку слишком высока будет вероятность, что никакие оперативные меры здесь не помогут.

Отслеживая состояние предприятия в ходе реализации плана, и внося необходимые коррективы на основе информации об отклонениях прибылеобразующих параметров от наиболее вероят­ных значений, можно существенно улучшить фактические результаты производства, повысить прибыль предприятия. Можно также порекомендовать предприятиям, у которых изначально при планировании общая рыночная ситуация складывается не­благоприятно, применять в оперативном управлении метод сце­нариев. При таком методе весь диапазон возможного получения прибыли предприятием разбивается на ряд участков с характер­ным сочетанием параметров в каждом из них. Каждый уча­сток — определенный сценарий развития событий на рынке.

Для сценариев, характеризующих неблагоприятный результат деятельности предприятия, необходимо заранее подготовить комплекс мер, которые реализуются, если события будут разви­ваться на рынке в точном соответствии с данным сценарием. Это позволит избежать неожиданной ситуации и встретить ее подготовленным, имея возможность существенно смягчить нега­тивный результат.

Информационное обеспечение управленческих решений. Достоверное планово-управленческое решение можно выработать только в том случае, если фирма будет располагать всей необхо­димой информацией. Без этого управление в принципе нере­ально. Если оно и будет как-то проводиться в жизнь, то исклю­чительно на основе некоторого опыта, интуиции или с допуще­нием огромной погрешности.


Информация для управленческой службы — это «сырье», кото­рое нужно обработать, чтобы получить готовый продукт (т.е. дос­товерное решение).

В условиях рынка информация, которую нужно знать для принятия решения, обширна и разнообразна. К ней следует от­нести рыночную информацию: о коэффициентах эластичности спроса выпускаемого товара от его цены и от дохода потребите­лей; об изменениях самих доходов потребителей; о перекрест­ной эластичности спроса и эластичности от качества продукции; о рыночной доле данной фирмы в общей товарной массе про­дукции, выпускаемой всеми конкурентами, и др.

В развитых странах вся указанная информация служит объ­ектом пристального внимания для фирм. Они тщательно отсле­живают изменения, происходящие на рынке, изучают поведение своих конкурентов, постоянно уточняют значения всех инфор­мационных показателей. Для российских фирм такая работа еще впереди. Фирмы, которые своевременно начнут собирать необ­ходимую информацию, будут иметь неоспоримые преимущества перед своими конкурентами.

Какая же информация в первую очередь нужна фирме? Это прежде всего следующие рыночные параметры:

• коэффициент эластичности спроса товара от цены Кэц;

• коэффициент эластичности спроса товара от доходов по­требителей Кэд;

• коэффициент изменения доходов потребителей Д;

• доля фирмы в общей товарной массе рынка Uф

• коэффициент изменения поставок товаров на рынок все­ми конкурентами данной фирмы Rэц;

• коэффициент изменения количества выпускаемой и реа­лизуемой потребителю продукции b.

Вся перечисленная информация является базовой и носит характер информации первой очереди, без которой невозможно провести маркетинговые исследования товаров и принять эф­фективные планово-управленческие решения.

Для достижения сформулированных целей нужно определить значения двух указанных коэффициентов эластичности — Кэц и Кэл. На основе полученных данных можно впоследствии рассчи­тывать математическую модель индекса прибыли с применением различных сценариев изменения доходов потребителей, долей фирмы в общей товарной массе и объема производства товаров, а также исчислять оптимальные значения цен товаров.

Определить цену товара для простейшего случая (без учета прочих неценовых факторов, не указанных в списке приведенной информации) можно по формуле



Из этой формулы можно получить следующее уравнение:
1 + Kэц( 1 − d ) + Kэд(Д − 1) ― (1 − Uф ) ― bUф = 0 (5.41)
Полученное уравнение является основополагающим для оп­ределения искомых коэффициентов эластичности (Кэц и Кэд) многих видов товаров, включая товары, у которых не изменяют­ся в данном временном интервале прочие неценовые факторы.

Для того чтобы определить искомые коэффициенты эла­стичности, надо собрать информацию за два следующих друг за другом временных интервала по всем остальным значениям па­раметров уравнения 5.41.

Приведем пример расчета искомых коэффициентов эластич­ности по следующим исходным данным.

Пример. Пусть предприятие в первом временном интервале по сравнению с базисным периодом продавало товар по цене на 3% дороже (d= 1,03), реализовало продукции — на 7% больше (b= 1,07). При этом доход потребителей возрос на 2% (Д = 1,02), все конкурентные фирмы снизили поставки своих товаров на 5% = 0,95), удельный вес фирмы в общей товар­ной массе рынка составлял 30% (Uф = 0,3).

Те же показатели предприятия во втором временном интер­вале приняли следующие значения:

d= 1,05; b= 1,08; Д = 1,06; а = 0,98; Uф = 0,3.

На основе имеющейся информации по двум временным ин­тервалам можно составить по предприятию два уравнения, под­ставив значения параметров в формулу 5.41. Тогда

1 + Кэц(1 − 1,03) + Кэд(1,02 − 1) − 0,7 x 0,95 − 0,3 x 1,08 = 0;

1 + Кэц(1 − 1,05) + Кэд(1,06 − 1) − 0,7 x 0,98 − 0,3 x 1,08 = 0.

Проведя простейшие алгебраические преобразования в обоих уравнениях, окончательно получим:

−0,03Kэц + 0,02Kэд = − 0,014;

-0,05Kэц +0,06Kэд = 0,01.

Решив совместно оба уравнения, определим значения иско­мых коэффициентов эластичности:

Kэц = 1,30; Kэд = 1,25.

Теперь, имея информацию о коэффициентах эластичности спроса товара по цене и о доходах потребителей, можно уста­новить цену товара на новый плановый период. Для этого надо знать изменения дохода потребителей и поставки товаров кон­курентами.

Предположим, что Д = 1,11 и а = 0,96. Тогда цену товара можно рассчитать по традиционной формуле.

Если b = 1,15, то

d = [l +1,3 +1,25(1,11 − 1) − 0,7 x 0,96 − 0,3х 1,05]: 1,3 = 1,116, т.е. при данных условиях цену товара по сравнению с базисным перио­дом можно повысить на 11,6%. Это обусловлено тем, что дохо­ды потребителей возрастут, по условию, на 11%, а конкуренты снизят объем поставляемых на рынок товаров на 4%.


Если b = 1,15, то

d= [1 + 1,3 + 1,25(1,l l − l) − 0,7 x 0,96− 0,3 x 1,15]: 1,3 = 1,093.

В этом случае цену товара по сравнению с предыдущим примером надо повысить на 9,3%. Снижение цены объясняется просто: резко повысился объем производства данного товара (почти на 10%), и чтобы весь товар продать, надо снизить на него цену.

Подобным образом можно варьировать объем производства товаров, просчитывая величину их цены до тех пор, пока не бу­дет получен желаемый для фирмы результат.

Теперь усложним несколько исходную задачу информационно­го обеспечения фирмы. Допустим, что кроме коэффициентов эла­стичности фирме еще неизвестна величина доли рынка в общей ее товарной массе. Тогда для определения всех искомых параметров (а их теперь три — Kэц, Кэд и Uф) следует собрать информацию за три временных интервала, следующих друг за другом.

Рассмотрим методически порядок исчисления неизвестных параметров на конкретном примере, частично используя для этого данные предыдущего примера.

Всю исходную информацию представим в следующем виде:


Временной интервал

Параметры

d

b

Д

а

Первый

1,03

1,07

1,02

0,95

Второй

1,05

1,08

1,06

0,98

Третий

1,06

1,05

1,015

0,894


На основе имеющейся информации, которую фирма должна собрать и в дальнейшем использовать для необходимых расче­тов, составим систему уравнений в соответствии с формулой 5.41 для каждого временного интервала.

1 + Кэц(1 − 1,03) + Кэд (1,02 − 1) − (1− Uф) x 0,95 − Uф x 1,07 = 0;

1 + Кэц(1 − 1,05) + Кэд (1,06 − 1) − (1− Uф) x 0,98 − Uф x 1,08 = 0;

1 + Кэц(1 − 1,06) + Кэд(1,015 −1) − (1− Uф) x 0,894 −Uф x 1,05 = 0;
Решение системы уравнений дает следующие результаты:

Кэц = 1,30; Kэд = 1,25; Uф = 0,3.

Впоследствии полученная информация может быть использована фирмой для определения оптимального сочетания по избранному критерию между ценой товара и объемом его произ­водства. Однако на основе этой информации можно упростить получение и других недостающих данных, например о перекре­стной эластичности взаимозаменяемых и взаимодополняемых (взаимосопрягаемых) товаров, об эластичности спроса товара по качеству и др.


Работа по изложенной методике должна вестись каждой фирмой, желающей достичь успехов в условиях рынка и успеш­но конкурировать с многочисленными предприятиями, произ­водящими и торгующими аналогичным товаром.

Надо помнить, что информация — это не прихоть и не дань моде, а основа для обоснования и принятия экономически гра­мотного планово-управленческого решения, без которой немыслимо современное производство. Каждая фирма должна посто­янно собирать нужную информацию, обрабатывать ее соответ­ствующим образом, уточнять, накапливать и расширять ее со­став, структуру, изучать своих потребителей и конкурентов.
5.9. Плановые информационные решения при

сезонном характере производства

Особый характер носит деятельность предприятия при сезонном характере производства. В основном это предпри­ятия, которые заняты производством сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим проблему информационного обеспечения на примере производства овощей и фруктов. В России такое про­изводство в подавляющем большинстве носит сезонный харак­тер. Исключение составляет тепличное производство, которое, однако, имеет ничтожно малый удельный вес.

Чтобы процесс получения информации о значениях коэф­фициентов эластичности был более конкретным, изложим его на примере такого продукта, как помидоры.

В Ростове-на-Дону купить помидоры можно практически только на рынке (базаре). Причем если не считать тепличных помидоров, которые практически на рынок не попадают, а рас­купаются по договорам в основном ресторанами и другими ана­логичными предприятиями общественного питания, то появле­ние на рынке помидоров, выращиваемых в открытом грунте, можно отнести к середине мая. С каждым днем количество их продаж растет примерно до середины августа, а затем постепен­но спадает до минимума к середине октября.

На основе исходной информации покажем, как определить коэффициент эластичности спроса помидоров от цены на этот продукт.

Воспроизведем формулу для расчета коэффициента измене­ния цены товара в упрощенном виде:



Особенность сезонного производства помидоров (и других аналогичных продуктов) заключается в том, что практически все товаропроизводители ведут себя в течение сезона реализации готовой продукции почти одинаково —по мере созревания продукта его поставляют на рынок. Все товаропроизводители независимо друг от друга везут на базар свои помидоры именно тогда, когда они со­зреют. В этом случае коэффициент