ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первая альтернатива — фирму привлекает надежная, ста­бильная работа, с малым риском, но с небольшим отклонением от некоторой средней величины прибыли в обе стороны, при­чем средняя прибыль — это прибыль, обеспечивающая фирме необходимое развитие и процветание.

Отклонение от средней прибыли возможно под влиянием многих причин, главная из которых — поведение конкурентов. Если они снизят свой объем производства, то фирма получит (при прочих равных условиях) прибыль выше средней, если по­высят — то ниже средней. И если такая альтернатива фирму привлекает, то ей следует стремиться к увеличению своей доли на рынке. Решение этого вопроса связано с повышением объема производимой продукции и поставки ее на рынок. Указанное повышение должно опережать возможный рост товарной массы, поступающей на рынок от всех конкурентов.

Вторая альтернатива — фирма не боится высоких рисков, обладает значительными производственными мощностями, мо­жет в любое время резко взвинтить объем производимой про­дукции. Устойчивость и надежность ее работы не обеспечена и не гарантирована, но фирма может при определенных условиях обеспечить себе очень высокий доход и рост прибыли буквально в несколько раз (а то и в десятки раз). Но при этом велика так­же вероятность провала. Следовательно, такая альтернатива может быть реализована при относительно низкой рыночной доле, но при условии возможности как-то влиять на рынок, в опреде­ленной степени его контролировать и особенно иметь возможность компенсировать негативные факторы рынка увеличением объема товарных поставок.

Может быть использована и промежуточная, компро­миссная альтернатива, при которой преимущества и недостат­ки крайне противоположных альтернатив будут в определенной степени сглажены. Рассмотрим некоторые особенности управ­ления долей рынка при разных его моделях. Начнем анализ с совершенно конкурентного и примыкающего к нему рынка.

Чтобы анализ был конкретным, зададим значения пара­метров математической модели, используя исходные данные, которые были приняты при анализе оптимального решения с учетом поведения конкурентов и на основе которых был по­строен график (рис. 5.12):

р = 1,2; r= 0,6; Кэц = Кэд = 1,2; Д = 1,15; Kн = 1,25; f= 0,14.
Кроме того, чтобы сузить диапазон анализа, дополнительно примем объем товарной массы конкурентов на уровне а = 1,0. То есть предполагается, что конкуренты не будут изменять по сравнению с базовым периодом свои объем производства и со­вокупное рыночное предложение. Основные результаты произ­водства представлены в табл. 5.12.

Таблица 5.12

Поведение фирмы при совершенно конкурентном

и примыкающем к нему рынках


Рыночная доля фирмы

Uф = 0,01

Uф = 0,1

Uф = 0,2

Основные результаты производства

d

b

I

d

b

I

d

b

I

Оптимальное решение

0,89

32,1

49,1

0,929

3,65

4,38

0,97

2,07

2,03


Прочие решения


1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,49

1,25

1,64

1,13

1,25

1,5

1,11

1.25

1,34

1,148

1,5

2,4

1,108

1,5

2,07

1,067

1,5

1,69


Из таблицы видно, что оптимальное решение зависит, во-первых, от рыночной доли фирмы (чем она меньше, тем ре­зультативнее реализация оптимального решения), а во-вторых, связано со снижением цены товара по сравнению с базой и с увеличением объема производства продукции.

Однако следует учитывать, что возможности увеличения объ­ема производства продукции в реальных условиях весьма огра­ничены существующей у каждой фирмы производственной мощностью, поэтому реализовать оптимальное решение в усло­виях чистой конкуренции практически невозможно.



Для исходных данных фирме понадобится увеличить объем производства и поставок товара на рынок более чем в 32 раза, тогда она сможет увеличить свою прибыль в 49 раз. Это, конеч­но, нереально, и для сравнения приведены данные о том, какой будет прибыль у предприятия, если объем производства bизме­нится от 1,0 до 1,5, т.е. в практически реальном диапазоне. Раз­ница в уровне получаемой прибыли окажется очень существен­ной, но при этом несомненно одно: с повышением объема производства продукции рыночная доля фирмы повышается и рас­тут ее результаты (хотя надо учитывать, что возможности фирмы в части повышения прибыли по мере увеличения ее рыночной доли будут постепенно сокращаться). Так, при увеличении объ­ема производства в 1,5 раза фирма, рыночная доля которой 10%, может повысить свою прибыль в 2,07 раза, а фирма, у ко­торой рыночная доля 20% — только в 1,69 раза. И все же это выгодно для любой фирмы.

Следовательно, надо постоянно заботиться о развитии фир­мы, о наращивании ее производственного потенциала. Его включение и повышение объема производства и продаж това­ра — очень выгодное направление наращивания прибыли пред­приятия. Однако этот вывод справедлив только для зафикси­рованных исходных условий, для других условий он может ока­заться неверным, поэтому требуются серьезные маркетинговые исследования с использованием многопараметрической модели для каждого конкретного предприятия с учетом производимого товара и рыночной конъюнктуры.

Рассмотрим поведение фирмы при монопольном и примы­кающем к нему рынках. Основные результаты производства для таких условий приведены в табл. 5.13.

Таблица 5.13

Поведение фирмы при монопольном

и примыкающем к нему рынках


Рыночная доля фирмы

Uф = 0,01

Uф = 0,1

Uф = 0,2

Основные результаты производства

d

b

I

d

b

I

d

b

I

Оптимальное решение

1,34

0,815

1,04

1,263

0,85

0,069

1,22

0,89

0,915


Прочие решения


1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

1,15

1,0

0,867

0,942

1,25

0,092

0,963

1,25

0,248

0,98

1,25

0,454

0,733

1,5

−1,31

0,775

1,5

−0,934

0,81

71,5

−0,559



Самое высокое и результативное оптимальное решение, как свидетельствуют данные таблицы, имеет место у монопольной фирмы, максимальный индекс прибыли которой составляет I= 1,041. Достигается такой результат за счет повышения цены товара до уровня d = 1,304 и снижения объема производства и продаж товаров до уровня b = 0,815.

Для фирм с долей рынка меньше единицы оптимальные ре­шения обеспечивают значительно меньшую прибыль, которая обусловлена необходимостью снижения цены товара при неко­тором увеличении объема его производства и продаж.

Интересно отметить, что для всех сравниваемых фирм с разной рыночной долей увеличение объема производства това­ров вызывает необходимость снижения цен на товары и паде­ние прибыли. Вот почему монопольные фирмы стремятся снижать объем производства и повышать цены на выпускаемые товары.

Цифры, представленные в табл. 5.13, позволяют обобщить стратегию поведения фирм, которые еще не достигли моно­польного производства, но близки к нему и стремятся взойти на олимп монополии. Для этого им не надо наращивать объем производства товаров, чтобы увеличить свою рыночную долю. Ведь такое поведение будет приводить к падению их прибыли. Наоборот, чтобы рыночную долю фирмы повысить, надо пы­таться заставить мелких товаропроизводителей снижать объем своего производства, что будет ухудшать их экономическое со­стояние и в конечном счете приведет к их разорению. Следстви­ем этого будет присоединение мелких разорившихся фирм к крупной фирме. И задача, таким образом, будет решена: фирма перейдет в разряд монопольной со всеми вытекающими по­следствиями.

Опыт рыночного хозяйствования развитых стран показывает, что все фирмы стремятся повысить свою рыночную долю, захва­тить дополнительные рынки, так или иначе ослабить своих кон­курентов, достичь монопольного положения на рынке. Такая объективно существующая тенденция в конечном счете, если этим процессом не управлять, может привести к застою и к другим негативным последствиям. Вот почему во многих разви­тых странах государство проводит экономическую политику с учетом интересов мелких товаропроизводителей, вводит анти­монопольное законодательство, ограничивающее аппетиты крупных фирм, стремящихся полностью захватить рынки сбыта товаров и поставить их под свой контроль.


Таким образом, вмешательство государства и его мягкое регулирование рыночных отношений позволяет установить устой­чивое равновесие в экономике, при котором обеспечивается оп­тимальное соотношение между мелкими, средними и крупными предприятиями бизнеса.

Оперативное регулирование производства. Как бы ни стреми­лись планово-экономические службы предприятия точнее спла­нировать будущие результаты производства (прибыль, выручку, рентабельность и пр.), фактические данные будут почти всегда отличаться от плановых. И это обстоятельство хорошо известно производственникам. Дело в том, что при реализации плана приходится сталкиваться с различными отклонениями от плано­вых величин по многим параметрам. В частности, могут отли­чаться от плановых значений прямые переменные и условно-постоянные затраты, объемы производства и реализации про­дукции, рыночные цены на изготовленные товары и т.п. Все эти отклонения зависят не только от того, как работает конкретное предприятие, но и той внешней средой, в которой оно функ­ционирует. А эта среда — рынок: рабочей силы, средств производства, финансовый рынок, рынок предметов потребления, на­конец, рынок тех товаров, которые данное предприятие произ­водит.

Разумеется, в таких условиях массовой неопределенности точно спланировать результаты производства маловероятно. Речь может идти лишь о том, чтобы по возможности установить с достаточной для практики точностью по каждому параметру диапазон его значений. Средняя величина параметра внутри вы­деленного диапазона и будет наиболее вероятной, которую и следует рассматривать в качестве плановой.

Отклонения параметров от плановых значений могут быть как отрицательными по своим последствиям для предприятия, так и положительными. Перекрещивание отклонений параметров может привести к ситуации, когда наиболее вероятная точка, соответст­вующая плановому заданию, может оказаться в одной из трех зон.

Если она располагается в зоне роста прибыли, то тогда, оче­видно, план принимается и фирма стремится его реализовать. При таком благоприятном для фирмы положении никаких опе­ративно-регулирующих мер не требуется.

Однако отклонение от плана может носить и неблагоприят­ный для фирмы характер. В подобном случае нужно принимать оперативные меры, позволяющие скорректировать поведение фирмы. Если такие меры окажутся эффективными, то тогда фирма сможет вернуться в русло конечных результатов производства, близких к плановым.