Файл: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса кафедра экономики и менеджмента.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы повышения эффективности управления на предприятии
1.1 Сущность и понятия управления деятельностью предприятия
1.2 Основные методы управления
1.3. Показатели эффективности управления деятельностью предприятия
2 Экономический анализ деятельности Владивостокским филиалом АО «Первая Грузовая Компания»
2.2 Анализ коммерческой деятельности
2.3 Анализ финансового состояния
3.1 Описание и обоснование предлагаемых направлений по повышению эффективности управления
3.2. Оценка эффективности предложений по повышению эффективности управления предприятием
Все функции управления выполняются эффективно в рамках выбранной структуры. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель охватывает все стороны деятельности организации, управляет и контролирует процессы, протекающие в организации. Подчиненные выполняют свою работу согласно должностных инструкций.
Дальневосточный филиал АО «ПГК» за 2016 год получил чистую прибыль в 1,88 млрд. руб., что в 11,25 раза меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Продажи компании АО «ПГК» выросли за 2016 год и составили 65,18 млрд. руб. по сравнению с прошлогодним показателем в 19,84 млрд. руб.
Прибыль от продаж составила 1,66 млрд. руб. Дальневосточная железная дорога занимает одно из ведущих мест в транспортировке экспортно-импортных грузов, доля которых составляет более 30% от общего объема перевозок экспортных грузов России и свыше 25% транзитных перевозок грузов других государств.
Транспортное положение Дальневосточного региона с наличием прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья – Ванино, Находка, Находка - Восточная, Владивосток, Посьет и Холмск, а также к сухопутным пограничным переходам – Гродеково-Суйфуньхэ и Хасан-Туманган создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок. Ежесуточно на станциях в зоне ответственности филиала погрузка на железную дорогу составляет более 106 тысяч тонн: нефтепродукты, уголь, лес, черные и цветные металлы, строительные и продовольственные грузы, машины и оборудование, товары народного потребления [2].
Парк собственных вагонов «Первой грузовой компании» на Дальневосточной железной дороге стабильно растет. Всего за 5 месяцев текущего года вагонный парк увеличился с 11 200 единиц до 18 298 единиц подвижного состава. В зоне ответственности филиала располагается четыре вагоноремонтных депо – Партизанск, Хабаровск-2, Комсомольск-на-Амуре, Ружино. Каждый месяц из капитального и деповского ремонта выпускается около 170 вагонов. После текущего ремонта выпускается около 1 500 вагонов в месяц.
АО «Первая грузовая компания», и, конечно, ее Владивостокский филиал оказывают все услуги, сопутствующие современной динамике перевозочного процесса. Это и организация непосредственно самих грузовых перевозок, и круглосуточное диспетчерское обслуживание, экспедирование и контроль над грузом в железнодорожном и мультимодальном сообщении, юридическое сопровождение. Словом, компания несет полную ответственность за весь перевозочный процесс.
По Дальневосточной железной дороге доля погрузки в вагоны «ПГК» составила около 14%, а по четырем основным видам подвижного состава (это полувагоны, цистерны, крытые вагоны и цементовозы) превысила 22%, увеличившись с начала года на 4%. В инвентарном парке погрузка составляет около 24% от общей погрузки дороги в полувагоны, цистерны, крытые вагоны и цементовозы [3]. С момента своего образования Владивостокский филиал «Первой грузовой компании» постоянно наращивает объемы погрузки в зоне своей ответственности. На данный момент погрузка по заключенным филиалом договорам составляет около 1 500 вагонов в месяц. Ежесуточно на полигоне Дальневосточной магистрали дислоцируется более 12 тысяч вагонов собственности «ПГК», грузится до 350 вагонов. АО «ПГК» контролирует более 60% рынка перевозок цемента в хоппер-цементовозах, предлагая самые выгодные ценовые условия своему основному контрагенту – АО «Востокцемент».
Основные технико-экономические показатели деятельности Владивостокский филиал АО «Первая Грузовая Компания» показаны в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
В тысячах рублей
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Абс. откл. | Темп роста, % |
1 Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. | 1 983 735,4 | 6 518 213,1 | 4 534 477,7 | 3,28 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. в т.ч. рабочих | 3485 3002 | 3638 3134 | 153 132 | 1.02 1,01 |
3 Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. в т.ч. 1 рабочего | 29568 24745 | 30452 26845 | 884 2100 | 1,03 1,08 |
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 81809 | 90002 | 8193 | 1,1 |
5 Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. | 79563 | 88238 | 8675 | 1.1 |
6 Валовая прибыль, тыс. руб. | 146 641,8 | 191 420,3 | 447 | 1,3 |
7 Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. | 1 837 093,6 | (6326792,.8) | -510300 | 0,72 |
8 Прибыль от продаж, тыс. руб.(убыток) | 1 322 482 | -1 663 277 | 2985759 | - |
9 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 1 89 436,2 | 2 316 668 | -2127322 | 0,08 |
10.Чистая прибыль (убыток (тыс.руб.) | 2 114 292,9 | 187 857,7 | -1926435 | 0,08 |
11 Рентабельность: собственного капитала, % производства, % продаж (ROS), % | 0,19 0,15 0,19 | 0,23 0,25 0,23 | 0,04 0,1 0,.04 | 1,21 1,7 1,21 |
Как видно из таблицы 2.2 по итогам 2016 года величина выручки по сравнению с аналогичным периодом 2015 года увеличилась на 4534477,7 тыс. рублей. А Себестоимость продукции (услуг) период с 2015 по 2016 год снизилась и 510300 тыс. руб. и составила 1 326 792,8 тыс. рублей. Из таблицы 2 следует, что Валовая прибыль выросла на 447 тысяч рублей, чистая прибыль снизилась более чем в 11 раз. Рентабельность собственного капитала составила 0,23 % , показала рост на 0,04%.
Большая доля доходов филиала – это перевозка нефтеналивных грузов. В мае Владивостокским филиалом по договорам центрального офиса и по своим договорам предоставлено клиентам свыше шести тысяч цистерн собственности АО «ПГК» для перевозки нефтепродуктов. Доля погрузки в цистерны "ПГК" составляет 47% от всей погрузки нефтеналивных грузов ДВЖД. И это не предел. На Сахалинской железной дороге доля «Первой грузовой компании» в перевозках нефтяных грузов вообще составляет практически все 100%!
На протяжении работы Владивостокского филиала ежемесячно наблюдается положительная тенденция роста выручки от реализации услуг. Так, за 3 месяца 2017 года объем выручки составил 112% от плана. Основную долю выручки от общего объема составили клиенты по работе с нефтяными компаниями – 32%, с угольными и металлургическими предприятиями - 25%, с предприятиями строительной и химической отрасли - 23% и товары народного потребления -14%, а также за оказание услуг по экспедированию – 6%.
С момента получения возможности на самостоятельное заключение договоров филиал активно расширяет клиентскую базу. На данный момент уже заключено более 120 договоров оперирования и экспедирования грузов.
Клиентами «ПГК» сегодня являются крупные предприятия практически всех отраслей народного хозяйства Дальневосточного федерального округа. Это «Комсомольский НПЗ», «Сибирская энергетическая угольная компания» («СУЭК»), «Амурметалл», «ДВ-Цемент», ГРАСП и многие другие предприятия-лидеры регионального бизнеса [4].
2.2 Анализ коммерческой деятельности
В декабре 2016 года Владивостокский филиал АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) перевез более 22 тыс. тонн нефтепродуктов по Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) в рамках оказания услуг транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), в 7 раз увеличив средние показатели погрузки с начала работы в данном направлении в августе 2016 года. В августе филиал перевез 5 тыс. тонн нефтепродуктов в цистернах, в сентябре и октябре – по 2 тыс. тонн.
Общий объем перевозок в рамках проекта с августа по декабрь составил 31 тыс. тонн. Комплексный сервис для обеспечения доставки нефтепродуктов из комбинатов Росрезерва, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье, включил перевозку грузов по схеме «одного окна», организацию погрузочных работ, передачу груза под охрану, а также оформление всех перевозочных документов и оплату станционных сборов[13].
Кроме того, филиал обеспечил диспетчеризацию груза на протяжении всего пути до станций назначения. Нефтепродукты следовали со станций Тихоречное, Хурмули ДВЖД, Екатеринославка Забайкальской железной дороги в адреса грузополучателей Дальневосточного федерального округа.
В январе 2017 года Владивостокский филиал АО «Первая Грузовая Компания» (АО «ПГК») перевез более 738 тыс. тонн грузов, на 24% превысив аналогичные показатели прошлого года. Грузооборот филиала составил 1 млрд т-км, сообщает пресс-служба компании.
Основную номенклатуру грузов составили уголь и нефтепродукты.
Доля ПГК в общем объёме перевозок на полигоне Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «Российские железные дороги») и Железных дорог Якутии (ЖДЯ) выросла с 16% до 22%. Кроме того, увеличению грузовой базы филиала способствовал рост отправок в цистернах в рамках оказания комплекса услуг транспортно-экспедиционного обслуживания. В таблице 2.3 представлена динамика объема перевозок угля и нефтепродуктов.
Таблица 2.3-Динамика объема перевозок
В тысячах тонн
Показатель | 2015 год | 2016 год | Абсолютное отклонение | Темпы прироста,% |
Перевозка угля | 267 | 366 | 99 | 37 |
Перевозка нефтепродуктов | 307 | 341 | 34 | 11 |
Как видно из таблицы 2.3, объем перевозок угля вырос относительно аналогичных показателей января 2016 года на 37%, до 366 тыс. тонн, нефтепродуктов – на 11%, до 341 тыс. тонн. Грузы следовали со станций ДВЖД и ЖДЯ в адреса грузополучателей Дальневосточного федерального округа, Якутии, Забайкальского края, Западной и Восточной Сибири, Урала и других регионов РФ, а также на экспорт в Китай, Корею и Японию[14].
Особое внимание в рамках коммерческой деятельности АО «ПГК» уделяет обслуживанию долгосрочных сервисных контрактов, которые заключены с лидерами российской промышленности - Группой НЛМК и Группой «Северсталь», а также ОК РУСАЛ и «ЕВРОЦЕМЕНТ групп». Отказ от кэптивного оператора и передача его функций на аутсорсинг позволяют:
- обеспечить гарантию доставки грузов, сохраняя при этом транспортную безопасность;
-повысить технологичность работы с подвижным составом на подъездных путях предприятий;
- усилить прозрачность и контроль над транспортными издержками;
- получать дополнительные сервисы в первоочередном порядке;
- расширение спектра оказываемых услуг и повышение удовлетворенности и качества обслуживания клиентов;
- наличие стабильной грузовой базы, которая позволяет эффективно задействовать парк вагонов и др.
2.3 Анализ финансового состояния
Проведем анализ имущества предприятия и источников имущества на основе бухгалтерского баланса. В таблице 2.4 представлены основные показатели состава имущества, капитала и обязательств ОАО «Первая грузовая компания» по данным имущества предприятия и источников имущества на основе бухгалтерского баланса[20].
Таблица 2.4- Структура активов ОАО «ПГК» (анализ по видам)
В тысячах рублей
Наименование показателя | Коды строк | 2016г. | 2015г. | 2014г. | ||||
I. Внеоборотные активы | ||||||||
Нематериальные активы | 1110 | 9 121, 6 | 6 811,3 | 3 140,2 | ||||
Результаты исследований и разработок | 1120 | - | - | - | ||||
Основные средства | 1130 | 9 282,882,6 | 8 928 953,1 | 8 407 028,1 | ||||
Доходные вложения в материальные ценности | 1140 | - | - | - | ||||
Финансовые вложения | 1150 | 451 169,8 | 510 361,2 | 384 886,6 | ||||
Отложенные налоговые активы | 1160 | 25 806,9 | 308,8 | 0,5 | ||||
Прочие внеоборотные активы | 1170 | 292 096,7 | 43 082,0 | 25 790,9 | ||||
Итого по разделу I | 1100 | 10 061 077, 6 | 9 489 516,4 | 8 820 846,3 | ||||
II. Оборотные активы | ||||||||
Запасы | 1210 | 16 282,6 | 23 885,4 | 154 331,8 | ||||
Налог на добавленную стоимость по ценностям | 1220 | 291 655,9 | 462 502,5 | 415 821,7 | ||||
Дебиторская задолженность | 1230 | 1 140 748,1 | 1 835 938,1 | 1 088 661,8 | ||||
Финансовые вложения | 1240 | 64 671,6 | 510 571,2 | 792 442,0 | ||||
Денежные средства | 1250 | 981 431,8 | 235 473,3 | 58 414,9 | ||||
Прочие оборотные активы | 1260 | 8 998,4 | 2 289,4 | 480,1 | ||||
Итого по разделу II | 1200 | 2 503 770,4 | 3 275 778,4 | 2 510 152,3 |