Файл: Виды бюджетов организации и порядок их формирований.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика понятия и видов бюджета организации
1.1 Понятие «бюджет организации» и основные составляющие бюджетирования
Глава 2 Формирование бюджетов организации
2.1 Этапы разработки бюджета организации
2.2 Процедуры исполнения бюджета организации
Список использованных источников Книги
17. https://www.iprbookshop.ru/85641.html - «Планирование на предприятии»
1.2 Виды бюджетов организации
Бюджет – календарный план управления денежными средствами, который включает расходы и доходы предприятия. Данный документ активно используется как при планировании деятельности, так и для контроля производственных процессов4. Выделяют несколько видов бюджетов, с которыми работает каждый бухгалтер и финансист.
Постановка бюджетирования – один из самых важных финансовых процессов на предприятии. Бюджет является стратегическим планом, который определяет основные направления развития предприятия.
Выделяют несколько основных видов бюджетов:
– генеральный бюджет;
– финансовый бюджет;
– операционный бюджет.
Генеральный бюджет.
Данный вид плана включает всеобъемлющую информацию, которая объединяет финансовое планирование всех подразделений и определяет общий управленческий баланс. Генеральный бюджет также часто называют основным либо общим. Чаще всего данный план разделяют на финансовый бюджет и операционный бюджет.
Составляющие операционного бюджета.
Операционный бюджет состоит из бюджета доходов и расходов, который является таким же важным для анализа общей ситуации на предприятии, как и управленческий учет затрат. В операционный входят такие расходы и доходы, как заработная плата, расходы по амортизации, бюджеты производства и продаж, расходы по налогообложению, и др. Консолидация проводок позволит сделать использования операционного плана более эффективным.
Особенности финансового бюджетирования.
Рассматривая финансовый бюджет, специалисты чаще всего имеют в виду несколько крайне важных документов, таких, как аналитический отчёт о прогнозировании бухгалтерского отчета, прогнозирование движения капитала предприятия, анализ будущих убытков и прибыли, прогнозирование движения денежных средств. Данный вид планирования позволяет принимать стратегические решения и вносить поправки в поточные процессы. Именно финансовый бюджет чаще всего презентуют инвесторам
5.
Стоит учитывать, что не существует точных форм для бюджетирования на предприятии, поэтому каждый финансовый отдел самостоятельно ищет самую удобную для себя структуру. Используя творческий подходе, специалисты создают работают с удобными бюджетами, которые позволяют найти лучшие стратегии развития их компании.
К основным видам относятся бюджеты:
1. Операционные, обобщающие сведения о плановых значениях стоимостных и натуральных показателей в разрезе текущих операций организации.
2. Инвестиционные, формируемые на основе данных инвестиционной деятельности.
3. Финансовые, включающие сведения о доходах, плановых расходах, обязательствах, активах, объемах собственного капитала6.
Кроме того, существующая классификация позволяет выделять такие разновидности, как долгосрочные и краткосрочные бюджеты, постатейные, статические и гибкие, профицитные и дефицитные, сбалансированные, преемственные.
По масштабу выделяют бюджеты субъектов, местные, федеральные, консолидированные – объединяющие все виды бюджетов конкретного субъекта.
Операционные.
Для операционных бюджетов характерно включение нескольких других видов, так как в них могут существовать расходы и доходы компании от разных типов ее деятельности.
Сюда включаются налоги на собственность, оплата коммунальных услуг, коммерческие, управленческие и производственных расходы, а также потери, связанные с амортизацией основных средств.
Назначением этого вида является раздельный учет целевых расходов и фиксация доходов, полученных отдельными структурными подразделениями.
Подвиды операционных бюджетов.
Категорию подразделяют на несколько подгрупп. К ней относятся бюджеты:
– текущих периодов;
– функциональные;
– ЦФО – центра финансовой ответственности;
– инвестиционные.
В рамках этих подгрупп возможно осуществление контроля за продажами, закупками, производственными запасами, трудовыми и коммерческими расходами, административными затратами.
Инвестиционные.
Этот вид предназначен для планирования инвестиционной деятельности, определения долгосрочных стратегических целей. Включает в себя бюджеты на:
– вывод на рынок новых товаров;
– поиск и освоение дополнительных рынков сбыта;
– создание филиалов;
– возведение необходимых для хозяйствования объектов7.
Также может включать такой раздел, как расходы на приобретение производственного оборудования, своевременное введение его в эксплуатацию.
Финансовые.
Финансовый бюджет предприятия отражает ожидаемые финансовые последствия.
Он включает в себя ожидаемый отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли, балансовый отчет.
Этот вид считается основным для любой организации. Позволяет обеспечить ее надежность и финансовую эффективность, корректно произвести разработку системы платежеспособности.
Вывод по первой главе: бюджетирование – это процесс планирования бюджета предприятия и составления календарного плана ведения и распределения финансовых активов, включая создание смет в соответствии с намеченными целями. Это также позволяет проанализировать основные статьи расходов и скорректировать бизнес-план управления организацией.
Внедрение системы бюджетирования в организацию существенно снижает временные и денежные траты на достижение целей.
Позволяет координировать работу отделов и вносит четкость в поставленные цели и план их достижения по заданным критериям, а также предвидеть проблемы до их появления.
Выделяют несколько основных видов бюджетов:
– генеральный бюджет;
– финансовый бюджет;
– операционный бюджет.
Генеральный бюджет также часто называют основным либо общим. Чаще всего данный план разделяют на финансовый бюджет и операционный бюджет.
В операционный входят такие расходы и доходы, как заработная плата, расходы по амортизации, бюджеты производства и продаж, расходы по налогообложению, и др.
Именно финансовый бюджет чаще всего презентуют инвесторам.
Глава 2 Формирование бюджетов организации
2.1 Этапы разработки бюджета организации
Подготовка бюджета компании – это циклическое действие с определенным периодом (чаще всего 1 год), которое состоит из трех основных этапов. Каждый этап может включать в себя дополнительные фазы, зависимо от инструментов и целей руководства.
1. Планирование.
На этом этапе проводится подробный анализ показателей прошлой отчетности и подготовка плана для последующего внедрения с учетом экономической ситуации и возможной смены приоритетов. Следует внимательно подойти к этим моментам, так как наличие ошибок может привести к глобальным последствиям, вплоть до разорения бизнеса. Необходимо заранее продумать и составить список основных направлений и на ближайшее время.
2. Реализация.
Внедрение действий для всех подразделений компании, способствующий достижению целей и решению задач. Лучше всего раздробить большой временной промежуток на короткие отрезки с четко намеченным планом. Во время реализации следует отслеживать показатели, чтобы выявить и устранить недочеты.
3. Завершение.
Подведение итогов работы с их последующим анализом и сопоставлением теоретических и практических данных. Большое расхождение в показателях свидетельствует о плохой системе бюджетирования и непродуктивном функционировании фирмы8.
Результатом бюджетирования становится получение следующих значений:
– денежных оттоков, притоков;
– расходов, доходов, финансового итога;
– обязательств, собственного капитала, активов9.
Неотъемлемыми составляющими бюджетирования являются контроль отклонений фактических показателей от запланированных, анализ и учет достигнутых по факту значений10.
Особенности бюджетов, основные отличия.
В экономике выделяют несколько особенностей бюджетов. К ним относят:
– принадлежность к ограниченному спецификой предприятия периоду;
Пример.
Для школы началом такого периода станет 1 сентября. Курортный отель начнет отсчет с 1 апреля. А предприятие непрерывного цикла начнет составлять бюджет с 1 января.
– наличие временных этапов, предполагающее разбивку по месяцам, кварталам;
– использование прогностических методик;
– многовариантность, главной характеристикой которой является рассмотрение нескольких сценариев развития;
– значимость внесенной информации, экономическая обоснованность, необходимость выделенных статей;
– пригодность для принятия текущих управленческих решений;
– учет внешних факторов;
– согласованность действий между структурными элементами организации.
Поскольку в создании бюджета принимают участие разные подразделения, зачастую преследующие разные интересы, согласованность такой работы выступает одной из наиболее важных особенностей11.
Отличие бюджетирования и финансового планирования.
Кроме наименования эти два процесса отличаются временными показателями: бюджет нацелен на планирование расходов по неделям и месяцам, а финансовые цели определяются на 5-10 или даже 20 лет.
Вторым отличием является цель. В распределении финансовых потоков основным мотиватором выступает долгосрочная стратегия. А создание бюджета позволяет грамотно управлять капиталом каждый день.
И третье отличие заключается в системе оценки результатов. Успехи финансирования фиксируются на полугодовой или годовой основе. В то время как правильность бюджетирования можно оценивать раз в неделю, ежемесячно12.
Ниже представлен один из вариантов последовательности составления бюджета компании. Данный пример свойственен для компаний малого и среднего бизнеса.
1. Формирование затратных частей БДР и БДДС
Из функциональных бюджетов переносятся обороты по статьям. Начисление затрат переносится в БДР, оплата затрат – в БДДС. Разнесение затрат производится с учетом разделения по видам деятельности.
2. Расчет налогов, включаемых в себестоимость для целей налогообложения
Производится расчет налогов (налог на имущество, ЕСН, НДС, и т.д.).
3. Расчет необходимой прибыли
С учетом запланированных затрат на приобретение ОС, НМА, инвестиций, прогноза остатка денежных средств на начало планового периода и прочих факторов рассчитывается необходимая прибыль планового периода по видам деятельности.