Файл: Вопросы к экзамену по психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

3. Понятие учебно-профессиональной деятельности как ведущий вид деятельности в юношеском возрасте

4. Дайте характеристику новообразований в юношеском возрасте Новообразования личности:

5. Охарактеризуйте самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности устойчивое самосознание;

23. Опишите завершение полного жизненного цикла человека. Что такое страх смерти?

24. Почему жизненный путь личности считают составляющей ее психического облика?

25. Докажите, что профессия является фактором самореализации личности.

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

27. Дайте понятие педагогической деятельности.

28. Какова роль мотивации в структуре педагогической деятельности? Опишите соотношение понятий «мотивация» и «центрация».

29. Дайте общую характеристику стилей педагогической деятельности. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

30. Что понимают под индивидуальным стилем педагога?

31. Что такое профессиональное самосознание педагога?

32. Дайте определение педагогическим способностям . Что входит в структуру педагогических способностей?

33. Назовите основные функции и умения педагога.

34. Что такое анализ урока? Чем психологический анализ урока отличается от педагогического?

35. Охарактеризуйте профессионально-личностное развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности.

36. Что понимают под учебно-педагогическим сотрудничеством?

37. Что такое педагогическое общение?

38 Назовите основные барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и педагогической деятельности.

39. Охарактеризуйте педагогические конфликты

40. Что понимают под профессиональной компетентностью педагога?

41. Что такое синдром профессионального выгорания педагога?

Внешние и внутренние условия профессионального «выгорания»

42. Каково место обучения в структуре педагогической деятельности?

43. Какова функция контроля в структуре обучения? Назовите проблемы формирования контроля.

44. Раскройте психологию педагогической оценки и отметки

45. Каково место воспитания в структуре педагогической деятельности? Назовите критерии воспитанности.

Понятие «безусловная родительская любовь» означает любовь родителей к ребенку даже в том случае, если его поведение не поддается нормам правильного воспитания.

  1. Опишите кризис 30 лет. В чем суть проблемы смысла жизни?

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разруше­нии прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семей­ной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающи­ми людьми. При удачном выборе привязанность к опреде­ленной деятельности, определенному укладу жизни, ценно­стям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное. Проблема смысла возникает тогда, когда цель не соот­ветствует мотиву, когда ее достижение не приводит к дос­тижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказывается общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

  1. Дайте психологическую характеристику понятию «зрелая личность».

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть само реализующимся индивидом.

Зрелая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;

  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;

  • умение оценивать людей объективно;

  • умение брать ответственность за свою жизнь;

  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет собственные ценности и не зависит от мнения окружающих.

  1. Охарактеризуйте изменения в когнитивной сфере периода зрелости.

  • Появляется диалектическое мышление: оно позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения;

  • Появление чувства обязательности и чувства ответственности: способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением;

  • Более гибкое использование интеллекта в различных ситуациях.


16. Каковы особенности личностного развития на этапе зрелости? В чем суть проблемы личностной и профессиональной самореализации? Дайте понятие профессиональной продуктивности.

Главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Личностная ситуация развития в этом возрасте включает реализацию себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Важная особенность зрелости – осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и другими людьми. Развитие личности в этом возрасте требует избавления от неоправданного максимализма, в том числе к вопросам своей проф. деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.

В это время происходит кризис середины жизни (40 лет – не чётких границ). Переоценка упущенного. Человеку кажется, что жизнь прожита не так, как хотелось бы. Состояние апатии, депрессия. Расхождение между жизненными планами и их реализацией. Обострение семейных отношений. Прохождение этапа «Покинутое гнездо» - дети начинают жить самостоятельной жизнью, происходит потеря некоторых близких (смерть). Отсутствие общих интересов супругов приводит к распаду семьи. С этим кризисом связаны серьёзные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создание новой семьи. Центральное возрастное образование периода зрелости – продуктивность. При появлении кризиса 40 лет ещё одно новообразование зрелости: коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменения «Я-концепции». Человек способен переопределять свои цели, сравнивает себя с другими своего возраста, сравнивает их жизненные цели со своими, сопоставляет их, соотносит с проф. деятельностью.

Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.

Л.И. Белозерова трактует профессиональное становление как процесс развития от стремления реализовать свои творческие, потенциальные возможности к пониманию своего призвания, к формированию профессионализма. Она утверждает, что профессиональное становление осуществляется через развитие самосознания личности. Профессиональное самосознание находит выражение в самосовершенствовании, самообразовании личности. Профессиональное становление происходит по мере обучения, воспитания, самообразования студента, являясь по отношению к нему интегрирующим процессом.


Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает у него как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.

17. Объясните причину кризиса на этапе зрелости. В чем специфика кризиса середины жизни у мужчин и женщин?

Кризис среднего возраста - это период жизни, при котором у человека возникает желание переосмыслить свои достижения, идеалы, свою жизнь. Человек чувствует неудовлетворенность собой, своей жизнью, понимает, что не добился очень много из того, о чем когда-то мечтал. Понимает, что половина жизни, если не больше, позади, времени осталось не так много, а ничего еще не сделано и уже вряд ли будет. Отделение от повзрослевших детей. Начинает пугать старость, ожидание смерти. «Кризис середины жизни». Обострение идентичности, а также привлекательности, происходит подведение итогов.

Оценка пройденного жизненного пути, переживания отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить, переживания краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимость отказаться от явно недостижимых целей.

Взрослость, несмотря на кажущуюся устойчивость, такой же противоречивый период, как и другие. Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Особенно острым становится это противоречие в случае негативных оценок, данных личностью своей предшествующей жизни, и необходимости выработать новую жизненную стратегию. Взрослость дает возможность человеку (еще и еще раз) «сделать жизнь» по собственному усмотрению, развернуть ее в ту сторону, которую человек считает целесообразной.

Одновременно она преодолевает переживание того, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к просчетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Взрослость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.


Отмечено, что взрослые люди, по каким-то причинам не преуспевающие в своей профессии или неадекватно чувствующие себя в профессиональных ролях, всеми способами стараются избежать производительного профессионального труда, но одновременно уклониться от того, чтобы признать себя в нем несостоятельными.

Если ситуация развития неблагоприятная, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению. Казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное положение, имеет профес­сию и т.д., но личностно не чувствует себя состоявшимся, нужным, а свою жизнь — наполненной смыслами. В этом случае, как пишет Э. Эриксон, человек рассматривает себя как свое собственное и единственное дитя (а если есть физическое или психологическое неблаго­получие, то они этому способствуют). Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить (создавать) вещи, в которые вложена часть неповторимой индивидуальности, помогают преодолевать возникшую самопоглощенность и личностное оскудение.

Следует отметить, что на переживание кризиса влияет привычка человека сознательно организовывать свою жизнь. К 40 годам у человека накапливаются признаки старения, ухудшается биологическая саморегуляция организма.

Кризис среднего возраста у мужчин

Состоявшийся мужчина к сорока годам может, казалось бы, без видимых причин бросить высокооплачиваемую работу, впасть в депрессию, завести молодую любовницу или уйти из семьи, при этом замкнувшись в себе. Зачастую понять, а также объяснить такое поведение не способен ни сам мужчина, ни его ближайшее окружение.

Нередко в мужчине к 40 годам просыпается чувство неудовлетворенностью жизнью, а также социальной ролью в группе или обществе. Это происходит по причине ряд неудач, разбитых надежд в реализации жизненных планов, а также из-за безвозвратно утраченных возможностей. Кризисный период характеризуется глобальной переоценкой ценностей, проявлением жалости к себе, поверхностными разговорами ни о чем или обвинениями близких в своих неудачах. Зачастую кризис среднего возраста у мужчин отмечается в 40-45 лет, когда уже прожита значительная часть жизни. У мужчин отмечается пересмотр жизненных приоритетов и ценностей, формируется стремление к новым социальным и личным целям.

Для многих мужчин среднего возраста приходит момент истины, когда глядя в зеркало, они обнаруживают увеличенный живот, новые морщины, седину и залысины на висках, вызывающие только чувство уныния и досаду.


Начиная с 40-летнего возраста, происходит снижение физических возможностей, затрагивающих моторные и сенсорные функции, а также деятельность всех систем и внутренних органов. Все физические изменения наступают параллельно с психическими преобразованиями, которые отмечаются апатией, продолжительными периодами депрессий, утратой интереса к жизни. Все чаще у мужчин возникает нервозность, обостряется чувство неуверенности, подавленность и усталость. Отмечаются конфликты на работе и в семье.

Более остро набирает актуальности борьба с хроническими заболеваниями и это становится основным занятием мужчин среднего возраста. Большинство мужчин осознают, что нужно сменить вредные привычки на здоровые, однако такая замена зачастую сталкивается с преодолением психологических барьеров, которые не каждому покоряются.

Жажда карьеры, социального самоутверждения в этом возрасте выступают не стимулирующими, а напротив, разрушительными для человека желаниями, потому что забывают про самоанализ.

На поверхность поднимаются подростковые комплексы, включающие все «хочу» вместо «надо». От глубины и характера комплексов у подростков будет зависеть их поведение в период кризиса среднего возраста. Происходит проба новых социальных ролей, восполнение своего недостатка опыта.

К 40 годам мужчина внезапно осознает, что прожил жизнь по чужим правилам, а все социальные роли ему были навязаны, начинает активно бороться против этого, делая резкие и неожиданные поступки.

Мужчина среднего возраста переоценивает собственную жизнь через призму упущенных возможностей. Разговоры мужчин приобретают несколько обреченный и философский оттенок, а жизнь предстает со своей быстротечностью, а также реальной вполне конечной остановкой. Нередко мужчины заводят разговоры о здоровье, с интересом смотрят телепередачи о здоровье, начинают ходить по врачам. Это происходит из-за страха смерти и страха старости. Зачастую он впадает в депрессию, его охватывают беспричинные тревоги, бессонница, а настроение меняется по несколько раз за день.

Кризис среднего возраста у женщин

Отмечается следующими симптомами:

- беспокойство и неуверенность;

- непонимание, чем наполнить свою жизнь;

- ощущение безвозвратного упущения времени;

- уверенность, что лучшие годы позади, а будущего нет;

- угасание любви к мужу;