Файл: Применение игровых технологий при обучении программированию в 89 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В 8–9 КЛАССАХ
2.1. Обзор учебно-методических комплексов по теме «Программирование»
Разработка и применение цифрового образовательного ресурса «Изучай программирование сам»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обобщенный алгоритм сортировки массива модифицированным методом простого выбора
личными проблемами, заниженной самооценкой, а также неопределенной социальной ролью [20].
Эти проблемы нередко сопровождаются склонностью к различным реакциям, не характерным для взрослого человека.
Для подросткового периода характерны определенные реакции.
Очень важно вовремя выявить нарушения поведения и оказать своевременную помощь подростку.
Также в подростковом возрасте формируются стратегии или способы преодоления проблем и трудностей (см. табл. 3).
Таблица 3
Способы преодоления трудностей
Ведь даже при агрессивном поведении он нуждается в поддержке взрослого, в его защите, оценке и понимании. Поэтому в семье, в школе все зависит от взрослого. В общении с ребенком необходимо создавать благополучные отношения, чтобы в них были взаимопомощь, доверие, сотрудничество. Тогда ему будет легче перейти во взрослую жизнь.
Также подростковый возраст характеризуется познавательной активностью. У них совершенствуются интеллектуальные способности, развивается мышление, логика, память, речь, становится избирательным и целенаправленным восприятие, улучшается внимание. Однако, эта идеальная модель подростка не всегда совпадает с реальностью, так как развитие этих психических процессов зависит от учебной деятельности ребенка.
Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, т. к. при обучении, воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.
Восприятие является очень важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.
Внимание у подростков является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью, утомляемостью), а также снижением интереса к учебной деятельности.
К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.
Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к понятийному мышлению.
Существует и подростковый кризис, т. е. ломка, резкая смена всех переживаний ребенка, ее структуры и содержания. Переломной точкой кризиса является возраст 14 лет. У детей в таком возрасте встречаются: резкая смена настроения, неустойчивость физического состояния, ранимость, депрессия, раздражительность, неконтролируемые срывы.
Для девочек характерно: эмоциональная восприимчивость, приспособление к различным обстоятельствам, стремление опекать младших, конформность поведения, интерес к своей внешности, кокетство, застенчивость, стыдливость, аккуратность, исполнительность и терпеливость.
Для мальчиков — раскованность в поведении, тяга к точным наукам.
К концу подросткового возраста происходит переход к самооценке, возникает стремление к самоутверждению, самовоспитанию, самореализации, самовыражению, преодолению отрицательных качеств.
Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью:
Подростки отличаются следующими чертами поведения:
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования интереса к уроку является довольно значимой. Более того, она актуальна для возрастного периода 14–15 лет (8–9 классы), когда наблюдается спад познавательной активности в той или иной степени интенсивности.
В последствии, это ведет к снижению успеваемости, к негативному отношению к процессу учения, к педагогам, к школе в целом. Вызывает трудности при дальнейшем выборе профессии и поступлении в желаемое учебное заведение.
Ниже приведены критерий, распределенные по трем уровням, по которым можно определить уровень заинтересованности учащихся во время урока (см. табл. 4).
Таблица 4
Уровни заинтересованности учащихся и их критерии
Приведенные три уровня критериев для определения уровня интереса обучающихся, по существу, составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет особенные черты, отличающие его от предшествующего. По мере продвижения ученика по этой «иерархической» лестнице доля участия педагога постепенно убывает до минимальной на третьем уровне.
Интерес низкого уровня непродолжительный, нестойкий и легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Только в результате систематической учебно-познавательной работы и дальнейшего воздействия педагога этот интерес может перейти на более высокую ступень.
На среднем уровне интерес обучающихся построен на неудачах, возникшие затруднения легко разрушают интерес, так как еще мало конкретных знаний, практика учащегося недостаточна, чтобы противостоять неблагоприятным для реализации познавательного интереса условиям, поэтому помощь педагога здесь очень важна.
И только на третьем, высоком уровне заинтересованности самостоятельная деятельность учащегося сближается с творческой и приобретает учебно-исследовательский характер [24].
Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. А игра позволяет обучающимся данного возраста проявить себя со стороны активно участника образовательного процесса, раскрепоститься в кругу одноклассников и улучшить качество усвоения знаний в этот возрастной промежуток времени.
Выводы по первой главе
Часть исследователей считает, что игра — некая форма поведения, другая часть — способность реализовать в себе возможность воображения, однако все сходятся во мнении, что игра — это вид деятельности, направленный на социализацию личности.
Игра — исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. Игровая технология — совокупность методов и средств обучения, в основе которых лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Задача педагога состоит в формировании познавательного интереса и включении его в учебный процесс как объективно необходимого самостоятельного структурного компонента, для этого нужно изменить характер учебной работы.
Эти проблемы нередко сопровождаются склонностью к различным реакциям, не характерным для взрослого человека.
-
Реакция отказа. Подростки отказываются общаться с кем-либо, от учебы, от домашних забот. Чаще всего это бывает, когда ребенка отрывают от семьи или он меняет школу. -
Реакция оппозиции, протеста. В этом случае ребенок сбегает из дома, из школы, начинает воровать, постоянно пропадает на улице. -
Реакция имитации. Подросток начинает подражать взрослому человеку, который соответствует его идеалу. Это могут быть как родные и близкие, так и актеры, певцы и т.д. -
Реакция компенсации. Ребенок начинает восполнять свои неудачи в одной области успехами в другой. Например, двоечник может добиваться авторитета за счет вызывающих выходок. -
Реакция гиперкомпенсации. Подросток стремится достичь успехов в той области, в которой он неуспешен. Например, стремление к спортивным достижениям при физической слабости.
Для подросткового периода характерны определенные реакции.
-
Реакция эмансипации. Ребенок стремится к самостоятельности, освобождению из-под опеки родителей. При неблагоприятных условиях это может выразиться в побегах из дома, оскорблении учителей и родителей, а также в совершении проступков. -
Реакция «отрицательной имитации». Подросток борется за свою независимость, а также у него наблюдается поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи. -
Реакция группирования. Ребята стремятся объединиться в группы по интересам со своим лидером. В неблагоприятных условиях эта реакция может определять его асоциальные поступки. -
Реакция увеличения (хобби-реакция). Мальчики стремятся занять лидерские позиции, заниматься спортом, играть в азартные игры, а девочки стараются участвовать в различных конкурсах, привлекают внимание к себе, увлекаются экстравагантной одеждой. Для обоих полов характерен интерес к музыке и искусству. -
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. У подростков возрастает интерес к сексуальным проблемам, и они рано начинают свою половую жизнь.
Очень важно вовремя выявить нарушения поведения и оказать своевременную помощь подростку.
Также в подростковом возрасте формируются стратегии или способы преодоления проблем и трудностей (см. табл. 3).
Таблица 3
Способы преодоления трудностей
Стратегии | Описание стратегий |
Конструктивные | – ребенок достигает цели только своими силами; – обращается к более опытным людям; – тщательно обдумывает свои проблемы и старается их решить; – относится к проблеме с другой стороны; – ищет причины неудачи в себе, а не в других. |
Неконструктивные | – не обращает внимания на проблемы, старается избегать людей; – обижается на всех, закатывает истерики, хлопает дверями, слоняется по улицам. |
Ведь даже при агрессивном поведении он нуждается в поддержке взрослого, в его защите, оценке и понимании. Поэтому в семье, в школе все зависит от взрослого. В общении с ребенком необходимо создавать благополучные отношения, чтобы в них были взаимопомощь, доверие, сотрудничество. Тогда ему будет легче перейти во взрослую жизнь.
Также подростковый возраст характеризуется познавательной активностью. У них совершенствуются интеллектуальные способности, развивается мышление, логика, память, речь, становится избирательным и целенаправленным восприятие, улучшается внимание. Однако, эта идеальная модель подростка не всегда совпадает с реальностью, так как развитие этих психических процессов зависит от учебной деятельности ребенка.
Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, т. к. при обучении, воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.
Восприятие является очень важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.
Внимание у подростков является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью, утомляемостью), а также снижением интереса к учебной деятельности.
К числу индивидуальных особенностей относятся индивидуальные различия в функционировании памяти. Для успешности обучения подростка способам рационального запоминания необходимо знать преобладающий тип памяти и индивидуальные особенности запоминания.
Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к понятийному мышлению.
Существует и подростковый кризис, т. е. ломка, резкая смена всех переживаний ребенка, ее структуры и содержания. Переломной точкой кризиса является возраст 14 лет. У детей в таком возрасте встречаются: резкая смена настроения, неустойчивость физического состояния, ранимость, депрессия, раздражительность, неконтролируемые срывы.
Для девочек характерно: эмоциональная восприимчивость, приспособление к различным обстоятельствам, стремление опекать младших, конформность поведения, интерес к своей внешности, кокетство, застенчивость, стыдливость, аккуратность, исполнительность и терпеливость.
Для мальчиков — раскованность в поведении, тяга к точным наукам.
К концу подросткового возраста происходит переход к самооценке, возникает стремление к самоутверждению, самовоспитанию, самореализации, самовыражению, преодолению отрицательных качеств.
Психологические особенности подросткового возраста характеризуются противоречивостью:
-
подросток болезненно относится к любой критике, но хочет, чтобы с ним общались как со взрослым человеком; -
из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться с домашними делами, но с успехом выполняют более сложные дела; -
он желает быть «как все» со свои сверстники, но в тоже время подчеркивает свою индивидуальность; -
подростки придирчивы к мелочам.
Подростки отличаются следующими чертами поведения:
-
эмоциональной неустойчивостью; -
резкими перепадами настроения; -
повышенным самолюбием; -
застенчивостью и неуверенностью в своих силах.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования интереса к уроку является довольно значимой. Более того, она актуальна для возрастного периода 14–15 лет (8–9 классы), когда наблюдается спад познавательной активности в той или иной степени интенсивности.
В последствии, это ведет к снижению успеваемости, к негативному отношению к процессу учения, к педагогам, к школе в целом. Вызывает трудности при дальнейшем выборе профессии и поступлении в желаемое учебное заведение.
Ниже приведены критерий, распределенные по трем уровням, по которым можно определить уровень заинтересованности учащихся во время урока (см. табл. 4).
Таблица 4
Уровни заинтересованности учащихся и их критерии
Тип уровня | Критерии |
Низкий уровень | -выполнение заданий с нежеланием, инертностью; -длительное, напряженное выполнение работы; -выполнение с отвлечениями и перерывами; -небрежное выполнение заданий; -отсутствие стремления исправлять ошибки; -избегание участия работы в группах; -отказ вообще что-либо выполнять; -низкое качество знаний. |
Средний уровень | -выполнение заданий с избирательностью или повторением; -добросовестное, но длительное выполнение работы; -проявление внимания на части занятия; -поиск ошибок без попытки их исправления; -пассивное участие в групповых работах; -удовлетворенность проделанной работы; -ориентация в деятельности; -среднее качество знаний. |
Высокий уровень | -тщательное выполнение практической части работы; -стремление узнать новые приемы выполнения работы; -активное и качественное выполнение работы; -проявление внимания в процессе всего урока; |
Высокий уровень | -разбор и устранение своих ошибок и своих товарищей; -стремление к самостоятельной постановке проблемы и поиск путей ее решения; -активное участие в групповой форме работы; -высокое качество знаний. |
Приведенные три уровня критериев для определения уровня интереса обучающихся, по существу, составляют иерархию уровней: каждый последующий уровень включает в себя черты предшествующего и имеет особенные черты, отличающие его от предшествующего. По мере продвижения ученика по этой «иерархической» лестнице доля участия педагога постепенно убывает до минимальной на третьем уровне.
Интерес низкого уровня непродолжительный, нестойкий и легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Только в результате систематической учебно-познавательной работы и дальнейшего воздействия педагога этот интерес может перейти на более высокую ступень.
На среднем уровне интерес обучающихся построен на неудачах, возникшие затруднения легко разрушают интерес, так как еще мало конкретных знаний, практика учащегося недостаточна, чтобы противостоять неблагоприятным для реализации познавательного интереса условиям, поэтому помощь педагога здесь очень важна.
И только на третьем, высоком уровне заинтересованности самостоятельная деятельность учащегося сближается с творческой и приобретает учебно-исследовательский характер [24].
Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. А игра позволяет обучающимся данного возраста проявить себя со стороны активно участника образовательного процесса, раскрепоститься в кругу одноклассников и улучшить качество усвоения знаний в этот возрастной промежуток времени.
Выводы по первой главе
Часть исследователей считает, что игра — некая форма поведения, другая часть — способность реализовать в себе возможность воображения, однако все сходятся во мнении, что игра — это вид деятельности, направленный на социализацию личности.
Игра — исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. Игровая технология — совокупность методов и средств обучения, в основе которых лежит взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.
Задача педагога состоит в формировании познавательного интереса и включении его в учебный процесс как объективно необходимого самостоятельного структурного компонента, для этого нужно изменить характер учебной работы.