ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Предложено много классификаций морфотипов. Самая простая классификация М.В.Черноруцкого, который выделил 3 типа телосложения: астенический, нормостенический и гиперстенический. Наибольшее применение получила схема соматотипов В.Т.Штефко и А.Д.Островского. Согласно этой схеме выделяют торокальный, дигестивный, мышечный, астеноидный, неопределенный типы. Однако сами авторы связывали формирование соматотипов с периодом половой зрелости, хотя допускали возможность выделения соматотипов у детей более ранних возрастных периодов.
Ю.Е.Вельтищев предложил использовать следующую классификацию морфофенотипов.
Основные морфотипы
А. Нормальные
-
Гипопластический (лептоморфный, инфантильный) – гипостатура, миниатюрные дети, семейно низкий рост (по Г.Н.Сперанскому). -
Удлиненный (долговязый, астенический, долихоморфный) – относительно высокий рост при суженных поперечных размерах. -
Коренастый (брахиморфный) – нормальный или сниженный рост при широких поперечных размерах. -
Атлетический (андроморфный) – опережение роста и размеров грудной клетки, ширины плеч, высокое физическое развитие у мальчиков и признаки маскулинизации (андрогении) у девочек. -
Женственный (гинекоморфный) – обычно у мальчиков – признаки феминизации. -
Тип полного ребенка (адипозофенотип). Пропорциональность размеров тела при избытке массы. -
Мезоморфный – пропорциональность показателей длины и массы тела.
Б. Патологические
Диспластические, диспропорциональные морфофенотипы. Чаще всего встречаются при генетической синдромальной патологии.
Морфофенотип лучше определяется в период относительной стабилизации роста. С возрастом ребенка меняются пропорции телосложения, и лишь у части детей рано удается его спрогнозировать. Более определенно судить о морфофенотипе ребенка можно, начиная со школьного возраста. Часть детей не может быть отнесена ни к одному из типов, тогда говорят о неопределенном морфофенотипе.
биологический возраст
Биологическое развитие – это наследственно запрограммированный процесс роста и созревания, имеющий для каждого ребенка свой индивидуальный темп.
Биологический возраст – это совокупность признаков биологического созревания (морфологических, функциональных, биохимических и др.), отражающих уровень достигнутого развития организма в целом и его систем на данном возрастном этапе.
Чаще биологический возраст соответствует календарному (паспортному). Однако часть детей может иметь отставание (ретардацию) или опережение (акселерацию) в развитии отдельных органов и систем или организма в целом. Нарушение темпов развития и созревания отдельных органов и систем определяется термином гетерохрония (дисгармоничность) развития. Строго говоря, гетерохрония той или иной степени свойственна каждому ребёнку на отдельных возрастных этапах. Поэтому в процессе врачебного наблюдения за ребёнком важно своевременное выявление отклонений темпов развития ребенка, так как последние могут свидетельствовать о снижении функциональных возможностей организма и повышенном риске возникновения заболеваний. Кроме того, особенности биологического созревания ребенка имеют значение для создания индивидуальных оптимальных условий внешней среды (режим дня, подходы к воспитанию и обучению, питание, физические нагрузки и т.д.).
Учитывая вышеизложенное, каждый педиатр должен владеть методикой оценки биологического возраста ребенка. Определение биологического возраста проводится по совокупности многих признаков достигнутого развития относительно возрастных нормативов или стандартов. Чем большая совокупность возрастно-специфических признаков оценивается, тем более информативной является методика.
Разработка таких повозрастных стандартов дело будущего, а для практических целей при оценке биологического возраста можно ориентироваться на следующие показатели.
Для всех периодов детства используют, прежде всего, антропометрические (морфологические) признаки, имеющие четкую возрастную динамику и входящие в оценку физического развития (рост, масса, пропорции телосложения, индексы физического развития и т.д.). (Подробнее см. соответствующие разделы данных методических указаний и раздел «Антропометрические показатели как отражение биологического возраста ребенка» учебника «Пропедевтика детских болезней», 1999, с. 125-126).
У детей раннего возраста, кроме того, важными критериями являются:
-
становление двигательных навыков и умений; -
психомоторное развитие; -
появление молочных зубов («зубная формула»).
У дошкольников к перечисленным критериям добавляется смена молочных зубов на постоянные (см. соответствующие разделы учебника).
У школьников, кроме физического, нервно-психического развития и «зубной формулы», оценивается:
-
появление и развитие вторичных половых признаков (половое созревание); -
показатели физической дееспособности (динамометрия, становая сила, занятия спортом и др.); -
функциональные показатели системы дыхания (ЖЕЛ, МОД, ЧД и др.), сердечно-сосудистой системы (АД, велоэргометрия, степ-тест и др.) и других систем.
Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности:
-
у мальчиков – изменяется тембр голоса, затем происходит оволосение лобка, далее увеличение щитовидного хряща гортани, оволосение подмышечных впадин и оволосение лица; -
у девочек половое созревание начинается с развития молочных желез, далее происходит оволосение лобка, подмышечных впадин, важный критерий – возраст первой менструации.
Кроме того, во всех возрастах при необходимости можно использовать такой критерий как «костный возраст» – число имеющихся ядер окостенения на R-грамме кисти.
Оценка каждого из признаков проводится по таблицам возрастных стандартов (центильным или сигмальным). Оцениваемый показатель относят к тому возрастному периоду, в котором он находится в интервале от 25 до 75 центилей. В случае отсутствия таблиц стандартов ориентируются на приближенность оцениваемого признака к средневозрастной величине, учитывая допустимые отклонения от нее.
Далее проводится совокупная оценка всех показателей. Биологический возраст соответствует тому возрасту, который представлен у большинства признаков. Если же при оценке показателей выявлен большой разброс (т.е. нет доминирования одного возраста), это свидетельствует о гетерохронии развития. В той или иной степени гетерохрония развития свойственна детям, когда какие-то системы отстают в развитии, а какие-то опережают его, и тогда бывает затруднительно определить биологический возраст ребенка.
Важно то, что эти состояния требуют динамического наблюдения за ребенком, так как создают предпосылки к нарушениям адаптации и соответственно повышают риск заболеваний.
В упрощенном варианте для оценки биологического возраста детей-школьников используют: рост, соответствие массы росту (гармоничность развития), «зубную формулу» и степень полового созревания.
По степени биологического развития детей-школьников одного и того же календарного возраста можно разделить на 3 группы:
-
Биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела находится в интервале от 10 до 90 центилей (3, 4, 5, 6 коридоры), масса соответствует длине, число постоянных зубов и степень полового созревания соответствуют паспортному возрасту. -
Биологический возраст отстает от паспортного, если показатели длины тела находятся в интервалах ниже 10 центиля (1, 2 коридоры), масса соответствует длине или имеется дефицит массы, число постоянных зубов и степень полового развития отстают от паспортного возраста. -
Биологический возраст опережает паспортный, если показатели длины тела находятся в интервалах выше 90 центилей (7, 8 коридоры), а масса соответствует длине или имеется ее избыток; число постоянных зубов и степень полового развития опережают паспортный возраст.
Нарушения роста и массы тела у детей
Низкий рост
Отставание темпов роста позволяет заподозрить наличие заболевания или недостаточность питания ребенка.
Нарушения роста характеризуются терминами «задержка физического развития (субнанизм)», «низкорослость (нанизм или карликовость)». В случае пропорциональной задержки роста и массы (то есть при соответствии массы росту) или при несколько сниженном состоянии упитанности в отечественной литературе по предложению Г.Н.Сперанского используется еще один термин «гипостатура» (миниатюрные дети). Чаще всего это дети из группы семейной низкорослости.
Выделяют следующие критерии задержки роста. Ведущим в оценке отклонений является сигмальный метод и расчет показателя Z-score.
-
Если показатель роста (длины тела) ребенка «низкий», то есть находится в коридоре от 3 до 10 центилей, а дефицит роста в пределах 5-10% от средневозрастного стандарта, такого ребенка следует включить в пограничную группу (группу риска) детей, требующих длительного медицинского контроля. Выявление устойчивого снижения роста при повторных наблюдениях требует проведения специальных исследований. -
Если показатель роста «очень низкий» (ниже 3 центилей) или находится в зоне от -2σ до -3σ (Z-score от -2 до -3), а дефицит роста составляет 10-20% от средневозрастного стандарта, диагностируют «задержку физического развития (субнанизм)». Существует большая вероятность задержки роста вследствие патологических причин. Требуется определение роста матери и отца, обследование ребенка, наблюдение в динамике и при необходимости – лечение. -
Дефицит роста от средневозрастного стандарта более 20% или более 3σ (Z-score ≥ -3) позволяет поставить диагноз «низкорослость» (нанизм). Такие дети требуют углубленного обследования в специализированном отделении и лечения.
В основе патологических изменений роста лежит первичное или вторичное нарушение продукции гормона роста, факторов роста или нечувствительность тканевых рецепторов к их действию.
Наиболее частые причины низкорослости или задержки роста
-
Семейно и/или конституционально-низкий рост. -
Задержка внутриутробного развития (ЗВУР), незрелость, недоношенность. -
Тяжелые степени нарушения питания. -
Психосоциальная депривация. -
Хронические заболевания, сопровождающиеся тканевой гипоксией (пороки сердца, хронические заболевания легких, тяжелые формы анемий). -
Хронические заболевания почек, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), печени, поджелудочной железы и др. врожденные и приобретенные. -
Врожденные пороки развития мозга (особенно гипоталамо-гипофизарной зоны), сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ, печени и др. -
Эндокринные заболевания (гипотиреоз, гипоталамо-гипофизарные нарушения, патология надпочечников, гонад). -
Травматические и инфекционные поражения гипоталамо-гипофизарной области. -
Опухоли мозга. -
Хромосомные аномалии и синдромальные генетические заболевания. -
Тяжелые формы рахита и другие заболевания костной системы.
Высокий рост
Патологическая высокорослость встречается значительно реже, чем низкорослость.
Показатель роста считается «высоким», если находится в коридоре 90-97 центилей. Такие дети включаются в группу риска и требуют длительного медицинского контроля.
Если показатель роста превышает 97 центилей или находится в зоне от 2σ до 3σ, существует большая вероятность патологически высокого роста (макросомия, субгигантизм). «Высокорослость» или «гигантизм» диагностируют при показателях роста, превышающих средневозрастные на 3σ и более.
Наиболее частые причины высокорослости
-
Семейно и конституционально-высокий рост. -
Заболевания гипофиза (аденома и др.). -
Хромосомная и наследственная патология:
-
болезнь Марфана; -
гомоцистинурия; -
синдром Клайнфелтера; -
синдром Беквита-Видеманна и другие.
Изменения массы тела детей
Оценка массы тела имеет особое значение в педиатрической практике, так как масса имеет наиболее быструю динамику при возникновении заболеваний и при нарушениях питания ребенка. Достаточное питание является одним из критериев здоровья ребенка. Важно, чтобы измерение массы у здоровых детей проводилось регулярно и достаточно часто, так как при острых заболеваниях и обострениях хронических важна оценка потери массы для определения тяжести состояния и лечения ребенка.