Файл: Вопросы для проверки знаний.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • у новорожденного – на уровне пупка или выше;

  • к 6 годам – середина расстояния между пупком и лобком;

  • с 12 лет и у взрослых – на лобке.

  1. Измерение и сравнение окружностей головы и груди (модифицированный индекс Тура). При рождении окружность головы больше окружности груди приблизительно на 2 см; к 2-4 мес. показатели сравниваются (разность равна 0), во II полугодии окружность груди начинает превышать окружность головы, к 1 году разность составляет 2 см. После 1 года разность (в см) между окружностью груди и головы укладывается в интервал от n до 2 n, где n – возраст в годах.

  2. «Филиппинский» тест – выполняется ребенком в положении стоя или сидя. Голова находится в строго вертикальном положении. Правую руку ребенка плотно накладывают на середину темени, направляя кисть к мочке левого уха. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха. Тест становится положительным с 5-6-летнего возраста и служит одним из критериев зрелости физического развития при подготовке к школе.


Понятие об индексах физического развити

Индексы физического развития – это математически вычисленные соотношения между двумя или несколькими антропометрическими показателями, которые отражают изменения пропорций тела у детей с возрастом и выявляют отклонения физического развития при патологических состояниях. Они являются не основными, а лишь вспомогательными критериями физического развития. В клинической практике наибольшее распространение получили массо-ростовые индексы.

1. Индекс Тура (Кéтле-I)массо-ростовой индекс. А.Ф.Тур предложил использовать этот индекс для новорожденных детей. Это частное от деления массы тела при рождении в граммах на длину тела в сантиметрах. Индекс отражает состояние упитанности плода к концу гестации. Его величина у здоровых доношенных детей составляет 60-80. Если показатель ниже 60, диагностируется внутриутробная (пренатальная) гипотрофия.

2. Индекс Кéтле-II – массо-ростовой индекс (другое название – индекс массы тела – ИМТ). Это частное от деления массы тела в килограммах на длину в метрах, возведенную в квадрат. Этот индекс широко применяется у взрослых для оценки состояния питания (ожирение, снижение массы). Индекс может применяться и в педиатрии, но пока еще широкого распространения не получил. В настоящее время рекомендуется использовать ИМТ для оценки состояния питания у детей после 10 лет, использование до этого возраста считается малоинформативным. ИМТ нашёл применение в практике педиатров-эндокринологов для диагностики ожирения.


Для детей школьного возраста просто и удобно для оценки ИМТ пользоваться номограммой, используя показатели роста и массы тела (Рис. 8). В США разработаны центильные таблицы стандартов ИМТ для детей от 1 года до 19 лет с учетом возраста и пола. Они предложены ВОЗ для международного использования (табл. 11 в Приложении).

Отмечается изменение ИМТ с возрастом детей. В возрасте 1-го года показатель ИМТ достаточно высокий, а затем прогрессивно снижается, достигая минимума к 6 годам, что отражает изменение направлений роста – периодов «округления» и «вытягивания». Поэтому использование ИМТ до 7 лет считается мало информативным. Затем показатель ИМТ нарастает, достигая величины конца 1-го года жизни к 10-11 годам. В дальнейшем показатель продолжает увеличиваться, достигая максимума к 19 годам. Динамические изменения ИМТ более выражены у мальчиков.

3. Расчеты процентного соотношения величин антропометрических показателей от средневозрастного стандарта также, по сути, представляют собой индексы физического развития. Так рассчитывают процентное соотношение роста, массы по возрастно-половым стандартам, массы по вневозрастным росто-половым стандартам. Наибольшее практическое значение имеет оценка массы, особенно массо-ростовые соотношения.


Рис. 8. Номограмма для определения индекса массы тела

Примечание: поместите линейку между колонками, указывающими рост и массу тела и определите ИМТ в той точке, где линейка пересекает шкалу ИМТ. Оптимальным показателем ИМТ считается 19-25 для женщин, для мужчин 20-25, для детей школьного возраста 18-25.
4. Модифицированный индекс Тура – разность между окружностью груди и головы (описан в разделе «Оценка пропорциональности телосложения»).

Особое положение занимают индексы пропорциональности, меняющиеся с возрастом: длина ноги / высота верхнего лица; окружность головы / длина тела; длина ноги / длина тела и другие. Они могут использоваться в качестве дополнительных критериев оценки не только физического развития, но и биологической зрелости ребенка (биологического возраста). Подробнее индексы физического развития описаны в учебнике «Пропедевтика детских болезней», 1999, стр. 102-103, 122-125.

Возрастные типы телосложения у детей


Каждый период развития ребёнка характеризуется своими специфическими чертами пропорций телосложения.

И.М.Воронцов предложил выделять следующие возрастные типы телосложения.


Тип грудного ребёнка.

В пропорциях телосложения отмечается относительно бóльшая высота головы и длина туловища при коротких конечностях. Высота головы составляет приблизительно 1/4-1/5, а длина туловища почти 1/2 (45%) от общей длины тела. Преобладает верхний сегмент тела (соотношение 1,7-1,5:1). Средняя точка тела находится в области пупка или выше.

Черты лица округлые, рельеф лица неглубокий, слабо выражена переносица, слабо развиты челюсти, особенно нижняя, отмечается преобладание мозговой части черепа над лицевой (2:1), шея короткая, скрыта за нижней частью лица.

Ноги и руки почти одинаковой длины, руки, вытянутые вдоль туловища, достают до начала бедра. Окружности плеча, предплечья, бедра и голени близки между собой, т.е. форма конечностей цилиндрическая. Стопы и кисти пухлые, выпуклые.

Живот относительно большой, выступает вперед. Окружность живота больше окружности грудной клетки. Окружность головы в первые 2-3 мес. больше окружности груди, затем они сравниваются, а во 2-ом полугодии жизни начинает превалировать окружность груди.

Хорошо развит подкожно-жировой слой, мышцы развиты слабо.

Тип ребенка раннего возраста (1-3 года).

Это период первого округления или первой полноты. Сохраняется относительно бóльшие высота головы и длина туловища при коротких конечностях, но начинается прирост длины ног.

Очертания лица округлые, рельеф лица неглубокий, нос мало выступает за выпуклость щек, в связи с появлением молочных зубов увеличиваются челюсти.

Вытянутые руки доходят до верхней трети или середины бедра. Длина ног начинает преобладать над длиной рук. Конечности сохраняют цилиндрическую форму, но окружности дистальных отделов уменьшаются по сравнению с проксимальными. Туловище круглое, его форма приближается к цилиндрической, живот выступает значительно меньше, окружность живота становится меньше окружности грудной клетки.

Хорошо развит подкожно-жировой слой, мышцы развиты еще слабо.

Тип ребенка-дошкольника (4-7 лет).

Это период первого ростового сдвига. В этом периоде ускоряется рост, заметно удлинение рук и особенно ног; вытянутые руки доходят до середины бедра; средняя точка длины тела находится на середине между пупком и симфизом. «Филиппинский тест» (относительная длина руки) становится положительным.

Высота головы уменьшается до 1/6 от общей длины тела, становится хорошо заметной шея. Существенно углубляется рельеф лица, нос выступает за выпуклость щек, хорошо определяются индивидуальные черты строения лица. Соотношение лицевой и мозговой частей черепа приближается к 1:1.


Общая округлость, особенно округлость конечностей, уменьшается. Хорошо видна разница диаметров бедра и голени, плеча и предплечья. На конечностях начинает просматриваться рельеф мышц.

Туловище теряет цилиндрическую форму, хорошо дифференцируется на грудь и живот. Окружность грудной клетки превышает окружность головы тем больше, чем старше ребенок.

Происходит заметное увеличение массы мышц и некоторое уменьшение подкожно-жирового слоя.

Тип ребенка - младшего школьника (8-12 лет).

Это период второй полноты. Характерно некоторое замедление роста, особенно у мальчиков, и вновь округление тела. У девочек период стабилизации роста очень кратковременный и с 9 лет рост значительно ускоряется.

Прибавки в росте определяются нарастанием длины ног, средняя точка длины тела приближается к симфизу.

Главное отличие этого периода – начинают проступать черты половой специфичности внешнего облика и телосложения. У девочек отмечается расширение таза, бóльшее жироотложение, происходит формирование талии. У мальчиков увеличивается ширина плеч, нарастает масса и сила мышц, хорошо заметен их рельеф на плече и голени.

Тип подростка (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет).

Период второго ростового сдвига – пубертатный скачок роста.

Начало периода характеризуется интенсивным нарастанием длины рук и ног, а увеличение длины туловища отстает. Поэтому на какое-то время возникают диспропорции телосложения (подростки длинноруки, долговязы, с угловатыми движениями). Девочки нередко обгоняют в физическом развитии мальчиков. Средняя точка длины тела может опускаться ниже симфиза до тех пор, пока не начнется фаза удлинения туловища и тогда она вновь вернется на уровень симфиза, как и у взрослых. Длина туловища составляет 38% от общей длины тела. Соотношение верхнего и нижнего сегментов тела приближается к соотношению у взрослых 1:1.

Прибавки массы несколько отстают, поэтому подкожно-жировой слой вначале истончается, но затем прибавки массы нарастают (особенно у девочек) и отмечается согласованность округления и вытяжения тела.

Продолжается созревание черт лица с удлинением носа, челюстей, надбровных дуг, начинает преобладать лицевая часть черепа над мозговой (2-1,5:1).Высота головы уменьшается до 1/8 от длины тела, приближаясь к пропорциям взрослого.

В этом периоде еще более выражены половые различия в строении тела. У девочек значительно нарастают размеры таза (межвертельное и межтрохантериальное расстояния), у мальчиков – ширина плеч (межакромиальное расстояние), нарастает масса мышц и мышечная сила. Параллельно во внешнем облике появляются вторичные половые признаки (см. раздел «Методика исследования пола и полового созревания» в учебнике «Пропедевтика детских болезней, 1999, с. 664-666).


Рост практически завершается у девушек к 16-17 годам, у юношей – к 18-19 годам. К этому возрасту пропорции телосложения достигают уровня взрослого человека.
ПОВЕРХНОСТЬ ТЕЛА

Поверхность тела представляет собой показатель, коррелирующий с характеристиками физического развития. Известно, что функциональные параметры органов и систем находятся у растущего ребёнка в более тесной корреляции с поверхностью тела, нежели с его массой или длиной. Поэтому в клинической практике принято относить к поверхности тела такие характеристики как величина основного обмена, скорость кровотока в органах, клубочковая почечная фильтрация, величины секреции некоторых гормонов и др. Считается более точным расчёт дозировки лекарственных препаратов для детей на величину поверхности тела, а не на 1 кг массы, как это принято в педиатрической практике. Данные о поверхности тела используются также при определении площади поражения травматического или термического характера.

Площадь поверхности тела ребёнка можно определить по специальным номограммам, используя показатели длины и массы тела ребёнка. Ориентировочное представление о площади можно получить при использовании эмпирических формул (см. учебник ПДБ, 1999, стр. 103-104). Для упрощения расчётов можно ориентироваться на среднюю величину площади поверхности тела. Она составляет:



С возрастом поверхность тела увеличивается параллельно нарастанию массы и длины тела. Но относительная поверхность тела (на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается. Самая большая величина этого показателя у детей 1-го года жизни.
Понятие о конституции

Конституция – совокупность относительно устойчивых морфологических и функциональных свойств организма человека, обусловленных наследственностью, а также интенсивным длительным влиянием окружающей среды. Эти свойства до некоторой степени могут определять склонность человека к определенной патологии и характер протекания заболеваний.

Понятие «конституция человека» включает множество признаков. Применительно к морфологическим (антропометрическим) признакам целесообразно использовать термин «морфотип», «морфофенотип» или соматотип конституции человека (Ю.Е.Вельтищев), который служит отражением типа и пропорций телосложения. Определение морфофенотипа проводится прежде всего методом сомато- (антропо-)скопии и при необходимости дополняется антропометрией.