Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.6 Системный подход к менеджменту
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.
Родительский комитет Педагогический совет
Заместитель директора Заместитель директора
по учебной работе по воспитательной работе
Зам. по АХЧ
Модель учебной Модель воспитательной
службы службы
Рисунок 1 - Система управления в МБОУ «Ясновская СОШ»
Как видно из рисунка 1 органами управления МБОУ являются Управляющий совет, директор, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет. Обеспечивается государственно-общественный характер управления школой. Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет школы, педагогический совет. Работа
педагогического совета строится, прежде всего, на принципах демократии и сотрудничества. Созданы методический совет и другие современные организационные структуры (временные проблемно-творческие группы, ученическое самоуправление, школьные конференции). Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
В Управляющий совет входят представители родителей, учителей, учащихся, общественности. Он рассматривает вопросы перспективного развития школы, социального заказа школе, а также защиты интересов семьи, детей, педагогов, общества.
Школа обладает стабильным, профессиональным педагогическим коллективом, ориентированным на внедрение педагогических инноваций. В настоящее время в школе работают 27 педагогов: 5 мужчин и 22 женщины. Сформировалась сплочённая команда, имеющая единую цель – дать качественное образование, где каждый добросовестно выполняет свой функционал. Между учителями налажен процесс обмена информацией, поддержки и взаимопонимание. В школе сложилась система педагогических традиций, направленных на обеспечение ценностного единства участников образовательного процесса. Для создания условий, при которых кадровый потенциал школы будет эффективно использоваться и успешно развиваться для достижения ведущих целей образования, администрация школы целенаправленно проводит комплексную кадровую политику. В качестве основных сфер отрабатываются пять взаимосвязанных областей:
- подбор и расстановка кадров;
- система обучения педагогов;
- информационная поддержка педагогов;
- система стимулирования педагогов;
- условия и формы вовлечения педагогов в управление школой.
Таблица 1 - Особенности кадрового состава МБОУ «Ясновская СОШ»
Таблица 2 - Педагогический стаж работников школы
Таблица 3 - Возрастной состав педагогов
Анализ кадрового состава педагогического коллектива свидетельствует о достаточно стабильном положении. Но, к сожалению, практически нет притока молодых педагогов. За последние три года в школу пришли только двое молодых специалистов. Наблюдается старение педагогических кадров. 26% - учителя пенсионного возраста. Средний возраст учителей 48 лет. К тому же, в школе не хватает учителей математики, английского языка и музыки.
Таблица 4 - Сведения о прохождении педагогическими работниками курсов повышения квалификации за последние 3 года
Повышение квалификации педагогических кадров – один из главных ресурсов, способствующих решению поставленных задач. Ведущими формами повышения уровня педагогического мастерства являются самообразовательная работа, курсовая переподготовка, изучение передового опыта коллег, аттестация, конкурсы профессионального мастерства учителя, участие в работе районных методических объединений. Все члены педагогического коллектива ведут систематическую, планомерную самообразовательную работу по индивидуальной методической теме или проблеме. Вопросы самообразования рассматриваются на педагогических советах, обсуждаются на заседания МО. В целях систематизации опыта, накапливаемого специалистами, для определения направления его развития в школе использовался один из современных методов профессионального развития — метод «портфолио». Большинство педагогов освоило информационно-коммуникационные и интернет-технологии. В течение длительного времени наблюдается положительная динамика роста квалификации педагогов школы.
Учителя, обученные обновлённому программному содержанию и современным методикам преподавания, применяют полученные теоретические знания в своей практической деятельности. В целом, уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива стабилен.
Но существуют проблемы: часть учителей продолжают работать по старым традиционным методикам (в силу возраста и убеждений), только 50% учителей систематически используют ИКТ-технологии в урочной и внеклассной деятельности (отчасти из-за нехватки мультимедийного оборудования). Слабо используются дистанционные технологии, неохотно учителя школы принимают участие в профессиональных конкурсах учителей, неохотно идут на аттестацию на повышение категории.
Методическая тема школы: «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс как способ формирования ключевых компетенций учителя и ученика с целью повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения». На заседаниях педсоветов, методических объединений, семинаров рассматриваются различные аспекты методической проблемы. Педагогическое мастерство учителя повышают, участвуя в работе методических объединений.
Рисунок 2 – Структура управления методической работы опорной школы
Из рисунка 2 видно, что постоянно действующие МО организованы по циклам: МО учителей естественного цикла, МО начальных классов, МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей математики и информатики, МО классных руководителей.
Школа имеет современные материально-технические условия. Здание школы – новостройка. Тип здания – нетиповое, двухэтажное, состоит из двух корпусов. Год ввода в эксплуатацию – 2003 г. Предельная численность контингента обучающихся, воспитанников (согласно лицензии) – 360. Реальная наполняемость – 244 учащихся.
В школе - 20 учебных кабинетов, их площадь – 1165,2 кв. м. Имеется библиотека (читальный зал и абонемент), столовая, актовый зал, кабинет психолога, комнаты совета старшеклассников, кабинет директора, 2 кабинета заместителей директора, спортивный и гимнастический залы, медицинский кабинет. Построена современная спортивная площадка.
Для реализации образовательной программы школы, выполнения проектов имеются предметные лаборатории (химия, физика, начальные классы), один кабинет информатики.
Таблица 5 - Техническое оснащение школы
В школе создана информационная среда, обеспечивающая благоприятные условия для творческой самореализации педагогов и школьников. Педагоги имеют достаточный уровень информационных умений и активно используют в урочной и внеурочной деятельности информационные средства, такие как: мультимедийные проекторы, интерактивные доски, DVD, - а также информационные и электронные образовательные ресурсы. Техническая оснащённость образовательного процесса достаточная – на один компьютер приходится 6 учащихся и на каждого педагога приходится по 2 компьютера. В соответствии с ФГОС нового поколения приобретён мобильный класс для начальной школы. Однако с течением времени компьютерная техника школы изнашивается и нуждается в постепенном обновлении, на что не всегда есть возможность выделить финансовые средства; отсутствуют программы автоматизации деятельности администрации школы, что негативно сказывается на управленческой деятельности; отсутствует системный администратор, который необходим для активного использования интернет-технологий и создания доступного единого информационного пространства школы; низкая скорость сети Интернет приводит часто к сбою в работе.
Заместитель директора Заместитель директора
по учебной работе по воспитательной работе
Зам. по АХЧ
Модель учебной Модель воспитательной
службы службы
Рисунок 1 - Система управления в МБОУ «Ясновская СОШ»
Как видно из рисунка 1 органами управления МБОУ являются Управляющий совет, директор, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет. Обеспечивается государственно-общественный характер управления школой. Административное управление осуществляет директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий совет школы, педагогический совет. Работа
педагогического совета строится, прежде всего, на принципах демократии и сотрудничества. Созданы методический совет и другие современные организационные структуры (временные проблемно-творческие группы, ученическое самоуправление, школьные конференции). Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
В Управляющий совет входят представители родителей, учителей, учащихся, общественности. Он рассматривает вопросы перспективного развития школы, социального заказа школе, а также защиты интересов семьи, детей, педагогов, общества.
Школа обладает стабильным, профессиональным педагогическим коллективом, ориентированным на внедрение педагогических инноваций. В настоящее время в школе работают 27 педагогов: 5 мужчин и 22 женщины. Сформировалась сплочённая команда, имеющая единую цель – дать качественное образование, где каждый добросовестно выполняет свой функционал. Между учителями налажен процесс обмена информацией, поддержки и взаимопонимание. В школе сложилась система педагогических традиций, направленных на обеспечение ценностного единства участников образовательного процесса. Для создания условий, при которых кадровый потенциал школы будет эффективно использоваться и успешно развиваться для достижения ведущих целей образования, администрация школы целенаправленно проводит комплексную кадровую политику. В качестве основных сфер отрабатываются пять взаимосвязанных областей:
- подбор и расстановка кадров;
- система обучения педагогов;
- информационная поддержка педагогов;
- система стимулирования педагогов;
- условия и формы вовлечения педагогов в управление школой.
Таблица 1 - Особенности кадрового состава МБОУ «Ясновская СОШ»
№ п/п | Наименование показателя | Число педагогических работников |
1. | Численность педагогических работников - всего | 27 |
2. | из них: | |
3. | учителей | 24 |
4. | социальный педагог | 1 |
5. | психолог | 1 |
6. | педагоги дополнительного образования | 1 |
7. | штатные педагогические работники, за исключением совместителей | 26 |
8. | педагогические работники, работающие на условиях внешнего совместительства | 1 |
9. | Из общей численности педагогических работников (из строки 1): | |
10. | лица, имеющее высшее профессиональное образование | 17 |
11. | лица, имеющее среднее специальное образование | 10 |
12. | лица, имеющие высшую квалификационную категорию | 4 |
13. | лица, имеющие первую квалификационную категорию | 11 |
14. | лица, аттестованные на соответствие занимаемой должности | 7 |
15. | лица, не проходившие аттестацию | 5 |
16. | лица, имеющие почетное звание | 2 |
17. | лица, награждённые ведомственными наградами | 2 |
18. | Лица, награждённые Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ | 2 |
Таблица 2 - Педагогический стаж работников школы
Стаж | 1-5 лет | 5-10 лет | 11-15 лет | 16-20 лет | 20-25 лет | 26 и более |
Количество | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 11 |
Таблица 3 - Возрастной состав педагогов
До 30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-55 лет | Свыше 55 лет | Пенсионный возраст |
1 | 5 | 9 | 4 | 8 | 7 |
Анализ кадрового состава педагогического коллектива свидетельствует о достаточно стабильном положении. Но, к сожалению, практически нет притока молодых педагогов. За последние три года в школу пришли только двое молодых специалистов. Наблюдается старение педагогических кадров. 26% - учителя пенсионного возраста. Средний возраст учителей 48 лет. К тому же, в школе не хватает учителей математики, английского языка и музыки.
Таблица 4 - Сведения о прохождении педагогическими работниками курсов повышения квалификации за последние 3 года
Учебный год | Формы повышения квалификации | Место прохождения | Количество человек/ % |
2012-2013 | Лекции, семинары, обмен опытом, посещение других школ, дистанционное обучение, заочное обучение. | г. Калининград, г. Советск, «Институт развития образования» | 11 (35%) |
2013-2014 | г. Калининград, «Институт развития образования» | 22 (78%) | |
2014-2015 | г. Калининград, «Институт развития образования» | 24 (89%) |
Повышение квалификации педагогических кадров – один из главных ресурсов, способствующих решению поставленных задач. Ведущими формами повышения уровня педагогического мастерства являются самообразовательная работа, курсовая переподготовка, изучение передового опыта коллег, аттестация, конкурсы профессионального мастерства учителя, участие в работе районных методических объединений. Все члены педагогического коллектива ведут систематическую, планомерную самообразовательную работу по индивидуальной методической теме или проблеме. Вопросы самообразования рассматриваются на педагогических советах, обсуждаются на заседания МО. В целях систематизации опыта, накапливаемого специалистами, для определения направления его развития в школе использовался один из современных методов профессионального развития — метод «портфолио». Большинство педагогов освоило информационно-коммуникационные и интернет-технологии. В течение длительного времени наблюдается положительная динамика роста квалификации педагогов школы.
Учителя, обученные обновлённому программному содержанию и современным методикам преподавания, применяют полученные теоретические знания в своей практической деятельности. В целом, уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива стабилен.
Но существуют проблемы: часть учителей продолжают работать по старым традиционным методикам (в силу возраста и убеждений), только 50% учителей систематически используют ИКТ-технологии в урочной и внеклассной деятельности (отчасти из-за нехватки мультимедийного оборудования). Слабо используются дистанционные технологии, неохотно учителя школы принимают участие в профессиональных конкурсах учителей, неохотно идут на аттестацию на повышение категории.
Методическая тема школы: «Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс как способ формирования ключевых компетенций учителя и ученика с целью повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения». На заседаниях педсоветов, методических объединений, семинаров рассматриваются различные аспекты методической проблемы. Педагогическое мастерство учителя повышают, участвуя в работе методических объединений.
Рисунок 2 – Структура управления методической работы опорной школы
Из рисунка 2 видно, что постоянно действующие МО организованы по циклам: МО учителей естественного цикла, МО начальных классов, МО учителей гуманитарного цикла, МО учителей математики и информатики, МО классных руководителей.
Школа имеет современные материально-технические условия. Здание школы – новостройка. Тип здания – нетиповое, двухэтажное, состоит из двух корпусов. Год ввода в эксплуатацию – 2003 г. Предельная численность контингента обучающихся, воспитанников (согласно лицензии) – 360. Реальная наполняемость – 244 учащихся.
В школе - 20 учебных кабинетов, их площадь – 1165,2 кв. м. Имеется библиотека (читальный зал и абонемент), столовая, актовый зал, кабинет психолога, комнаты совета старшеклассников, кабинет директора, 2 кабинета заместителей директора, спортивный и гимнастический залы, медицинский кабинет. Построена современная спортивная площадка.
Для реализации образовательной программы школы, выполнения проектов имеются предметные лаборатории (химия, физика, начальные классы), один кабинет информатики.
Таблица 5 - Техническое оснащение школы
Наименование показателя | Фактическое значение |
Наличие в организации подключения к сети Internet, скорость подключения к сети Internet,Кбит/сек | 256 кб/с |
Количество Internet – серверов | 1 |
Наличие локальных сетей | 1 |
Количество терминалов, с доступом к сети Internet | 18 |
Количество единиц вычислительной техники (компьютеров) -всего -из них используются в учебном процессе | 39 29 |
Количество классов, оборудованных мультимедиапроекторами | 11 |
Количество интерактивных комплексов с мобильными классами | 1 |
Количество интерактивных досок | 11 |
Сайт организации | htt://yasnoe.jimbo.com |
В школе создана информационная среда, обеспечивающая благоприятные условия для творческой самореализации педагогов и школьников. Педагоги имеют достаточный уровень информационных умений и активно используют в урочной и внеурочной деятельности информационные средства, такие как: мультимедийные проекторы, интерактивные доски, DVD, - а также информационные и электронные образовательные ресурсы. Техническая оснащённость образовательного процесса достаточная – на один компьютер приходится 6 учащихся и на каждого педагога приходится по 2 компьютера. В соответствии с ФГОС нового поколения приобретён мобильный класс для начальной школы. Однако с течением времени компьютерная техника школы изнашивается и нуждается в постепенном обновлении, на что не всегда есть возможность выделить финансовые средства; отсутствуют программы автоматизации деятельности администрации школы, что негативно сказывается на управленческой деятельности; отсутствует системный администратор, который необходим для активного использования интернет-технологий и создания доступного единого информационного пространства школы; низкая скорость сети Интернет приводит часто к сбою в работе.