Файл: I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретический анализ психологических характеристик темперамента
1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.
1.2. Психологическая характеристика основных типов
2.1. Содержание и структура индивидуального стиля деятельности
2.2. Особенности учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
Характеристика индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов военного вуза
3.2 Разработка научно обоснованных рекомендаций командирам подразделений
2.4. Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов вуза
Современная наука рассматривает феномен человека с самых разных ракурсов и в разнообразных модальностях. И если биология, физиология, анатомия, психофизиология изучают особенности индивидов, то психология посвящает свои труды их субъектным свойствам, а педагогика – личностным качествам.
Важно понимать роль психологии в формировании закономерностей проявлений психической сферы человека, а педагогики – в теоретических и практических основах образования и воспитания, трансформации социально-обусловленной сферы личности. Обе науки равноважно занимаются психолого-педагогической коррекцией, взаимообразно заимствуя друг у друга специфические задачи и терминологию. Поэтому так важен вывод: успех военного образовательного процесса скрыт в пересечении объединённых усилий военных психологов и педагогов. И высшим проявлением их профессиональной деятельности выступают их интегративные психологические и педагогические знания.
По мнению Т.Е. Егоровой, «психологическая культура – это совокупность культурно-исторических способов развития и произвольной регуляции психических процессов, эмоциональных переживаний и состояний сознания, а также поведения человека в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с миром природы. Она представляет собой многомерное, иерархичное системное образование, обладающее множественными связями как внутри, так и извне. Интегрирующим началом в ней являются метаценности и смыслы, определяющие гуманистическую и экологическую направленность человека»29.
Являясь частью общечеловеческой культуры, культура психологическая представляется интегративным системным компонентом, характеризующим свойство, процесс и состояние личности в рамках общества, имеющего свою историю и находящегося в постоянном перспективном диалектическом развитии. Таким образом, можно выделить психологическую культуру:
-
личности; -
социума; -
культуры деятельности.
Психологическая культура предполагает:
-
духовно-нравственное развития и самосознание высокого уровня; -
осознанную саморегуляцию и самореализацию; -
особый уровень сензитивности; -
эмпатию, ответственно-неравнодушное восприятие самого себя и окружающего мира; -
гармоничное единение личного и общественного на высоком уровне духовно-нравственного развития; -
способность быть субъектом психологической культуры; -
способность к экологическому взаимодействию с окружающей средой.
Структура психологической культуры личности подразумевает такие слагаемые как психологическая образованность и соответствующие компетенции, рефлексивно-перцептивное, когнитивное, коммуникативное, регулятивное, эмоционально-чувственное, ценностно-смысловое, поведенческое.
Педагогическая культура в общечеловеческом смысле является элементом общечеловеческой культуры. Её призвание – посредством духовных и материальных ценностей и творческих подходов обеспечить исторический процесс эстафеты поколений через социализацию личности30. Выделяют культуры: экологическую, технологическую, правовую, политическую, коммуникативную, гносеологическую, экономическую, семейных отношений и пр. И в этой череде именно педагогическая культура воспринимается как инструмент профессионального постижения теории и практики современных педагогических технологий, способ творческой саморегуляции личности в педагогической деятельности.
Являясь сущностной характеристикой личности, профессиональная культура являет собой системный конгломерат аксиологического, технологического, эвристического и личностного компонентов, а также профессионализма, стиля педагогического общения, вербальной и невербальной культуры, ораторского мастерства, работоспособности и стрессоустойчивости, интеллекта, вариативности, умения распределять внимание и мн.др.
Профессионализацию военнослужащих следует воспринимать и формировать через привитие ростков акмеолого-педагогической культуры, военно-профессиональной компетентности и воинского мастерства.
Составляющими педагогической культуры являются: педагогическая направленность; гармония развитых идейно-политических, нравственных и интеллектуальных качеств; педагогические оптимизм и мастерство, общение и поведение; постоянное самосовершенствование.
Объединение усилий психологов и педагогов видится нами в развитии культуры личности через создание системы психолого-педагогических воздействий на человека с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной и будущей профессиональной деятельности.
Связь теории обучения с ее эффективной реализацией в системе высшей школы прослеживается через анализ психолого-педагогической и специальной дидактической литературы и выявление основных противоречий процесса подготовки будущих военных:
а) создание преемственности образовательных систем разных уровней на принципах интегративности и непрерывности с поэтапной подготовкой курсантов;
б) корректирование образовательных программ с учётов ведомственных обучающих компонентов и совершенствованием образовательных технологий;
в) поощрение и стимулирование творческого подхода к методологии преподавания, созданию авторских программ и авторских учебных курсов;
г) обучение через обращение к личности будущего военного командира посредством инструментов психологии.
Данный подход представляет собой авторскую концепцию непрерывно-дискретного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста в период его обучения в военном вузе. Исследования психологии личности позволяют установить закономерности организации, функционирования стиля и учитывать особенности его развития у конкретного обучаемого.
Разработка и внедрение в образовательный процесс системы индивидуальных образовательных проектов в военном вузе предполагает эффективное формирование индивидуального стиля успешного профессионального командира. Данный процесс должен носить дискретный характер и совершенствоваться поэтапно: учебный этап (1-й курс), учебно-профессиональный (2-3-й курсы), профессиональный (4-5-й курсы), исследовательский (специалитет, магистратура, адъюнктура). Дальнейшее самосовершенствование индивидуального стиля должно поддерживаться и поощряться в системе дополнительного профобразования военной сферы. Безусловным представляется профессиональное корректирование индивидуального стиля личности на каждом из этапов его становления31.
Формирование психологической и педагогической культуры у будущего командира должно происходить также дискретно и непрерывно в тесной взаимосвязи с общими и профессиональными образовательными знаниями. Таким образом, только в совокупности и взаимопроникновении психологическая и педагогическая культура могут в высшей степени способствовать воспитанию военного командира новой формации с присущим ему индивидуальным стилем деятельности.
Глава III. Исследование влияния особенностей темперамента курсантов военного вуза на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности
3.1 Выявление типов темперамента военнослужащих и влияния их на формирование индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности
Возрастающий интерес к личности современного военнослужащего обусловлен происходящими в настоящее время геополитическими изменениями. Постоянное увеличение количества локальных и глобальных угроз и опасностей не может и не должно оставаться без адекватного ответа со стороны руководства государства в целях сохранения равновесного мира. В этой связи укрепление военного потенциала России представляется естественным и целесообразным. При этом только перевооружения и технического переоснащения Вооруженных Сил явно недостаточно. Безусловно, обороноспособность и государственная безопасность, успешное решение боевых задач во многом зависит от используемых российской армией технических средств. Но за любой суперсовременной техникой стоят люди. И именно человеческий фактор предопределяет боеспособность действующих войск и их патриотический настрой. Поэтому образовательная, техническая и психологическая подготовленность личного состава и воспитание личностных качеств военнослужащих выходит в комплексе задач, стоящих перед российской армией на первый план.
Военная государственная служба представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленной на обеспечение обороноспособности и безопасности страны. Офицерский состав во все времена считался элитой вооружённых сил. Такая ответственная работа предполагает наличие у человека, её выполняющего, не только безупречную физическую и специальную подготовку, но также эмоциональную и психологическую устойчивость, наличие волевой саморегуляции, ответственности, дисциплинированности, организованности и чувства долга перед Отечеством. Обучение в военных учебных заведениях призвано привить будущим офицерам профессиональные навыки, помочь им получить качественное образование и воспитать в них лучшие качества, присущие военным командирам, на чьи плечи ложится ответственность за личный состав и за выполнение самых разных задач. Отличительной чертой обучения в военных вузах является наличие жёсткого регламента служебного времени и непререкаемой воинской дисциплины