Файл: 1. основные этапы в истории древнего египта. Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 781

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.

2. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В МЕСОПОТАМИИ. УСИЛЕНИЕ ВАВИЛОНА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНА. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.

3. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ: ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ; ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО; УГОЛОВНОЕ ПРАВО; СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

4. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ. ЗАКОНЫ МАНУ. ВАРНЫ И КАСТЫ.

5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА. ПУТЬ АФИН ОТ АРИСТОКРАТИИ К ДЕМОКРАТИИ: РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА.

7. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В 5 В. ДО Н. Э. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА. СИСТЕМА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. АФИНСКИЕ МОРСКИЕ СОЮЗЫ.

8. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. РЕФОРМЫ ЦАРЯ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СТРОЯ.

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.

10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.

11.РИМСКИЙ ДОМИНАТ. РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

12.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА. ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ КАК ПАМЯТНИК ЦИВИЛЬНОГО ПРАВА. МАНЦИПАЦИЯ. НЕКСУМ.

13.ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАРЛА МАРТЕЛЛА. ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО. ВЕРДЕНСКИЙ ДОГОВОР 843 Г.

14.САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА — ПАМЯТНИК РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА; ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.

15.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ГЕРМАНИИ. «СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ». ЗОЛОТАЯ БУЛЛА 1356 Г.

16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.

17.АБСОЛЮТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ. «КНЯЖЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ». «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В АВСТРИИ И ПРУССИИ.

18.ИСТОЧНИКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОБЫЧНОЕ ПРАВО. ЧАСТНЫЕ КОДИФИКАЦИИ. ГОРОДСКОЕ ПРАВО. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА.

19.«КАРОЛИНА» КАК ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СВОД УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

20.ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА. ЦЕНЗИВА.

21.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.

22.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ, «ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС».

23.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫ РИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КОЛЬБЕРТИЗМ.

24.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АНГЛИИ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА. АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ. АНГЛОСАКСОНСКИЕ ПРАВДЫ.

25. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 Г. РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II.

26.ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 Г.

27.ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА И РАЗВИТИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ. СТАТУТЫ И БИЛЛИ.

28.ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА. ТЮДОРЫ И СТЮАРТЫ.

29.РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В СРЕДНИЕ ВЕКА. «ОБЩИЕ СУДЫ» И «ОБЩЕЕ ПРАВО». «СУД СПРАВЕДЛИВОСТИ» (КАНЦЛЕРСКИЙ) И «ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ.

30.РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660 ГГ. В АНГЛИИ. ПРОТЕКТОРАТ. «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ».

31.РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В 1660 Г. БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ТОРИ И ВИГИ.

32.ХАБЕАС КОРПУС АКТ.

33.«СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ 1688 Г. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 Г.

34.«АКТ ОБ УСТРОЕНИИ» 1701 Г.

35.РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ XVIII — НАЧАЛА XIX В. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО.

37.РЕФОРМЫ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ В XX ВЕКЕ 1911-1949 ГГ., 1999 Г. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1918, 1928, 1948 И 1969 ГГ.

38.ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ.

39.КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАЦИИ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.

40.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США. ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ. ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОВ. XIII, XIV, XV ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

41. «НОВЫЙ КУРС» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА. ЗАКОНЫ 1933-1935 ГГ.

42.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США В XX ВЕКЕ. НОВЫЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.

43. НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 Г. ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1791 Г.

44.ПЕРВАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНВЕНТ. ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА. (РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ). ЛИКВИДАЦИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ.

45.ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1794 Г. ДИРЕКТОРИЯ. КОНСУЛЬСТВО. ИМПЕРИЯ.

46.ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1848 Г. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ.

47. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1875 Г.

48.УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 Г. ПЕРЕХОД К ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.

49.СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ. СЕВЕРОГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 Г.

50.НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 1918 Г. ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1919 Г. СУДЬБА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

51.ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1804 Г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОДЕКСА, ЕГО СТРУКТУРА (ИНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА), ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ.

52.ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ПО КОДЕКСУ НАПОЛЕОНА. СТАТЬИ 544, 545, 546, 552. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА ПО ФГК.

53.УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1810 Г. СТРУКТУРА. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

54.ГЕРМАНСКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ 1896 Г., ЕГО РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ. СТРУКТУРА ГГУ (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА). ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.

55.ВЕЩНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГГУ.

56.СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.

57.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г.

; - он определял количество имущества людей, и соответственно, распределял людей по разрядам.

г) народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса. Их полномочия действовали только в Риме, число от 2 до 10 человек;

Низшие ординарные магистратуры:

а) квесторы - помощники преторов - осуществляли финансовое управление (заведовали казной, вели расходные и приходные книги, хранили государственные документы). Существовали городские квесторы, провинциальные (финансами армии и разделом военной добычи), италийские за поступление налогов из провинции. Также расследовали некоторые уголовные дела (розыскные полномочия);

б) эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских). Поддерживали общественный порядок, следили за продовольственным снабжением и благоустройством города, наблюдали за торговлей, организовывали общественные зрелища;

в) плебейские трибуны возникли как защитники плебеев, у них было право вето, могли запретить любое решение Сената. У них была особая неприкосновенность;

Для чрезвычайных случаев была чрезвычайная магистратура: создавалась коллегия децемвиров, которая наделялась законодательной властью. Диктатура вводилась, когда городу грозила опасность; один из бывших консулов в течение полугода принимал на себя должность диктатора и принимал единолично решения, а потом отчитывался о принятых решениях в Сенате. Если возникали противоречия, создавалась должность, представлявшая бедных, - третий консул-плебей, объединявший всех плебеев.

Таким образом, На протяжении существования Римской республики государственный и общественный строй претерпевает серьезные изменения. В начале республиканского периода Древнего Рима в обществе еще были пережитки родовых и общинных порядков, раннеклассовых структур, патриархального рабства. При этом Рим представлял собою государство полисного типа. Для всего последующего развития государства важное значение имела сословная борьба патрициев и плебеев и ее результаты. Со временем многие плебеи становятся богаче патрициев, к тому же патриции сильно зависят от плебеев и постепенно их права выравниваются.
Проф. В. А. Томсинов о причинах политического кризиса римской республики: “В I в. до н. э. все противоречия рабовладельческого Рима достигают огромной остроты и угрожают существованию Римского государства. Начинаются гражданские войны, восстания рабов (восстание Спартака)”.
Падение республики обуславливается многими причинами: обострение социально-классовых противоречий, значительное расширение территории, что привело к снижению эффективности бывших органов государственной власти. Государственное устройство полиса, аристократический политический режим устаревают. Увеличивается количество рабов, возникают постоянные восстания, а, следовательно, возникает необходимость в аппарате их подавления. Деградация свободных, ухудшение их материального положения вызывало широкое движение протеста неимущего населения, социальное напряжение приводило к гражданским войнам.

Переход Рима к диктатуре как постоянной форме правления совершился не сразу. В 82 г. до н. э. Сулла, опираясь на войско, совершил государственный переворот. Сулла был назначен "диктатором для написания законов и устроения государства". Таким образом, диктатору была формально предоставлена (впервые в Риме) законодательная власть. Одновременно Сулла получил неограниченное право выносить смертные приговоры, конфискацию имущества и т. п. Эти права была даны Сулле на неограниченный срок — впредь до восстановления порядка. По существу, речь идет не о "предоставлении" прав, а о захвате Суллой неограниченной власти. Правление Суллы является военной диктатурой крупных землевладельцев. Растущие противоречия между различными группами римских граждан и возникшее после диктатуры Суллы восстание Спартака ускорили переход к введению диктатуры единоличных правителей.

В 60 г. до н. э. образовался т. н. "триумвират" в составе Помпея, Красса, Цезаря, фактически захвативших в свои руки власть. Триумвират боролся против оптиматов, опираясь на всадников, популяров и на войска, которыми командовали триумвиры. В дальнейшем триумвират распался.

Следующим шагом по пути к установлению монархии явилась диктатура Цезаря. Цезарь опирался на находившееся в его руках войско, получавшее от него щедрое вознаграждение. Целью политики Цезаря было объединение Средиземноморского бассейна под гегемонией города Рима и превращение Римской республики в средиземноморскую державу. В 49 г. до н. э. Цезарь был назначен диктатором, в 48 г. его диктатура была продолжена на неопределенный срок, в 46 г. он был назначен диктатором на 10 лет, в 44 г. до н. э. - "постоянным диктатором". Здесь речь идет уже о пожизненной власти. Наряду с диктатурой, Цезарь сосредоточил в своих руках власть трибуна, надзор за нравами и являлся "верховным жрецом".



В 45 г. до н. э. ему был дан титул "императора". Тем самым в руках Цезаря сосредоточилась высшая власть, и прежние республиканские органы в значительной степени утратили свое влияние. Цезарь получил право решать вопросы о войне и мире, управлять финансами, командовать войсками. После смерти Цезаря (44 г до н э заговор организовали сторонники республики) возникает борьба, и разложение республики идет быстрыми шагами.

В 43 г. до н. э. был образован "второй триумвират" в составе Антония, Октавиана и Лепида, являвшийся, по существу, продолжением военной диктатуры Цезаря. Триумвирам были вручены консульская власть и неограниченные полномочия "для устроения государства". Войска триумвиров нанесли решительное поражение республиканским войскам, и власть перешла к Октавиану, а второй триумвират распался. Октавиан разбил Антония.

Таким образом, особенность военной диктатуры состояла в том, что она соединяла в одних руках не только консульскую и трибунскую власть, но также цензорскую (с 46 г.) и высшую жреческую. Хотя комиции и продолжают существовать, имитируя сохранение республики, но следуют указаниям императора, включая и те, которые относятся к избранию на должности.


10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.


27 г. до н.э. – 284 г. н.э. – Период принципата, имперский. Приход к власти Октавиана Августа; получает титул императора и пожизненного народного трибуна.

Принципат - Особая форма монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках 1 человека (Октавиан). «Принципат – монархия в республиканских одеждах».

Сохраняются республиканские учреждения (Сенат, комиции), но их полномочия сокращаются и ограничиваются в рамках Рима. Заменяют принципы выборности, подотчетности, коллегиальности.

1. Глава – принцепс – 1 сенатор:

- вся полнота власти (власть консула - отмена решений магистратов, императора - власть над легионами, понтифика - верховный жрец, Отец Отечества и Август - священный характер власти),

- право вето на решения всех государственных органов и право формировать Сенат (власть трибуна и цензора).

- Власть пожизненно, назначал преемника (воля обязательная). Проф. В. А. Томсинов обращает внимание, что “постепенно вошло в обычай назначение принцепсом себе помощника, обычно - сын принцепса. Последний и получал возможность организовать захват власти после смерти своего отца”.- Казна выводится из-под сенатского контроля.

2. Опора принцепса – армия (корпоративная организация и политическая сила), неподконтрольная Сенату и обществу, подчиненная лично императору.

Принцепс принимает законы, которые стали называться конституциями.

Реформы Октавиана:

а) военная реформа.

- 28 легионов постоянных воинских подразделений, многие из которых сохранялись на протяжении веков.

- С 30 года до н.э. Август установил рекрутский набор с шестнадцатилетнего возраста, а в 6 году н.э. - с двадцати лет.

- Главной финансовой проблемой, с которой сенат
никогда не сталкивался во времена республики, стало наделение демобилизованных ветеранов земельными участками и наградными пособиями. С 30 года до н.э. вплоть до 6 года н.э. Август сам покупал требуемые земли или оплачивал пособия за свой счет.

- Затем он создал особую военную казну и вопреки сенатской оппозиции установил новый налог с граждан Рима для ее пополнения.

- Были созданы также два постоянных флота, базировавшихся в Равенне и Мизене.

б) административная реформа. Для выполнения разнообразных задач Август создал в помощь себе административную машину, предназначенную для конкретных дел и не имевшую четкой внутренней координации.

- Октавиан назначал сенаторов из консульской или преторианской среды в качестве своих уполномоченных для управления своими провинциями и командования легионами (за исключением стоявших в Египте).

- Он также вводил старшего сенатора в консульский ранг в качестве префекта города для поддержания порядка в Риме силами городских когорт; для командования вспомогательными частями и управления маленькими провинциями Октавиан обычно использовал префектов всаднического ранга.

- Своей домашней челяди, рабам и вольноотпущенникам, он придал статус центрального секретариата и финансового органа;

в) социальная и религиозная политика. Август пытался реформировать религиозную, нравственную и социальную жизнь римского народа.

- Он восстанавливал заброшенные храмы, вышедшие из обихода ритуалы, деятельность жречества и в целом предпринимал усилия, чтобы оживить старые религиозные традиции, проникнутые патриотическим духом.

- В сфере морали Октавиан пытался восстановить священное отношение к супружеству и стимулировать рождаемость, с этими целями проведя около 18 года до н.э. два закона:

1) признававший супружескую измену преступлением,

2) предусматривающий наказание неженатых и бездетных граждан и поощрение родителей больших семейств.