Файл: 1. основные этапы в истории древнего египта. Государственный строй.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 665
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ.
4. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ. ЗАКОНЫ МАНУ. ВАРНЫ И КАСТЫ.
5. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.
9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС РЕСПУБЛИКИ.
10.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПАТА И ЕГО РАЗВИТИЕ. ЭДИКТ КАРАКАЛЛЫ.
11.РИМСКИЙ ДОМИНАТ. РЕФОРМЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИОКЛЕТИАНА И КОНСТАНТИНА. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.
19.«КАРОЛИНА» КАК ОБЩЕГЕРМАНСКИЙ СВОД УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.
20.ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: АЛЛОД, БЕНЕФИЦИЙ, ФЕОД. ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА. ЦЕНЗИВА.
21.ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ВО ФРАНЦИИ. РЕФОРМЫ ЛЮДОВИКА IX.
23.ФРАНЦУЗСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ. РЕФОРМЫ РИШЕЛЬЕ. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. КОЛЬБЕРТИЗМ.
25. НОРМАНДСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ АНГЛИИ 1066 Г. РЕФОРМЫ ГЕНРИХА I И ГЕНРИХА II.
26.ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ 1215 Г.
28.ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА. ТЮДОРЫ И СТЮАРТЫ.
30.РЕВОЛЮЦИЯ 1640-1660 ГГ. В АНГЛИИ. ПРОТЕКТОРАТ. «ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ».
31.РЕСТАВРАЦИЯ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В 1660 Г. БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. ТОРИ И ВИГИ.
33.«СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В АНГЛИИ 1688 Г. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1689 Г.
38.ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ.
39.КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г. ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАЦИИ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1791 Г.
41. «НОВЫЙ КУРС» Ф. Д. РУЗВЕЛЬТА. ЗАКОНЫ 1933-1935 ГГ.
42.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США В XX ВЕКЕ. НОВЫЕ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ.
45.ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ 1794 Г. ДИРЕКТОРИЯ. КОНСУЛЬСТВО. ИМПЕРИЯ.
46.ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1848 Г. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ.
47. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ 1875 Г.
48.УСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1946 Г. ПЕРЕХОД К ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКЕ.
49.СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ. СЕВЕРОГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ИМПЕРИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1871 Г.
53.УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ 1810 Г. СТРУКТУРА. СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.
55.ВЕЩНОЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО ПО ГГУ.
56.СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИТАЕ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ.
57.ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г.
Ухудшило положение период междуцарствия с 1254 по 1273 гг. В этот период были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие князьям. Власть отдельных герцогств и княжеств усиливалась, когда как центральная власть окончательно перестала что-либо решать, только номинально. Период междуцарствия был связан войной с папами в Германии.
Власть германских князей непрерывно росла. В начале XIII в. они приобрели высшую уголовную юрисдикцию, право чеканки монеты, основания таможен и право взимания податей. Политическое господство князей было юридически закреплено привилегиями, которые предоставил им новый император из династии Штауфенов Фридрих II (1220—1250).
Фридрих II проводил политику угнетения народных масс и в Германии и в Италии. Он не давал никаких привилегий германским городам, запрещал городские союзы, цехи и выборы городских советов. С помощью князей он подавлял крестьянские восстания и вёл борьбу против народных движений, принимавших форму антицерковных ересей.
Характеризуя гибельные последствия политики Штауфенов для судеб средневековой Германии, Ф. Энгельс указывал, что страна могла бы стать централизованным государством, если бы «... римский императорский титул и связанные с ним притязания на мировое господство не сделали невозможным конституирование национального государства и не привели к растрате сил в итальянских завоевательных походах... при этом общегерманские интересы все время предательски нарушались».
Таким образом, начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
Золотая булла 1356 г.. В 1356 г. германский император Карл IV выпускает постановление, известное как Золотая булла (грамота с золотой печатью и в особой упаковке).
Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи
, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов, что и было юридические санкционировано в Золотой булле. Карл Маркс назвал Золотую буллу "основным законом немецкого многовластия".
Основная часть документа состоит из 31 главы: 6 – посвящены вопросам, связанным с избранием римского короля, который должен стать императором, 4 – попыткам установить феодальный порядок, а 21 – князья-избирателям, их привилегиям.
«Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управлении Германией фактически сосредотачивалось в руках семи курфюрстов. Императора можно было сместить в трех случаях (если его отлучали от церкви): Он сомневается в истинной вере; Оставляет свою законную жену; Разрушает Божий храм.
В «Золотой булле говорится», что при равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцкому. Он был председателем коллегии курфюрстов, которая должна была собираться во Франкфурте-на-Майне.
«Золотая Булла» узаконила частные войны, кроме войн вассалов против сеньоров: такие войны были воспрещены. Также ЗБ запретила союзы городов. Коллегия имела право суда над императором. Политические права, которые давались курфюрстам по «Золотой булле»:
- Полная политическая самостоятельность курфюрстов, их равенство императору;
- Неделимость, территориальное верховенство, переход по наследству курфюршеств;
- Курфюрсты могли иметь собственность на недра и их эксплуатацию, взимали пошлины, чеканили собственную монету;
- Курфюрсты не платили при инвеституре лена полагающегося императору взноса.
- Также имели право высшей юрисдикции в своих владениях.
Как отмечает Н. А. Крашенинникова, доктор юр. наук, “в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором)”.
Таким образом, "Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией сосредоточивалось в руках семи курфюрстов. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. Признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов.
16.СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В ГЕРМАНИИ.
Ко времени принятия «Золотой буллы» в Германии завершается процесс формирования сословий – духовенства, рыцарей и горожан, что создало предпосылки для перехода в условиях усилившейся феодальной раздробленности к сословно-представительной монархии.
«Золотая булла» предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Каждый год в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. (Но! Не было реализовано, только при создании рейхстага коллегия курфюрстов стала заседать достаточно регулярно).
Рейхстаг (общеимперский съезд, создан в XV веке). Созывался императором в двух видах: расширенный состав или нет. Его формирование как представительного собрания во многом ускорилось в связи с активизаций участия городов на имперских и региональных собраниях. На Вормсском съезде 1495 г. были утверждены регламент деятельности рейхстага и его официальное наименование. Рейхстаг представлял деятельность трех курий (коллегий): 1) курфюрстов; 2) князей, графов и иных крупных феодалов; 3) представителей имперских и вольных городов. Духовенство не образовало отдельной курии, а заседало в первой или во второй коллегии, поскольку многие из крупного духовенства входили в состав княжеского слоя. В основном, коллегии заседали порознь, но иногда курии курфюрстов и князей заседали вместе.
У Рейхстага не было точно определенных обязанностей, но со временем появились определенные рамки его компетенции:
- решались вопросы военные, международные и финансовые по ходатайству императора;
- нельзя было объявлять войну, устанавливать налоги, проводить важнейшие военно-организационные мероприятия, решать судебно-политические вопросы, связанные с отдельными территориями без согласия рейхстага.
Решения Рейхстага носили, как правило, рекомендательный характер и при необходимости вводились в действие специальными постановлениями императора. Однако эти решения все равно не имели достаточно сильной юридической силы и воспринимались князьями только тогда, когда им это было выгодно.
В Германии сословно-представительная монархия в большей мере представлена созданными в княжествах органами сословного представительства – ландтагами. Считалось, что ландтаги и сословия участвуют в управлении княжествами. На практике их роль в управлении имела совещательный характер и выражалась в праве обращаться к князю с ходатайствами и петициями. Ландтаги, однако, участвовали в определении налогов с населения.
Таким образом, разобщенность германских городов не позволила горожанам стать значительной силой в органах сословного представительства, что во многом и обусловило их ограниченную роль в политической жизни страны. Органы сословного представительства не могли привести Германию к объединению. Несмотря на наличие в Германской империи ряда центральных государственных органов (император, рейхстаг, имперский суд), единство страны в то время было во многом иллюзорным. Рейхстаг выражал волю курфюрстов и не мог способствовать объединению страны. Таким образом, вторая особенность развития феодального государства в Германии заключается в том, что переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны, закрепил полновластие крупных феодалов. Сословно-представительная монархия не получила полного развития, а Рейхстаг не стал действительным органом сословного представительства. «К концу XV века Германия становится все более раздробленной; центр ее – все более слабым, в то время как Франция и Англия уже более или менее централизованы». (Ф. Энгельс «Заметки о Германии»).
17.АБСОЛЮТИЗМ В ГЕРМАНИИ. ИМПЕРАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ. «КНЯЖЕСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ». «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В АВСТРИИ И ПРУССИИ.
В XVII в. в германских княжествах установился «княжеский абсолютизм» (причиной были Тридцатилетняя война и Вестфальский мир 1648, которые содействовали росту национального самосознания и объединению), отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии.