Файл: Тема Эффективные средства коммуникации в сети и культура Интернеткоммуникаций Аннотация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 4. Эффективные средства коммуникации в сети и культура Интернет-коммуникаций

3.1. Аннотация

3.2. Лекционные материалы

1.1. Вебинары, опросы

2. Инструменты для организации самостоятельной и совместной работы

2.1. Комплексные сервисы

2.2. Сервисы для кооперации в цифровой среде

3.  Особенности организации и проведения занятий с использованием технологий синхронного взаимодействия

3.1. Видеоконференции, видеозвонки, виртуальные классы и иные технологии синхронного взаимодействия: определения и основные функции

3.2. Преимущества средств синхронного взаимодействия: онлайн-вебинары

3.3. Сервисы для видеосвязи на практике

3.4. Проведение занятий с использованием социальных сетей

4.2. Облачные сервисы для хранения и обмена файлами

4.3. Конструкторы и сервисы для создания опросов и контроля успеваемости

СЕТЕВАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА

3.3. Перечень вопросов для самоконтроля и/или самостоятельной работы

3.4. Глоссарий

3.5. Список учебно-методической литературы и интернет-ресурсов

3.  Особенности организации и проведения занятий с использованием технологий синхронного взаимодействия



Синхронное обучения – это учебное событие, в котором все учащиеся одновременно участвуют в обучении под руководством учителя. Это означает, что учащиеся и учитель взаимодействуют в определенном виртуальном месте, через определенную онлайн-среду, в определенное время.

Синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие учителя (преподавателя, тренера, тьютора) с аудиторией в режиме реального времени. Учитель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

Методы синхронного онлайн-обучения включают в себя видеоконференции, телеконференции, живые чаты и прямые трансляции.

Преимущества средств синхронного взаимодействия для учителя:

  • Высокая эффективность благодаря использованию удобных инструментов

  • Возможность легко отслеживать успехи каждого ученика с помощью цифровых средств

  • Независимость от локации

  • Мультиплатформенность



3.1. Видеоконференции, видеозвонки, виртуальные классы и иные технологии синхронного взаимодействия: определения и основные функции



Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов.

Виртуальный класс. Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), – хороший пример для категории синхронного обучения: учитель дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение.


В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать «средства коллаборативного синхронного обучения». К ним относятся Whiteboard и Breakout rooms.

Whiteboard (дословно: белая доска) – электронный аналог школьной доски в виде электронной панели, служащей для реализации функции совместной работы. Whiteboard – это электронная доска для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования, как в Paint, – линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т.п. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников. Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видеоконференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) – виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями PowerPoint и другие технологии для совместной работы. Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии. Обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Совместная работа с приложениями –

 инструмент, когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием.

Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения.

Вебинар (веб+семинар) как средство обучения может принадлежать к обеим категориям – как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн-вебинаре), т.е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами — асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается возможность повторного прослушивания/просмотра, использования его как видеоурока в онлайн-курсе, распространения в качестве видеофайла для ознакомления тем, кто не смог присутствовать в момент проведения самого вебинара, и пр.

Помимо, собственно, средств обучения, существуют средства общения / взаимодействия, которые могут быть использованы в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы.

К таким средствам относятся мессенджеры (SKYPE, WhattsApp, чаты). Обычно учителя используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т.п.

Социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online.

Понятно, что выбор средств
всегда должен быть связан с учебными целями, однако это только в теории. На практике же организаторы онлайн-обучения чаще всего руководствуются не целями, здравым смыслом или научными знаниями, а своим опытом и привычками.

Так синхронный формат более привычен и понятен для большинства представителей поколения, рождённого до цифровой эпохи, либо тем, кто слабо разбирается в новых технологиях. Кроме того, синхронный формат предпочитают люди с преобладанием черт экстравертов.

И наоборот, учить и учиться, выбирая асинхронный формат, предпочитают представители поколения digital. Такие люди меньше настроены на социальное взаимодействие в классическом смысле. Им проще бывает написать, чем рассказать словами, прочитать или послушать запись, посмотреть видео, чем присутствовать на лекции. У них есть свой собственный темп приёма и передачи информации.

Использование только синхронного или асинхронного обучения приводит к снижению эффективности. Например, люди, предпочитающие свой собственный темп, или те, кому нужно живое общение для усвоения информации, будут очень по-разному воспринимать один и тот же учебный контент.

Идеальным решением, безусловно, будет совмещение или параллельное использование обоих форматов. К примеру, электронный курс дополняется вебинаром, в ходе которого устно делается акцент на важных моментах, даётся возможность задать вопрос преподавателю, проговариваются проблемные моменты.

Классическое академическое обучение обычно предлагает синхронный формат (лекцию) как основной, а асинхронный как дополнительный. Этот же принцип чаще всего пытаются перенести и на прочие обучающие мероприятия, например, корпоративное обучение и дистанционные курсы.


3.2. Преимущества средств синхронного взаимодействия: онлайн-вебинары



Разнообразие вебинарных площадок впечатляет – на начало 2020 года можно насчитать более 50 вариантов. Тем не менее выбрать качественную площадку для вебинаров, которая бы полностью отвечала потребностям и была доступной по цене, не так-то просто. В обзоре мы представим перечень наиболее популярных вебинарных площадок и попытаемся отметить преимущества и недостатки каждой из них.

Основные возможности сервиса вебинаров

Каждый сервис вебинаров старается выделиться на фоне конкурентов. Кто-то предлагает лучшие инструменты для продвижения вебинаров, кто-то удивляет огромным количеством возможных участников. Характеристики вебинарных площадок:

Набор обязательных функций для вебинарного сервиса

Критерии оценки вебинарных площадок

  • показ презентации

  • whiteboard

  • чат

  • опросы

  • показ экрана

  • запись вебинара

  • бесплатный тестовый период

  • цена

  • количество ведущих, участников и вебинарных комнат

  • язык сервиса

  • специальные функции

  • недостатки

Рассмотрим кратко некоторые площадки для организации вебинаров, опираясь на вышеперечисленные критерии.

Zoom платформа для вебинаров подкупает расширенными возможностями для интеграции с разными сервисами. Можно проводить встречи для 10000 гостей, правда, такие участники могут только просматривать вебинар. Zoom предлагает интересные фишки, как например, звонок на мобильный перед началом мероприятия.

  • бесплатный тариф – до 100 участников, 40 минут записи

  • платные планы – от 14,99$ на одного ведущего, 100 участников, неограниченное время записи до 19,99$ на одного ведущего, 200 участников, но надо выкупить аккаунт минимум для 100 ведущих

  • возможность увеличить количество участников

  • сервис с английским языком интерфейса

  • интеграция с календарями Outlook, Google

  • возможность делить участников на подгруппы

  • одновременное проведение трансляции в сервисе и на Facebook или YouTube

  • автоматическая транскрипция вебинара, которую можно скачать